Вопрос 2. Политическое правовое учение Платона.



 

Настоящее имя Платона – Аристокл. Платоном его прозвал Сократ за то, что он был крепким человеком, Платон – значит большой, толстый, крупный.

427-347 г.г. до н.э.

Платон представитель знатного афинского аристократического рода, в роду его великий реформатор Солон. Большое влияние на мировоззрение Платона оказал его учитель Сократ. Сократ – кумир афинской молодежи, на его выступления приходило много людей.

В период правления тридцати тиранов, Сократ приглашен принят участие в тираническом правлении, он не пошел туда, установилось демократическое правление вскоре, также не пошел туда, т.к. скептически относился к демократическому строю. Двойной отказ позволили обвинить Сократа в безбожии, совращении юношества.

Афиняне потерпели поражение от Спарты, Сократ видя дальнейшую бесперспективность участия в политике, выступил с призывом, что в условиях кризиса, каждый должен заняться самопознанием. Привести в порядок свой внутренний мир.

Суд на Сократом. Ученики приготовили побег, он отказался и выпил чашу с ядом. Трагическая смерть Сократа потрясла Платона, уезжает из Греции, 10 лет путешествует

В Италии случился конфликт, его обращают в рабство, его выкупают из плена. По возвращении домой он попытался вернуть эти деньги, их не приняли, купил себе зеленую рощу.

Там образовалась знаменитая Платоновская академия. Существовала до примерно 500 г. н.э. Юстиниан закрывает ее как рассадник язычества.

По своим философским мировоззрениям он объективный идеалист.

Объективно существует идея. Мир идей составляет бытие. Видимый мир – не мир реальности, т.к. развитие осуществляется благодаря миру идей.

Кто способен познать мир идей? Истинное познание находится в руках истинных мудрецов, философов, толпе не пристало быть философом.

Идея правления мудрых должна доминировать в государстве, провозглашает принцип правления аристократов духа, ученых, философов. Работа государства- создание идеального государства, во главе которого стоят мудрецы.

Пока в городах не будут или философы царствовать, или повелители, цари философствовать, пока государственная сила и философия не совпадут в одну, до того не жите конца зла.  

Люди, обладающие способностью мыслить, должны стоять у власти.

В работе «Государство» Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Человек – это государство, только больших размеров.

Справедливый человек имеет три начала своей души:

1. Разумное начало, соответствует совещательному началу в государстве,

2. Яростное начало, - защитному,

3. Вожделеющее начало – деловому началу в государстве.

Из этих трех государственных начал рождается три сословия:

1. Правители,

2. Воины,

3. Производители.

Справедливость в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела другого. Справедливость требует подчиненности. Если человек способен рассуждать, обладает знаниями, значит должен править, если способен защищать, то должен воевать, если он может заниматься производительностью, то он производитель.

Чтобы обосновать иерархию сословии придумывает миф, что бог создавая сословия, одним подмешал золото, другим – серебро, третьим – медь. Подчеркивает тот факт, что это раз и навсегда установленный порядок, государство погибнет, если его будет охранять железный или медный страж.

В работе «Государство» Платон описывает жизнь правителей, стажей, воинов. Государство заселено стражами законов, государства. Государство основано на началах государственности, коллективизма, нет частной собственности, общность жен и детей. Все эти элементы государства (семья, собственность) отсутствуют, т.к. жители государства должны себя посвятить государству, а оно дает все необходимое для жизни. Отменена система брачных отношений, но для рождения потомства, Платон говорит о спаривании мужчин и женщин с учетом их умственных качеств, чтобы рождались нормальные стражи. Родители и дети не должны знать друг друга, всякий ребенок должен относиться к взрослому, как к отцу своему.

Платон стоит у начал науки евгеники (о спаривании лучших). Физическое здоровье дети должны получать от родителей, интеллектуальное развитие – от государства.

Для воспитания будущих поколений, в государстве должна существовать идеология, в основе которой должна лежать цензура, следить за тем, что дети читают. Особенно не хотел, чтобы дети знакомились с писаниями талантливым писателей, т.к. они передают не знания, а мнения, мнения могут быть ошибочными.

В пример приводил Гомера, который сравнивал воинов с собаками: лают на чужих, ласкаются к своим. Платон говорил, что это очень вредно для восприятия государства, ведь воин – страж государства, это почетно.

Платон: в государстве должны существовать общины сотрапезников – сиситии, государство должно существовать через общины. Все на виду, нет имущественных споров, нет роскоши, богатства, жизнь проста, все необходимое дает государство.

Отказ от материального благополучия, земных радостей ради служения государству.

Третье сословие мало интересовало Платона, там есть частная собственность, но она недолжна быть чрезмерна. Платон за средний достаток, не должно быть слишком много бедных, мало богатых.

Идеальное государство – правление лучших, аристократия духа, если выделяется один – монархия, если несколько человек – демократия.

Идеальному государству Платон противопоставляет другие государства по теории прогрессирующей порчи государственности:

1. В государстве устанавливается яростный дух на смену разумному, совещательному началу приходит тимократия (правление военных). К власти приходят честолюбцы. Тимократия – власть честолюбцев, там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, т.к. там нет простосердечных и прямых людей, есть люди смешанного типа, там будут склоняться в сторону тех, кто яростен духом, ведь это государство будет вечно воевать.

2. Война благоприятна для концентрации богатства в руках отдельных лиц. Зарождается форма правления – олигархия.

Власть основана на имущественном цензе, этой форме правления Платон дает такую характеристику, что олигархи – растратчики готового, это человек стяжающий, не производящий. Дорвавшиеся до власти – не правители.

Олигархиеско правление, по мнению Платона, не долговечно, коротко.

3. У большинства населения зреет ненависть в богатым, происходит государственный переворот и устанавливается демократия (строй приятный и разнообразный, не имеющий должного правления). Демократия – распущенность. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Каждая форма государства гибнет от внутренних противоречий, происходит злоупотребление тем или иным принципом. Здесь такое противоречие – формальное равенство.

Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как ставленник народа.

В Сиракузах Платон хотел Дионисия переправить с тиранического правления на другой. Дионисий: «скажи, а справедливый суд ничего не стоит?» Платон: «дело судьи в тираническом правлении, как и потрных – датать порванные дыры». Дионисий: «а быть тираном разве не требует рабрости?» Платон: «тиран – самый боязливыйчеловек, т.к. емуц приходится даже дрожить над бритвой цирюльника».

Платон выделяет особенности тиранического правления:

1. Беззаконие.

2. Уничтожение всех выдающихся людей. Очищение государства от лучших: разумных, богатых, великодушных, образованных.

3. Постоянное инспирирование нужды в предводителе, для этого нужна война.

4. Подозрения воинов в мыслях. Слежка, шпионаж.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!