Композиция и сюжет (краткий пересказ)



Всего «Песнь о Нибелунгах» включает в себя 39 авентюр (песен), знакомящих читателя с событиями, произошедшими в Бургундском королевстве, которым правит славный Гýнтерсо своими братьями Гéрнотоми Гизельхером.

Композиция произведения двучастна.

Первая часть посвящена герою-богатырю Зигфриду, его сватовству к прекрасной Кримхильде, сестре Гунтера, его помощи последнему в завоевании исландской королевы Брюнхильды, а также трагической смерти героя от руки вассала Хáгена фон Трóнье, осуществляющего месть за нанесенное Кримхильдой оскорбление Брюнхильды (эту часть можно назвать историей Зигфрида или сюжетом предательства).

Главной темой второй части «Песни...» становится борьба между Хагеном и Кримхильдой за золото нибелунгов (нибелунгами в «Песни...» называют тех, кто в конкретный момент времени владеет кладом), завоеванное когда-то Зигфридом и преподнесенное им в качестве свадебного подарка Кримхильде. После смерти мужа героиня вправе рассчитывать на свободное владение кладом, тем более что гарантами того, что он будет в безопасности в Вормсе, столице Бургундии, выступили ее младшие братья. Но как только золото было привезено, Хаген, будучи в сговоре с Гунтером, забирает его и топит в Рейне. Чуть позднее Кримхильда выходит замуж за короля гуннов Этцеля и уезжает к нему в королевство. Через несколько лет, не забыв нанесенного оскорбления, она приглашает братьев и Хагена к гуннам и требует возвращения клада. Пытаясь добиться поставленной цели, Кримхильда щедрыми посулами подстрекает своих вассалов к битве с бургундцами. Позднее, когда войско брата оказывается истреблено, вдова Зигфрида поддается на уловку Хагена, за что и несет наказание. Этим и заканчивается вторая часть произведения и само произведени

Характеристика основных действующих лиц:

Зигфрид

Зигфрид – один из главных героев «Песни о Нибелунгах». Он нидерландский королевчи, обладающим лучшими человеческими качествами: поразительной силой и отвагой, умом и великодушием. Его образ монументален, отличается цельностью и завершенностью.

Важнейшей характеристикой Зигфрида является его куртуазность. Сын Зигмунда и Зиглинды, он, отпраздновав свое совершеннолетие, как любой другой рыцарь Круглого стола отправляется на поиски авантюр. Конечная цель его — Вормс, где живет прекрасная Кримхильда, в которую он, как и положено куртуазному герою, влюбляется по слухам о ее красоте. Ради неё он делает всё на, что только способен.

Погибает герой в первой части произведения, погибает как настоящий воин, храбрец, падший от предательства того, кому служил верой и правдой всю свою жизнь.

Кримхильда

Кримхильда – один из центральных женских образов в произведении. Её изображение основывается на двух традициях: мифологической и куртуазной.

В самом начале повествования мы видим ее Прекрасной Дамой, руки ко- торой добиваются многие рыцари, но достойным ее оказывается только лучший из них — королевич Нидерландов. Ему она отдает не только руку, но и сердце. С ним уезжает в принадлежащее ему королевство и правит в мире и согласии десять лет. Как заботливая жена, не ожидающая подлости от близких людей, Кримхильда вышивает крестик на одежде мужа, указывающий на «ахиллесову пяту» героя — тот небольшой незащищенный участок тела между лопатками, куда в момент купания, сделавшего его неуязвимым, приклеился осиновый лист Это знак для Хагена, который обещал в любой битве прикрывать своим щитом спину Зигфрида.

С другой стороны, именно Кримхильда первой вступает в ссору с Брюнхильдой, демонстрируя всем свое тщеславие и гордыню. Она, а не кто-нибудь другой, соглашается выйти замуж за Этцеля только потому, что в этом качестве сможет отомстить родне и Хагену за двойную подлость: убийство мужа и украденное у нее золото. Причем в осуществлении своей мести бывшая бургундская принцесса не останавливается ни перед чем, даже перед гибелью своего сына, выступая настоящей фурией и убийцей.

