Мир сверхъестественного в саге



В основе саги лежат реальные исторические события (в том числе приводятся реальные генеалогии), но пронизанные сверхъестественными мотивами и образами: чары королевы Гуннхильд, карающей любовника, козни колдуна Свана, насылающего туман, появления духов — двойников людей и животных как знак скорой гибели героя (всадник с пылающей головней, призрачный пожар, кровь на всем в доме и другие видения, предвещающие гибель Ньяля и его семьи). Изредка появляются магические предметы (копье Гуннара звенит перед нанесением смертельного удара, на нем сама собой выступает кровь) и откровенные чудеса (Амунди прозревает, чтобы убить врага, и потом слепнет вновь). Гуннару и Ньялю снятся вещие сны; Ньяль не только мудрейший человек и искусный толкователь законов, но и провидец. Вмешательство в человеческую жизнь мира богов и воплощение в ней архетипа ситуаций эддических сказаний: подобно тому, как пировал в кургане мертвый эддический Хельги веселится в своем кургане убитый Гуннар, курган раскрывается и мертвый герой призывает своего сына и сына Ньяля Скарпхедина отомстить за него; когда героев одолевают злые видения, одному из них являются валькирии, поющие свой смертоносный гимн. Отношение ко всей этой фантастике в сагах — абсолютно будничное. Показателен вопрос одного из убийц Ньяля: "Живой или мертвый сказал Скарпхедин эту вису?" — то есть допускались оба варианта.

Особенности родовых саг и «Саги о Ньяле»

Для саги характерен захватывающий драматизм действия.

Как и во всех «сагах об исландцах», действие в ней связано с определенной местностью

Если в «сагах об исландцах» иногда и сообщаются какие-то сведения о ландшафте, на фоне которого что-то происходит, то это только для объяснения событий, описываемых в саге. Оружие редко упоминается, если далее оно не будет пущено в ход, и так же все остальное. Только для объяснения событий, описываемых в саге, сообщаются сведения о том, что происходило в определенный момент в природе.

Брак Гуннара и Халльгерд расценивается как «безрассудный брак из похоти». Брак по любви казался людям того времени просто безрассудством, глупостью. Напротив, разумным казалось заключать брак так, как это делают Скарпхедин, Хельги и Грим, сыновья Ньяля, которым Ньяль сам подбирает подходящих жен.

Эмоциональные состояния в сагах изображаются через поступки.

Узы между «своими» были практически нерасторжимы; мстить своему нельзя. Ньяль с сыновьями погибают в огне вследствие того, что Скарпхедин и братья нарушили запрет на пролитие крови внутри группы «своих», убив Хаскульда, взятого Ньялем на попечение.

Героям саги честь важнее жизни.

Язык саги —максимально упрощен, но искусственен.

Сага о Гунлауге

Сага начинается с рассказа о родителях главных героев. Торстейн, сын Эгиля и внук Скаллагрима, жил в Городище. Человек он был умный и достойный, все любили его. Как-то раз он приютил у себя одного норвежца. Тот очень интересовался снами. Торстейн приснилось, что на крыше его дома сидит красивая лебедь, к которой прилетели два орла — один с гор, а другой с юга. Орлы стали биться между собой и упали замертво, а потом прилетевший с запада сокол увёл за собой опечаленную лебедь. Норвежец истолковал сон так: беременная жена Торстейна Йофрид родит девочку необыкновенной красоты, и к ней посватаются два знатных человека с тех сторон, откуда прилетели орлы: оба сильно полюбят её и будут биться друг с другом до смерти, а затем к ней посватается третий человек, и она выйдет за него замуж. Торстейн был расстроен этим предсказанием и, уезжая на тинг, приказал жене мальчика оставить, а девочку выбросить. Йофрид обманным путем сохранила девочку. Позже, когда девочка подросла, Торстейн узнал, что она жива, решил взять ее обратно в дом. Она была очень красивой.

Иллуги Чёрный жил на Белой реке в Крутояре. Он был вторым по знатности на Городищенском Фьорде после Торстейна. Иллуги имел много детей, но в саге говорится только о двоих — Хермунде и Гуннлауге. О Гуннлауге рассказывают, что он рано возмужал, был высок ростом, силён и хорош собой. Он любил сочинять язвительные стихи, и за это его прозвали Змеиным Языком. Хермунда любили больше, чем Гуннлауга. В двенадцать лет Гуннлауг поссорился с отцом, и Торстейн предложил ему пожить в Городище. Гуннлауг учился законам у Торстейна и заслужил всеобщее уважение. Они с Хельгой очень привязались друг к другу. Хельга была так красива, что, по словам сведущих людей, не бывало в Исландии женщин красивее её.

