Мария Французская. О жимолости
Краткое содержание:
Тристан ― племянник короля.
Изольда ― королева, жена короля.
Тристан и Изольда полюбили друг друга, об этом узнал король и изгнал Тристана. Тот родит где-то, потом решает, чтов се равно хочет встретиться с Изольдой, узнает, чтр скоро у короля будет турнир в Тантажеле, туда едет Изольда. Он идет на ту дорогу, где она должна проехать. Вырезает на орешнике буквы их имен, чтобы Изольда заметила. Он увидела, когда проезжала, попросила остановиться и пошла в лесную чащу. Она говорит о том, как ему примириться с королем, а потом уходит. Тристан идет в Уэльс, чтобы ждать приглашения короля и воспеть в лэ о том, как ветка стала письмом, потому что об этом попросила Изольда.
Мария Французская – англо-нормандская поэтесса – сборник из 12 лэ ~1180 (стихотворных новелл любовного и фантастического содержания). Сюжеты из бретонских песен она переносит во французскую действительность.Оболочка рыцарского содержания прикрывает общечеловеческое содержание: насилие над естественным чувством. Любовь для неё – не служение даме и не бурная роковая страсть, а природное влечение друг к другу сердец.
Ее лэ ― первый образец жанра куртуазной литературы.Сюжеты заимствовались по большей части из кельтских преданий. Куртуазный элемент у нее выражен слабо. Она не пишет о роскошной придворной жизни, лишь о прекрасном чувстве любви. Это сближает с народной поэзией.
|
|
Само произведение, если кому интересно:
Мне лэ понравилось одно -
Зовется "Жимолость" оно.
Правдиво расскажу я всем,
Как создано оно и кем.
Его я слышала не раз,
Нашла записанный рассказ,
Как сладостный постиг недуг
Тристрама и Изольду вдруг,
Как скорбь наполнила их дни
10 И вместе смерть нашли они.
Разгневан Марк, король
страны,
Тристраму не простит вины:
Он королеву полюбил
И королю теперь не мил.
15 Племянника изгнал король,
Сказав: "В Саутвельсе жить изволь!"
Тристрам на родине весь год
Живет в сетях тоски, невзгод.
Страх смерти из любви
презрев,
20 Он забывает дядин гнев:
Не удивляйтесь же ему,
Ведь гибель но страшна тому,
Кто скорбью сердца удручен,
С любимым другом разлучен.
25 Бежит он из родной страны:
Они увидеться должны!
И в Корнуэльс Тристрам
идет,
Где королева друга ждет.
Дичась людей, тропой лесной
30 Он долго бродит в жар и
зной.
Лишь ночью, прерывая путь,
Он ищет, где передохнуть.
Крестьянин, бедный человек,
Тристраму предлагал ночлег,
35 Тристрам по всей родной
земле
Расспрашивал о короле.
И говорил ему народ,
Что в Тантажель король
зовет
Своих баронов на турнир,
40 Что даст король баронам
пир,
Что к Троице назначен сбор
|
|
И скоро съедется весь двор,
Что будет королева там...
И счастлив новостью
45 Близ этих мест лежит их
путь,
Он сможет на нее взглянуть.
Король уехал. В тот же день
Тристрам вошел в лесную
сень
И стал на той дороге ждать,
60 Где будет свита проезжать.
Орешник рос в лесу меж
трав;
Его срубив и обтесав,
Он буквы имени на нем
Искусно вырезал ножом.
55 Их королева разберет,
Когда подъедет в свой черед,
Увидев трость, узнает вмиг,
Что друг ее сюда проник:
Уже случалось так не раз
60 У королевы зоркий глаз.
Посланье тайный смысл
хранит:
Без слов Тристрам в нем
говорит,
Как долго здесь скитался он,
Разлукой с милой удручен,
65 Как ждал ее он много дней,
Стремясь к желанной встрече
с ней.
Ей отдал сердце он свое
И жить не может без нее.