Хаген

Хаген – главный злодей в «Песни о Нибелунгах». Именно он убивает Зигфрида, становясь врагом Кримхильды. На протяжении произведения он совершает множество ужасных поступков, начиная убийством Зигфрида и заканчивая убийством сына Этцеля. Однако смерть этот герой принимает достойно. Это возвышает его в глазах читателя, придаёт трагичность его образу, однако всё-таки он злодей, который не заслуживает прощения. На это намекает и сам автор.

Художественные особенности:

Как уже указывалось, главной поэтической особенностью «Песни о Нибелунгах» является тесное переплетение в ней черт эпоса языческого, эпоса куртуазного и собственно национального героического эпоса.

Отголоски языческого эпосапроявляются:

1)в сюжете произведения (наличие в нем множества эпизодов с элементами сверхъестественного и чудесного);

2)в чертах характера действующих лиц и их описаниях (например, Зигфрид владеет многими волшебными предметами). 

Отголоски куртуазной эстетики проявляются:

1)описании жизни в Вормсе;

2) в портретных характеристиках героев

Отголоски национального героического эпоса проявляются

1) в символике вещих снов;

2) в многочисленных предсказаниях;

3) в использовании гиперболизации и ретардации.

Аврелий Августин. Исповедь.

Кратко

Значение Августина в истории литературы (диалектика становления человеческой души, динамика развития истории)

«Исповедь»(«Confessiones»).

 

«О пути извилистые! Горе дерзкой душе, которая надеялась, что, уйдя от Тебя, она найдет что-то лучшее. Она вертелась и поворачивалась и с боку на бок, и на спину, и на живот – всё жестко. В Тебе одном покой.»

 

Об авторе:

Петрарка замечает о нем: «С Августином, конечно, сравниться не может, по-моему, ни один человек; ведь если в его изобильный талантами век ему, на мой взгляд, не было равных, кто сравнится с ним теперь? Слишком велик был во всех отношениях этот человек, слишком неподражаем»

 

Блаженный Августин родился в 354 году н.э.( 4 век) в Северной Африке(Римская Империя в то время).

Он получил прекрасное образование и стал преподавателем грамматики и риторики — сначала в родном городе, потом в Карфагене, Риме и, наконец, Медиолане, где и познакомился со святителем Амвросием Медиоланским.Там Августин и принял христианство от Амвросия .

Через труды Цицерона , секту манихейства, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству.

Был епископом Гиппонским- высокая церковная должность.

Умер во время осады Гиппона вандалами.

Августин является святым католической, православной и лютеранской церквей. Один из отцов Церкви.

В честь Августина в поздней литературе названо течение — августинизм, поскольку часть исследователей считали Августина родоначальником христианской философии истории, по их мнению, христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и западном латинском богословии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского; августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера,Кальвина.

«Исповедь»-(«Confessiones»).

(Перев.Признания или исповеди)

Общее название 13 книг,автобиографических сочинений.

Написаны около 397 -98 года н.э. по просьбе епископа итальянского города Нола святителя Павлина спустя 10 лет после обращения Августина в христианство, когда он уже стал епископом сам.

«Исповедь»- В этом классическом произведении учителя Церкви переплелись автобиография, мемуары, философские трактаты, литературная критика, экзегетические штудии — все это в форме вдохновенной молитвы к Богу.Повествование о духовном поиске Августина. Это первый образец автобиографии в европейской л-ре.

Первый печатный перевод в России -1787 год.

Это из Студмата. (очень подробно, но умно))

Книга «Исповедь» была завершена Августином в 400 году, ознаменовав собой рождение нового литературного жанра.. В «Исповеди» все внимание приковано к душе, дарованной человеку Богом.

«Исповедь», состоящая из тринадцати книг, делится на три смысловые части. Первая часть (1 - 7 книги) написана в форме покаяния, тон повествования торжественный и задушевный, слова, идущие от самого сердца, как бы сопровождает звучание религиозных псалмов.