На Мшистой Горе жил человек по имени Энунд. У него было три сына, и все они подавали большие надежды, но особо выделялся среди них Храфн — это был рослый, сильный, красивый юноша, который умел сочинять хорошие стихи. У Энунда было много родичей, и они были самыми уважаемыми людьми на юге.

В течение шести лет Гуннлауг Змеиный Язык жил попеременно то в Городище у Торстейна, то дома в Крутояре. Ему было уже восемнадцать лет, и с отцом они теперь хорошо ладили. Гуннлауг попросил Иллуги отпустить его в путешествие, и тот купил ему полкорабля. Пока корабль снаряжали, Гуннлауг гостил в Городище и много времени проводил с Хельгой. Когда он стал свататься, Торстейн ответил, что надо либо ехать за море, либо жениться — Хельге не пара тот, кто сам не знает, чего хочет. Но Иллуги Чёрному Торстейн отказать не смог и обещал, что Хельга будет ждать Гуннлауга три года, а если тот в срок не вернётся, Торстейн отдаст её за другого.

Гуннлауг отправился в путешествие, где сражался с рыцарями, слагал хвалебные песни. В Швеции Гуннлауг встретился с Храфном, сыном Энунда, и подружился с ним. Но на пиру у конунга Олава Гуннлауг захотел первым сказать хвалебную песнь. Храфн назвал её напыщенной и резкой, как сам Гуннлауг. Гуннлауг назвал песнь Храфна красивой и ничтожной, как сам Храфн. Перед отъездом в Исландию Храфн сказал, что с прежней дружбой покончено и когда-нибудь он тоже осрамит Гуннлауга. Тот ответил, что угроз не боится.

Всю зиму Храфн провёл у своего отца, а летом посватался к Хельге; было решено, что в начале зимы в Городище состоится свадьба, если Гуннлауг не вернётся и не потребует выполнить обещание. Хельга была очень недовольна всем этим уговором.

Гуннлауг вернулся из путешествия и приехал в Крутояр в ту самую субботу, когда в Городище сидели за свадебным пиром. Люди говорят, что невеста была очень печальна. Когда же Хельга узнала, что Гуннлауг вернулся, то стала холодна со своим мужем. В конце зимы они с Гуннлаугом встретились во время праздника, и скальд подарил ей плащ, полученный от конунга Адальрада. Летом все поехали на тинг: там Гуннлауг вызвал Храфна на поединок, но, когда Храфн сломал свой меч, родичи встали между ними. На следующий день был принят закон, что всякие поединки в Исландии отныне запрещаются.

Позже их поединок все-таки состоялся, в Ливангре. Гуннлауг убил спутников Храфна, а Храфн — спутников Гуннлауга. Потом они стали биться двое: Гуннлауг отрубил Храфну ногу, и тот попросил пить. Гуннлауг принёс в шлеме воды, и Храфн нанёс ему бесчестный удар в голову, потому что не желал уступить Хельгу Красавицу. Гуннлауг убил Храфна и через три дня сам умер от раны. В это время Иллуги Чёрному приснился сон, будто пришёл к нему окровавленный Гуннлауг и сказал вису о своей смерти. А Энунду во сне явился Храфн.

Летом на альтинге Иллуги потребовал у Энунда виру за то, что Храфн подло поступил с Гуннлаугом. Энунд сказал, что не станет платить, но и за Храфна виры не потребует. Тогда Иллуги убил двух его родичей, а Хермунд, потерявший покой после смерти брата, пронзил копьём одного из племянников. За убийство никто не потребовал виры, и на этом прекратилась распря Иллуги Чёрного с Энундом из Мшистой Горы.

Торстейн, сын Эгиля, через некоторое время выдал свою дочь Хельгу за достойного и богатого человека по имени Торкель. Но она была к нему мало расположена, потому что не могла забыть Гуннлауга. Самой большой радостью для неё было разостлать и подолгу смотреть на подаренный им плащ. Однажды в дом Торкеля пришла тяжёлая болезнь, и Хельга тоже занемогла. Она велела принести плащ Гуннлауга и пристально на него взглянула, а потом склонилась на руки мужа и умерла. Все очень жалели о её смерти.