Орешник, вырезанный здесь,
70 Обвитый жимолостью весь,
От самой кроны до корней,
Навеки тесно связан с ней.
Но чуть их разлучит беда,
Они погибнут навсегда.
75 Орешник станет вмиг сухим,
И жимолость зачахнет с ним.
"Мой друг, так оба мы, увы,
Умрем в разлуке я и вы!"
Вот королева к тем местам
80 Подъехала, где был
Тристрам,
И па орешнике тотчас
Заметил буквы острых глаз.
За нею вскачь лесной тропой
Несутся рыцари толпой.
|
|
Она велит сойти с коней:
Покой и отдых нужен ей.
Приказ исполнен, и она
Без свиты в лес идет одна.
90 Служившая ей много лет,
Идет Бренген за нею вслед.
Свернув с дороги, в глубь
лесов
Спешит Изольда в лес на зов
Того, кто ей прислал
привет,
И счастью их -- предела нет.
95 Он сердце ей открыл до
дна,
И, светлой радости полна,
Она с ним говорит о том,
Как примириться с королем:
Его изгнав, познал король
100 И сожаление, и боль.
Всему виною клевета!
Без друга жизнь ее пуста...
Но расставанья пробил час,
И слезы катятся из глаз.
105 Тристрам в Уэльс идет
опять,
Чтоб приглашенья дяди
ждать.
Их встречу хочет он воспеть,
Подругу в лэ запечатлеть:
Она просила спеть о том,
110 Как ветку сделал он
письмом.
Тристрам искусный был
певец,
И лэ готово наконец!
Так создавалось это лэ
И называлось на земле
116 "Goteeef" у английских
морей,
А у французов "Chievrefueil".
И я правдиво, без прикрас,
Породила о нем рассказ.
Житие Алексея человека божия
События, о которых повествуется в житии, происходят на рубеже IV–V вв. в правление римских императоров, братьев-соправителей Аркадия (377–408) и Гонория. (395–423) при папе Иннокентии I.
Алексей – единственный, вымоленный сын богатых и благочестивых патрициев Евфимиана и Аглаиды, живущих в Риме. Прекрасно воспитанному и образованному сыну родители готовили блестящее будущее. Алексей был обручен с девушкой «царского рода», но, одержимый стремлением к христианскому подвигу, желанием оставить мир и служить Богу, он, оставшись наедине с новобрачной, отдает ей обручальное кольцо со словами: «Возьми и сохрани, и да будет меж нами Бог до той поры, как он изволит». Тайно покинув Рим, Алексей идет в Эдессу Месопотамскую поклониться нерукотворному образу Иисуса Христа и начинает свой многолетний подвиг добровольной нищеты: раздав все, что имел, он – в рубище, вместе с нищими – кормится подаянием и молится при дверях церкви Св. Богородицы. Безутешные родители и жена всюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Святость его раскрывает пономарь. Через 17 лет, став всеми почитаемым, Алексей пытается бежать от людского поклонения, но волею судеб вновь оказывается в Риме, в доме своих родителей. Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. В день кончины Алексия, когда папа Римский Иннокентий в присутствии императора служил литургию, из алтаря раздался голос. Все в страхе пали на землю, а Он возвестил: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе. Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Все поспешили туда, но святой уже умер. В руке его был зажат свиток, который он не выпускал, как ни старались его взять. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь. Это случилось в 411 году.
|
|
ВЫВОД:В этом удивительном житии органично сочетаются агиографическое содержание и весьма развитая, повествовательная форма с прекрасно сложенной композицией, художественно выписанными образами, не лишенными психологических черт, блестящим финалом. Эта органика обеспечена прежде всего тем, что житие пишется по законам агиографического канона, который рождается как живая и органическая форма Предания Церкви, и все перечисленные формы обретают символичность, свойственную агиографии, и служат главному в житии — изображению лика святого, открытию сакрального смысла его подвига.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2258; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!