 Августин обращается к Творцу с предельной искренностью, каясь в своих грехах. «Я хочу вспомнить прошлые мерзости свои и плотскую испорченность души моей не потому, что я люблю их, но чтобы возлюбить Тебя, Боже мой».

 И говорит Августин о том, что стремился он к почестям и деньгам, любил все мирское, забыв о Боге, жестоко солгал матери: обещал не покидать родины, сам же тайно уехал в Рим. И так неспокойно было у него на сердце, так глухо стонала его «растерзанная, окровавленная» душа, так мучился и тосковал он, осыпая себя «упреками горчайшими».

Книги 8 – 9, составляющие вторую часть «Исповеди», — кульминационная часть повествования. На тридцать третьем году жизни Августину была дарована «дивная сладость»: он принял христианство — и ниспослано великое горе: ушла из жизни его мать, «верующая и благочестивая душа».

В последней части (10 - 13 книги) Августин предстает новым человеком: он не кающийся грешник, а проповедник, наставляющий на путь истины других. Создавая свою «Исповедь», Августин хотел «превзойти самого себя», полностью преодолеть все личное, достичь «божественной всеобщности».

 Книгу Августина отличает глубокая искренность, беспощадность к себе, психологическая самоуглубленность, пафос нравственного очищения — это именно те черты, которые являются наиболее существенными для жанра исповеди. Чтоб вы прочувствовали его страдания: «И я давно думал, что, презрев мирские надежды, со дня на день откладываю следовать за Тобой Одним, потому что не являлось мне ничего определенного, куда направил бы я путь свой. И вот пришел день, когда я встал обнаженный перед самим собой, и совесть моя завопила: "Где твое слово? Ты ведь говорил, что не хочешь сбросить бремя суеты, так как истина тебе неведома. И вот она тебе ведома, а оно всё еще давит

тебя; у них же, освободивших плечи свои, выросли крылья: они не истомились в розысках и десятилетних (а то и больше) размышлениях". Так, вне себя от жгучего стыда, угрызался я во время понтицианова рассказа. Беседа окончилась, изложена была причина, приведшая его к нам, и он ушел к себе, а я - в себя. Чего только не наговорил я себе! Какими мыслями не бичевал душу свою, чтобы она согласилась на мои попытки идти за Тобой! Она сопротивлялась, отрекалась и не извиняла себя. Исчерпаны были и опровергнуты все ее доказательства, но осталась немая тревога: как смерти боялась она, что ее вытянут из русла привычной жизни, в которой она зачахла до смерти». 