Песнь о Роланде.

Ø Эпос зрелого Средневековья

Ø Одна из самых известных и значительных героических поэм в жанре старофранцузской жéсты, повествующая о битве в Ронсевальском ущелье между армией Карла Великого и войском басков. Древнейшее крупное произведение французской литературы.

Ø До нашего времени дошло 9 рукописей «Песни о Роланде» на старофранцузском языке.

Канон - Оксфордская рукопись (12 век) По-видимому, она была своего рода «шпаргалкой», использовавшейся для того, чтобы освежить память певца, когда возникала необходимость.

Теории возникновеия:

1) Бедье: один автор – Турольд. Последняя строчка: «Здесь Турольд умолкает…». Оксфордская рукопись – единственный оригинал.

ü 2) Менендес Пидаль: основная линия развилась к 10 веку (свидетельствуют маргиналии). Сама песнь возникает постепенно, развиваясь сказителями.

Постепенное складывание эпоса. Текст живет в вариантах!

Ø Сюжет: (есть на Брифли хороший пересказ!)

 После успешного семилетнего похода в мавританскую Испанию император франков Карл Великий завоевывает все города сарацин, кроме Сарагосы, где правит царь Марсилий. Мавры, представленные в поэме язычниками, созывают совет у Марсилия и решают отправить к Карлу послов. Послы предлагают французам богатства и говорят, что Марсилий готов стать вассалом Карла. На совете у франков бретонский граф Роланд отвергает предложение сарацинов, но его недруг граф Гвенелон (вариант: Ганелон) настаивает на другом решении и едет как посол к Марсилию, замышляя погубить Роланда. Ганелон настраивает Марсилия против Роланда и 12 пэров Франции.

Ганелон советует Марсилию напасть на арьергард армии Карла Великого. Возвратившись в лагерь, изменник говорит, что Марсилий согласен стать христианином и вассалом Карла. Роланда назначают начальником арьергарда, и он берёт с собой только 20 тысяч человек.

 

В результате предательства графа Ганелона отряд франков оказывается отрезанным от основного войска Карла, попадает в засаду в Ронсевальском ущелье и вступает в бой с превосходящими силами мавров. Перед этим Роланд несколько раз отказывается последовать совету друзей и позвать подмогу, чтобы не погубить Карла и не осквернить его честь. Роланд был племянником Карла. Проявляя чудеса мужества, Роланд и его сподвижники — граф Оливье, Готье де л’Ом и архиепископ Турпин (Турпен) — отражают многочисленные атаки мавров, но в конце концов погибают.

Карл слишком поздно замечает неладное и возвращается в Ронсеваль. Разгромив коварного врага, император обвиняет Гвенелона в измене. Тот заявляет, что невиновен, и с целью оправдания выставляет на судебный поединок своего могучего родственника Пинабеля. На стороне обвинения сражается друг Роланда граф Тьерри. Он побеждает Пинабеля, и Гвенелон вместе со всей своей семьей погибает.

Песнь о Сиде. М., 1959

«Песнь о моём Сиде» (Cantar de mio Cid) — памятник испанской литературы, анонимный героический эпос (написан после 1195, но до 1207 года) неизвестным певцом-хугларом). Единственный сохранившийся оригинал поэмы о Сиде — рукопись 1307 года, впервые изданная не раньше XVIII века.

КОМПОЗИЦИЯ и СЮЖЕТ:

В «Повести о Сиде» три части.

Первая часть. Изгнание Сида. (стихи 1-1086)

Первая глава поэмы утеряна, её пересказ дается в краткой прозаической форме. По ложному обвинению Сид был изгнан из Кастилии королём Альфонсом VI. Родриго прощается с женой, доньей Хименой, и дочерьми, Эльвирой и Соль. Находясь в неблагоприятных условиях, Сид собирает отряд воинов, одерживает ряд побед над маврами, захватывает добычу, часть из которой отправляет в подарок изгнавшему его королю, честно выполняя свой вассальный долг.

Вторая часть. Свадьба дочерей Сида. (стихи 1087—2277)

Родриго захватывает Валенсию и отбивает атаки альморавидов. Заполучив очень солидную добычу, Сид отдает часть королю и предлагает объединиться. Тронутый дарами и доблестью Сида, Альфонс VI прощает изгнанника и разрешает его семье переехать в Валенсию. Король сватает за его дочерей своих приближённых — знатных инфантов де Каррион. Свадьба длится две недели.

