Павел Диакон «История лангобардов»



Ø Главный труд знаменитого итальянского историка Павла Диакона (720–799/800) – продолжение римской истории: «История лангобардов». Она охватывает период с 568 по 741 гг.

Источники:

При написании этого труда Павел использовал сочинения Беды, Аврелия Виктора, Иордана, Венанция Фортуната, Плиния Старшего, Григория Турского, Оригена, Исидора Севильского, Григория Великого. Многое он заимствовал из сочинения по истории лангобардов Секунда Тридентского ,не сохранившегося до настоящего времени. Кроме того, источниками Павла были Беневентские и Сполетские анналы. В «Истории лангобардов» широко использована и устная традиция – исторические народные сказания, родовые предания, героические песни. При этом для ранних периодов истории более широко использована устная традиция, а для поздних – письменные источники и свидетельства очевидцев событий.

§ Историю своего народа Павел начинает с древнейших времен, с момента передвижения лангобардов из Скандинавии в Италию в 568 г. и доводит ее до смерти короля Лиутпранда, т. е. до 744 г., охватывая период почти и два столетия. В труде нет лишь последнего периода истории лангобардов (правлении Ратхиса, Айстульфа, Дезидерия), когда была утрачена политическая независимость этого народа, периода, о котором Павел мог бы писать уже по собственным воспоминаниям. Но этого не случилось. Помешала ли Павлу в этом смерть, как полагают некоторые ученые (Ваттенбах), или же что-то другое – судить трудно.

§ Обращаясь к прошлому лангобардов, Павел делит его на определенные исторические периоды, распределяя по шести книгам в тщательно продуманном порядке так, что каждая книга заканчивается каким-то узловым, переломным событием: 1-я—вступлением лангобардов в Италию, 2-я – десятилетним междуцарствием, 3-я – смертью короля Автари и т. д. до последней, кончающейся смертью Лиутпранда. Внутри каждой книги порядок размещения материала произвольный: исторические факты перемежаются с воспоминаниями о подвигах предков, родовыми преданиями, народными сказаниями. Павел не отграничивает вымысел от исторической действительности и, таким образом, отходит от традиций античной историографии, утверждая метод механической компиляции литературных источников. Лишь изредка он сопровождает легкими критическими замечаниями приводимые им легенды, называя их, например, «смешной сказкой»

§ Общий характер «Истории лангобардов» историко-беллетристический. Хронология в нем не отличается точностью и порой даже спутана. События, почерпнутые из разных источников, чаще всего скрепляются между собой весьма неопределенными временными обозначениями: «спустя несколько лет», «в то же время», «между тем» и т. п. Почти нигде в сочинении нет точных ссылок и на источники («один правдолюбивый старец рассказывал...», «некий воин, участвовавший в сражении, говорил...» и т. п.). Историческое повествование перебивается разнородными отступлениями: описаниями Италии, памятников искусства и архитектуры, романтическими рассказами, фантастической этимологией географических названий, иногда рассказами о чудесах и сказками и т. д. Язык сочинения ясный и чистый, близкий к классическому. Тон повествования живой, местами романтичный.

Знаменательно окончание этого исторического труда. Финалом служит пророчество о падении лангобардов. «Лангобарды погибнут, – говорит Павел Диакон, – когда падет церковь в честь Иоанна Крестителя, когда в ней заведутся порочные люди».

Теодульф

Теоду́льф — поэт эпохи Карла Великого, епископ Орлеана. По происхождению Теодульф был вестгот.

Биография

Он пришёл к Карлу из Испании или из Септимании. Карл обратил внимание на всестороннюю образованность Теодульфа (в одном из своих стихотворений, De libris, quos legere solebam, он перечисляет своих любимцев — языческих философов и христианских писателей). Приблизив Теодульфа к себе, Карл назначил его в 788 г. епископом Орлеанским и аббатом флерийским, потом эньянским. Его просветительная деятельность в духе Карла Великого снискала ему всеобщее уважение и признательность Карла.

Теодульф распространял образование среди духовенства и народа, предписывая духовенству устраивать в деревнях школы, где дети должны были обучаться безвозмездно. Ему поручалась ревизия областного управления в качестве missus dominicus. В 800 г. Карл призвал его в Рим для разбора дела папы Льва III. Теодульф был одним из первых советников Карла по делам церкви, принимал участие в споре об исхождении Святого Духа, собрал в своём сочинении «De Spiritu Sancto» материал для решения этого вопроса. Он пользовался сначала большим уважением и Людовика Благочестивого, но в 817 г. его обвинили на Ахенском соборе в сношениях с Бернардом, итальянским королём, лишили сана и сослали в монастырь в Анжере. Виновность свою Теодульф до конца жизни отрицал. Получив прощение в 821 г., Теодульф отправился в Орлеан, но по дороге умер.