Тяга к самоотречению становилась нередко неизбежной ступенью на пути человеческого самосознания. Характерно, что именно эта эпоха впервые открывает подсознательную сферу психики. "Если под "бездной" мы разумеем великую глубину", - вопрошает Августин, - "то разве же сердце человеческое не есть бездна? И что глубже этой бездны?.. Или ты не веришь, что в человеке есть бездны столь глубокие, что они скрыты даже от него самого, в ком, однако, пребывают?" Попытку осмыслить и высветлить эти бездны, - но не рационалистическим анализом, а пронзительным ощущением "предстояния перед Богом" - предcтавляет лирическая автобиография Августина "Исповедь". Свое преимущество - быть - бог-творец дарит вещам, причем бытие в вещах есть знак присутствия в них бога. Во всем, что есть, в собственном смысле слова есть именно бог, и уделеленное вещи присутствие Бога есть основание ее бытия. "Я не был бы, я совершенно не мог бы быть, если бы Ты не присутствовал во мне!" - восклицает Августин. Но главным новаторством Августина было открытие двух проблем, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из этих проблем посвящена "Исповедь" - лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие Августина от младенчества до окончательного утверждения в церковном христианстве со всеми внутренними кризисами, надрывами и сомнениями. С недостижимой для античной литературы и философии цепкостью самоанализа Августин сумел показать противоречивое становление человеческой психики. Как уже приходилось говорить выше, автор "Исповеди" - один из первых мыслителей, поставивших проблему бессознательных "бездн" психики. Августиновская философия времени как нельзя лучше соответствовала общим установкам христианства, выдвигавшего на первый план жизнь души и ее спасение. Земное время, воспринимаемое и переживаемое человеческим духом, предстает в учении Августина в качестве неотъемлемого его параметра. Подчеркивая быстротечность и необратимость земного времени на фоне сверхчувственной вечности, Августин наметил тот философский кадр, в котором им рассматривается история человечества. Во взглядах Августина переплетаются пессимизм, порождаемый созерцанием текучей и тленной земной жизни, и оптимизм, залогом которого служит чаяние небесного блаженства. В отличие от учения первых христианских авторов, предрекавших вслед за Евангелием, Апокалипсисом и апостолами скорейшее второе пришествие Спасителя и, следовательно, завершение человеческой истории и течения времени, Августин, ссылаясь на невозможность для человека определить сроки, назначенные божьим разумом, подчеркивал необходимость для каждого христианина так строить свое поведение, чтобы в любой момент быть готовым предстать перед последним судом. Драма спасения - главное, на чем должно сосредоточиться внимание верующих. Тем самым Августином были заложены основы теологической философии истории. Каждый акт божественного вмешательства в жизнь человеческую представляет собой момент истории и исторические факты приобретают религиозную ценность. Смысл истории - в обнаружении бога. Таким образом, восприняв у иудаизма концепцию линейного и непрерывно длящегося времени, христианство создало свой способ организации его в отношении к центральным событиям истории. История разделилась на две части: до и после воплощения Христа и его страстей. 

Подчинив земную историю истории спасения, Августин увидел единство в движении рода человеческого во времени. История превратилась во всемирную историю, пронизанную единым смыслом и руководимую трансцендентным замыслом.

Влияние Августина на самые различные стороны западноевропейской культуры было всеобъемлющим. Для Средневековья Августин был ортодоксальнейшим и ученейшим наставником, мастером христианско-платонического умозрения, вдохновлявшим схоластов и мистиков (особенно ранее XIII в., когда аристотелизм Фомы Аквинского потеснил платонизм Августина), идеологом теократии, вдохновлявшим государственных деятелей, наконец, стилистом, оказавшим воздействие на слог таких философских писателей, как Ансельм Кентерберийский в XI в., Бернард Клервоский в XII в., Бонавентура в XIII в. Возрождение оценило его тонкую проницательность в понимании и передаче индивидуальной эмоции (ср. диалог Петрарки «О презрении к миру», где Августин недаром избран поверенным душевных излияний автора). Топика «исповеди» в литературе нового времени (вплоть до Руссо и далее) переводила в мирской план августиновский опыт самонаблюдения. 

б). Специфика жанра «Исповедь» (традиции жития, трудный путь к истине и ее обретение через откровение) Все тут приблизительно и не в тему, так что импровизируйте… истина, страдание, духовные муки, прозрение. Напр., Августину истина открылась так: он просил Бога наставить его на путь истинный и услышал: «загляни в книгу». Посмотрел в Библию и там были нужные строчки. Жития святых и др. религиозные легенды. Жития можно разделить на 3 группы: 

1) проникнутые аскетичной идеей (голод, истязания)

2) жития миссионеров, обращавшие племена и области в христианство

3) подвиги человеколюбия и защита угнетенных

Чрезвычайно распространены были сказания эсхатологические, те посвященные вопросу о посмертной судьбе человека. Другая тема – изображение загробной жизни. А еще были «бестиарии» (книжечки про животных, где они получили символическое истолкование)

