ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ XIV-XVI В.В.



 

Вопросы:

1. Общая характеристика идеологии Возрождения.

2. Учения Макиавелли.

3. Политико-правовые учения Реформации.

4. Учения Жана Бадена.

5. Политико-правовые учения утопического социализма (Томас Мор, Томазо Компанелло).

 

Вопрос 1. Общая характеристика идеологии Возрождения.

 

14-16 в.в – эпоха Возрождения, эпоха постепенного выхода из средневековья.

Появление первых национальных государств в Европе: Англия, Франция, Испания и т.д.

Италия, германия – где объединение произошло только в 19 в.

Италия – страны с самыми богатыми культурными традициями, в политическом отношения являлась раздробленной, что было препятствием для развития. Италия напоминала античную Грецию с полисами.

Термин «Возрождение» появляется в научном обороте 16 в. означал факт воскрешения политической, духовной жизни, тех достижений античности, которые были созвучны новым общественным отношениям.

Термин «Возрождение»сейчас – это комплекс существенных перемен: кризис католической церкви, формирование антисхоластического типа мышления, формирования гуманизма, т.е. человеколюбия и т.д.

Гуманизм, признание прав и свобод личности, значимости человека, призыв к полнокровному бытию человеку на земле. Человек должен проявить себя как личность.

Социальная значимость личности в государстве.

Но эпоха Возрождения – это не атеизм, многие идеи содержат влияния христианских идей, это не разрыв с христианской идеологией.

Происходит постоянное обращение к идеям античности, их интенсивное использование.

Общее дело народа – популярная фраза в античности. В период Возрождения происходит детализация:

1. Идея и природе права и видах права,

2. Идея о соотношении права и закона,

3. Обязательность закона

4. И т.д.

Судьба человека определяется не его происхождением, а его личными качествами.

Республиканское устройство, опирающееся на право, на закон – идея. Причем республика – не устройство, а само государство.

Процесс выработки тех понятий, которыми мы сейчас пользуется.

Появляются первые светские учения.

 

Вопрос 2. Учения Макиавелли.

 

1469-1527 г. один из величайших мыслителей эпохи Возрождения.

Родился во Флоренции, в обедневшей семье юриста, жизнь его сложилась так, что в течение 14 лет он занимал пост секретаря Совета десяти (до 1512 г.). скромная должность, но был в центре всех политических событий, ездил по государствам, приобрел колоссальный политический опыт.

В 1512 г. во Флоренции происходит переворот, устанавливается диктатура Медичи, он был помещен в тюрьму, подвергнут пытке, папа римский спас его жизнь, он отправлен в деревню, вел скромный образ жизни. Вынужденное безделье тяжело воспринималось.

 С 1513 г. выходят первые его произведения. По поводу своей ссылки он оставил воспоминания: «когда наступает вечер, я возвращаюсь домой, иду в комнату, сбрасываю платье, облачаюсь в парадный мундир и нахожусь в обществе мудрецов…»

В 1513 г. появляется его известная работа «Государь».

1513-1515 г. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

1520 г. «История Флоренции».

Занимаясь созданием своей теории использует 2 пути:

1. Историко-сравнительный. Сравнивает Флорентийские государственные учреждения с другими итальянскими, германскими.

2. Догматический. Исследует соотношение государства и права, личности и государства, церковной и светской властей.

Макиавелли – Ньютон науки о политике.

Бог, фортуна, природа, небо, сам человек влияют на историческое развитие. 5 сил.

Большое место занимает фортуна, судьба человека. она всесильна, где препятствием ей не служит человеческая доблесть.

Человеческие добродетели влияют на развитие судьбы. Многое зависит от самой личности для судьбы.

 Действие природных сил не зависит от воли человека.

Люди жили в начале наподобие зверей, потом происходит размножение рода человеческого, люди объединяются, выбирают храброго вождя, возникают органы публичной власти.

Формы правления:

3 плохие, дурные во всех отношениях, 3 хорошие – сами по себе хороши, но т.к. их трудно поддерживать, они также становятся пагубными. Смена форм правления связана не с действием божественных сил, а с другими факторами.

Монархия легко обращается в тиранию, аристократия прекращается в олигархию, демократия прекращается в совершенную распущенность охлократию – власть толпы.

В начале превращение монархии в тиранию связано с тем, что в древние времена выборные вожди становятся наследственными, узурпация власти, постепенно они забыли добродетелей своих предков, начали вырождаться, сделались трусливыми и от страха перешли к угнетению, и так возникла тирания.

Против тирана зреет заговор, заговорщики убивают тирана, наступает аристократия. Когда власть переходит к их сыновьям, начинаются ограничения прав человека, наступает олигархия.

Очень скоро олигархов постигает учесть тирана, недовольная их правлением толпа превращалась в орудие всякого, кто предлагал ей избавиться от этих правителей. Вскоре являлся человек, который при помощи толпы низвергал их. Разрушил олигархию, люди вводили у себя народное правление. Учреждали такой порядок, при котом ни аристократы, ни монарх не имели никакой силы, не пользовались никаким почтением.

Демократия самая недолговечная форма правления, она существует пока не угасло основавшее ее поколение. И то прежде всего по тому, что всякий государственный порядок по началу пользуется уважением.

 Демократия быстро перерастает в охлократию. Не прочный порядок, при нем распространяется полная распущенность, где ни частные не общественные лица не внушали никакого доверия, всякий жил по-своему, всякие наносили друг другу обиды.