Творчество

· Он обладал несомненным поэтическим талантом, живостью воображения, оригинальностью тона, метким и красивым языком.

· Его стихи дают много живых и поэтических картин. Почти все они состоят из двустиший, иногда греша против правил версификации.

· Самое важное его стихотворение, результат его деятельности как посланца королевского — поэма в 956 стихов, заключающая в себе увещание судьям добросовестно исполнять свои обязанности («Paracnesis ad judices», или «Verdus contra judices»). В этой поэме описываются злоупотребления, от которых судьи должны воздерживаться, и нарисована яркая картина нравов того времени. Привлекательная сторона поэмы — «господствующая в ней мягкость чувств» (Гизо).

· Важное значение имеют и послания Теодульфа, особенно послание к Карлу Великому, где живо и остроумно изображается общество при дворе Карла.

· Стихотворение «Гимн на неделю Ваий» было написано Теодульфом, когда он содержался под стражей в Анжерском монастыре.

·  В поэме «Семь свободных искусств» Теодульф знакомит нас с методом тогдашнего преподавания наук и знаниями, составлявшим цикл свободных искусств. Сохранилось от Т. больше 70 стихотворений, два богословских трактата и несколько проповедей.

· Также существует мнение о том, что Теодульф был автором Каролингских книг (лат. Libri Carolini), сборника опровержений актов VII Вселенского Собора.

21. Эйнхард «Vita Karoli Magni“

Из биографии автора:
Эйнхард или Эгинхард — франкский учёный, деятель «Каролингского возрождения», историк, настоятель монастырей. Преемник Алкуина в должности руководителя школы при дворе Карла Великого.

Наряду с многочисленными письмами и религиозными трактатами, автором которых является Эйнхард, до нас дошла его биография Карла Великого «Vita Karoli Magni». Это единственная прижизненная биография императора. В стиле Эйнхард подражает античным императорским биографиям Светония.

Анализ:

Как уже было сказано, “Жизнь Карла Великого” занимает особое место среди произведений каролингского периода. Помимо того, что это сочинение компактно и написано на великолепной латыни, оно носит чисто светский характер, что следует признать явлением уникальным для той эпохи. Временем его появления на свет традиционно считают годы между 829 и 836.

Несомненно, Эйнхард прекрасно знал античных классиков. Произведения некоторых из них оказали на него заметное влияние. У Светония он заимствовал схему группировки фактов, а также ряд литературных оборотов. Однако преувеличением было бы считать, что Эйнхард слепо подражает римским Жизнеописаниям.

Главной задачей автора следует признать безраздельное восхваление своего героя. Видя, как рушится империя, свидетелем величия которой он был, Эйнхард написал панегирик ее основателю и создал некий идеальный образ правителя и человека, стараясь превратить его в пример для подражания современникам и потомкам.

Композиционно “Жизнь Карла” распадается на ряд смысловых кусков:
- вводный раздел (гл. 1—4)
- войны и внешняя политика Карла (гл. 5—16)
- личная жизнь императора (гл. 17—29)
- о последних днях Карла, его кончине и погребении, завершив свой труд изложением его завещания (гл. 30—33)

Безусловно, наибольший интерес для читателя представляют главы, повествующие о личной жизни императора, а также о его внешнем облике, занятиях и пристрастиях, поскольку они написаны очевидцем, хорошо знавшем малейшие детали описываемого.
Сложнее обстоит дело с частью, посвященной военно-политической деятельности Карла. Эйнхард явился ко двору, когда значительная часть походов императора уже завершилась. Информацию о них он черпал из вторых рук, в основном из официальных источников, прежде всего, из “Анналов королевства франков”.

Собирая материалы, Эйнхард приспосабливал факты к своей концепции, в одних случаях умалчивая о чем-то, в других — своеобразно препарируя их. Стремясь увеличить масштабность деяний Карла, Эйнхард всякое столкновение франков с соседями обращает в войну. Вопреки истине Эйнхард утверждает, что Карл никогда не нападал первым, а лишь карал врагов за вероломство, при этом неизменно побеждая. О поражениях своего героя Эйнхард умалчивает. Весьма тенденциозно автор сравнивает заслуги Карла и его отца, Пипина Короткого, преувеличивая роль первого и уменьшая значение второго.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!