Раннее христианство с самого своего зарождения знало аскетов, живших в безбрачии: "девственницы" и "вдовы" пользовались в общинах особым уважением. Но раннехристианская аскеза не знала института и устава. Хорошее представление об этом "монашестве до монашества" дает житие Евлогия в "Лавсаике" Палладия (как раз во времена Палладия такой образ жизни был уже анахронизмом): Евлогий, решив "спасаться", раздает почти все свое имущество, оставив себе по собственному усмотрению необходимое, и по собственному же усмотрению выбирает себе подвиг - принимает для ухода неизлечимого калеку; с этим калекой он живет в своем прежнем домике, никуда из него не уходя. Настоящее монашество рождается на рубеже III и IV вв., т. е. накануне эпохи Константина, и притом в весьма специфической форме: как пустынножительство. Его родина - Египет; его основатель - Антоний Великий, простой, неученый копт, который сумел с народной непосредственностью принять к сердцу евангельскую заповедь нищеты, роздал имущество, ушел в пустыню и стал живым примером для бесчисленных последователей. Нужно вдуматься в ситуацию той эпохи, когда церковь выходила к официальному статусу, чтобы понять неимоверный резонанс инициативы Антония. Современников потрясала бескомпромиссность, с которой этот человек признал для себя обязательными максимальные требования своей веры; они были пресыщены словами и

жаждали дел, которые были бы по-своему столь же весомы, как героизм мучеников былых времен. "Исповедь" Августина (VIII, 8, 19) так рисует впечатление, произведенное на образованных молодых богоискателей рассказом о неученом копте, который решился всерьез принять заповедь самоотречения: "До чего мы дошли? Что нам приходится слышать? Невежды встают и завоевывают небо - а мы со всеми нашими учениями не в силах преодолеть "плоть и кровь!" Но если для Августина аскеза представляла осуществление религиозно-философского идеала победы духа над телом, то для безграмотных, подчас даже не успевших познакомиться с христианским учением почитателей египетского подвижника, эта аскеза - некая новая магия, восстановление первобытного самомучительства шаманов. 

в). Синтез античной традиции и христианства Концепция Аврелия Августина глубоко пессимистична. Историческое время у Августина отражает движение по прямой линии, но он не верит в прогресс человечества в земной жизни. От античности Августин воспринял деление истории по аналогии с возрастами человека, истолковав его в христианском духе. Августин создает в своей "Исповеди" органичный и цельный сплав вергилиевой классики, библейского лиризма псалмов и пафоса Павловых посланий. Учение Августина о боге как абсолютном бытии следует эллинским неоплатоническим образцам, но Августин проявляет свою оригинальность и совершенно негреческий стиль своего мышления в том, что заново продумывает старые идеи, отправляясь не от объекта, а от субъекта, от самоочевидности человеческого самосознания. К ходовым умозаключениям от устроенности мироздания к бытию устрояющего бога Августин относится с недоверием; бытие божее, по Августину, можно непосредственно вывести из личностного самоощущения, а вот бытие вещей - нет, почему первое достовернее второго. Мы видим, что все многообразное мироздание, так занимавшее людей античности, для Августина бледнеет рядом с реальн-тью страдающего и сознающего себя человеч. «Я». Главное от античности – фатализм Августина. У него и чисто христианская надежда на вечное спасение с помощью Бога и чисто языческий фатализм. Он говорит: Бог одним с самого начала уготавливает спасение, другим – ад (хоть весь мир там развались). А в христианстве все не так: Бог милостив, нужно покаяние, молиться, поститься и там уже на Суде будет все ясно. Учение Августина о предопределении, исходившее из переживания ситуации непосредственного интимного отношения индивида с божеством, акцентировало необходимость получения свыше благодати, не мотивированной нравственными усилиями человека, которые оценивались как сами по себе совершенно недостаточные для достижения спасения. В средние века это учение, несмотря на весь огромный авторитет Августина, не пользовалось признанием католической церкви, избегавшей тем не менее разрыва с августинизмом. Предопределение души в принципе могло поставить под сомнение существование церкви как института, посредством таинств дающего спасение в награду за заслуги и подчинение верующего. Идея предопределения будет возрождена только в эпоху Реформации, в учениях Лютера и в особенности Кальвина.  


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!