Тем же путем и по тем же причинам монархия прекращается в плохое правление.

Круговорот форм государственного правления напоминает античных авторов, но Макиавелли называет свои причины круговорота.

Причины:

1. Это не божественная воля, а закономерные повторения определенных ситуаций,

2. Соотношение борющихся сил в государстве. Оно фактически определяет установление той или иной власти.

3. В обществе происходит острая социальная борьба, которая обуславливает приход к власти той или иной формы правления.

В каждом государстве существует 2 разнообразных направления: народ стремится к тому, чтобы не быть теснимым знатными гражданами, и уменьшить их власть, аристократы стремятся захватить ее как можно крепче и усилить. Результатом этих стремлений бывает то, что в государстве преобладает верховная власть, или свобода  или анархия. Пи этом верховная власть может быть вручена государю или народам или аристократии смотря по тому, кто воспользуется случаем для ее выдворения.

Вражда между народом и знатью носит вечный характер: поскольку народ хочет жить по законам, знать стремится им повелевать, поэтому согласие между ними невозможно.

Самая худшая форма правления – демократия.

Умеренная цензовая республика – его политический идеал.

Это мечта отдаленного будущего Италии, для того, чтобы такая республика могла существовать, необходимо условие – равновесие основных соперничавших партий или групп.

Экономическое выравнивание проще достичь в условиях республики, если же экономическое неравенство велико, то лучше удается монархия. Монарх, как только пришел к власти, первое, что должен сделать – наделить своих сторонник имуществом, создать социальную опору. Без нее удержаться на престоле непросто. Нельзя забыть и про народ, т.к. он составляет большинство и хочет немногое. Необходима поддержка народа, ибо правитель не должен рассчитывать на больших людей, они хотят все больше и больше, могу организовать заговор, а народ позволит удержать власть, если ты заранее заручился его поддержкой.

Создание республики – мечта о будущем развитии Италии.

Основная проблема, которая стояла перед страной – политическая раздробленность, которая создавала угрозу потери национальной независимости страны. Все произведения Макиавелли призывают к созданию единого государства. Самой оптимальной формой, при которой можно объединять полисы, это принципат – правление одного, единовластие. Нужна исключительно сильная тираническая власть, диктатура одного правителя.

Для того, чтобы решить эту задачу государь должен опираться на национальную, собственную армию, должен придерживаться принципов твердой власти, быть тираном, деспотом. Макиавелли понимал, что занимаясь политикой, сохранять превосходные духовные качества невозможно.

Советы правителю основаны на реальном знании политических фактов. Макиавелли говорил, что государь должен быть и добродетельным и милостивым, но когда нужно, он может быть коварным, жестоким ради цели – объединения страны.

Правитель должен опираться на хорошую армию, хорошие законы, войско должно быть национальным, кто пренебрегает войском, тот рискует остаться без власти.

Второй метод – использование гражданских средств, князь должен видеть действительный порядок вещей в государстве, а не воображать, не придумывать.

Кто хочет поступать добродетельно, тот должен погибнуть среди стольких людей, которые держатся иных правил.

Качества правителя:

Ø князь должен быть скорее скуп, нежели щедр, ибо щедрость обращается в тяжесть народа, скупость обогащает казну.

Ø Князь дожжен стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели любили, т.к. любовь непостоянно, чаще оскорбляют того, кого любят, страх более постоянное чувство, чем любовь.

Ø Самое страшное для правителя – наличие внутренних врагов – ненависть среди его окружения, источником ненависти является любовь к чужим женам и чужому имуществу. Правителю нужно избегать этих двух вещей.

Князь дожжен быть и человеком и зверем. У зверей заимствует качества льва и лисицы, ибо лев беспомощен против сетей, а лисица перед волками. Поэтому нужно быть лисицей, чтобы разгадать западню и быть львом, чтобы устрашать волков.

Правильный выбор людей – окружение правителя. По тому, кем правитель себя окружает, можно судить о его уме, насколько он умен. Первое правило – избегать льстецов. Окружать себя нужно правдолюбцами, откровенными людьми, которые могут высказать правителю всю правду.

Эти советы правителю породили в обществе полемику, которая длится до сих пор. Ради цели (объединение Италии) все средства хороши. На самом ли деле цель оправдывает средства.

Макиавелли: люблю Италию больше души своей.

Церковь объявляет Макиавелли во всех грехах, т.к. все эти советы фактически были адресованы Цезарю Борджиа, который был тираном, это единственная возможная фигура. Из разоренных им правителей, он умертвил всех, до кого смог добраться. Макиавелли не может его ни в чем упрекнуть, т.к. все его действия вели к объединению страны.

Макиавелли показал политику такой, какая она есть, дальше история доказывает, что ни одно централизованное государство не появилось только использованием правовых средств. Централизация государства сопровождалась кровавыми войнами, показал политику без прикрас.

Политик в своих действиях освобожден от морали, основой права является сила.

Макиавелли не раз обвинял Римских Пап в том, что мешают объединению Италии, натравливают правителей Италии друг против друга ради своих целей.

Религиозный фактор. Макиавелли сравнивал язычество (воспитывало силу тела) и христианство (силу духа). Обвинил церковь, что она выделяет такую идею, как покорность человека. Не приучает людей к активной жизненной позиции. Был верующий, но критиковал официальную церковь.

Термин «макиавеллизм» обозначает политику лжи, обмана, все средства для достижения политических целей хороши.  Но его теория была ориентирована только на политическую ситуацию Италии.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!