Третья часть. Оскорбление в лесу Корпес (стихи 2278-3730)

Зятья Сида оказываются коварными и трусливыми. Однажды, когда Сид спал, в городе из клетки вырвался лев. Все подданые, кроме инфантов бросились защищать Родриго, те же спрятались. За это они были осмеяны. Инфанты терпят обиду и решают отомстить. Они вывозят дочерей Сида в лес, где избивают их до полусмерти. Родриго Диас решает ответить по закону. В суде, которым лично руководит король, дворянин добивается полного возврата имущества и поединка с инфантами, три на три. В судебном поединке победу одерживaют бойцы Сида. К его дочерям сватаются теперь достойные женихи — инфанты Наварры и Арагона. Звучит хвала Сиду, который не только защитил свою честь, но и породнился с испанскими королями.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ:

ГГ эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов.

Он был был крупнейшим деятелем Реконкисты. Это сделало его величайшим национальным героем Испании, любимым народным героем, «моим Сидом». Он проявлял большую заботливость и щедрость по отношению к свои людям, чрезвычайную простоту и демократизм; все это привлекало к нему сердца воинов и создавало ему популярность среди широких масс населения.

Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабов.

Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянин, герой Реконкисты (722 г.– 2 января 1492 г.) Родриго (Руй) Диас де Бивар (1040–1099), прозванный за храбрость Кампеадором («бойцом»; «ратоборцем»). Побеждённые же им арабы прозвали его Сидом (от араб. «сеид» — господин).

Вопреки исторической правде Сид изображён рыцарем, имеющим вассалов и не принадлежащим к высшей знати. Образ его идеализирован в народном духе. Он превращён в настоящего народного героя, который терпит обиды от несправедливого короля, вступает в конфликты с родовой знатью. На самом деле, дворянин был представителем высших слоев кастильской знати. В тяжёлое время изгнания Сид не был столь принципиален и служил наемником как у христиан, так и у мавров. В поэме это опущено для идеализации образа борца Реконкисты. Родриго Диас не был так бескорыстен, как показано в произведении. Как типичный феодал, он думал не только о пользе короля, но и о своей выгоде.

ОСОБЕННОСТИ:

«Песнь о моём Сиде» дошла в рукописи 1307г. Изучать стали в 18 – 19вв. Рукопись неполная, единственная. Утрачено начало. Версии начала состоят из отдельных строф разного размера.

«ПОС» близка к исторической правде в большей степени, чем другие памятники героического эпоса, она даёт правдивую картину Испании и в дни мира, и в дни войны. Её отличает высокий патриотизм.

Почти совсем нет поэтических сравнений, метафор. Отсутствует христианская фантастика и исключительность рыцарских чувств. Певец откровенно подчеркивает важность для бойца добычи, наживы, денежной базы всякого военного предприятия.

Отличается подчеркнуто лирич., заинтересованным отношением к герою.

Испаснский героический эпос исторически более достоверен в области событий и топографии, нежели французский. Но это не исторический документ. Много отступлений от исторической правды, умолчаний, недомолвок. Испанские хуглары идеализировали эпического героя.

Общее с французским эпосом: служение королю, много сражений. Но в испанском эпосе большое место занимают семейные сцены, отношения. Это связано с тем, что испанский эпос сложился позднее, на него оказала влияние городская литература (четкий сюжет, в чем-то – близость новелле).

«ПОС» – главный эпос о Сиде. Существует еще несколько сказаний о юности Сида: любовь к донье Химене, сватовство, конфликт между родителями Сида и доньи Химены: защищая честь отца, Сид убивает на поединке отца доньи Химены (исторически не достоверный факт, был заимствован Корнелем для трагедии «Сид»). Кроме того, о любимом герое в Испании было сложено много романсов (ритмичные, нерифмованные песни), в которых используются сюжеты из молодости Сида.

Еще при жизни Сида начали слагаться песни и сказания о его подвигах.

Возникает Сид в литературе пожилым, а потом «молодеет».

Песнь о Нибелунгах.

«Песнь о Нибелунгах» - памятник немецкого эпоса. Исторические события, положенные в основу сюжета, относятся к эпохе Великого переселения народов, в частности к разрушению Бургундского королевства гуннами в 437 г.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!