Кретьен де Труа. Ивейн или Рыцарь со львом
Кретьен де Труа - французский поэт XII века. Испробовал силы в различных жанрах, однако наибольшего мастерства достиг в жанре куртуазного рыцарского романа. Еще в молодости он написал роман о Тристане (не дошедший до нас), за которым последовал ряд других романов («Эрек и Энида», «Клижес», «Ланселот, или Рыцарь Телеги», «Ивен, или Рыцарь Льва», «Персеваль, или Повесть о Граале»). Именно под пером Кретьена король Артур из незначительного кельтского князька превращается в могущественного властелина необъятной феодальной державы. При его дворе царят самые утонченные куртуазные обычаи и нравы. Сюда стекаются храбрые рыцари со всех концов земли. Здесь они служат прекрасным дамам, участвуют в турнирах и празднествах; отсюда они отправляются на поиски рыцарских приключений. Кретьен стремится поэтизировать мир феодально-рыцарских отношений. В прихотливые, нарядные узоры складываются также излюбленные Кретьеном сказочные образы и мотивы (волшебные источники, благодарные львы, волшебные помощники и т.п.). Но Кретьен отнюдь не замыкается в этом очень условном фантастическом мире. Его занимают вполне реальные житейские проблемы (об обязанностях рыцаря в семье и обществе, о любви и куртуазии и пр.), и в связи с этим романы Кретьена имеют обычно проблемный характер. Все остальное, как, например, занимательные рыцарские приключения или сказочная фантастика, играет лишь подсобную роль. При этом Кретьен обнаруживает интерес к переживаниям личности и незаурядный аналитический дар при изображении этих переживаний.
|
|
Романы о Тристане и Изольде, с одной стороны, и творчество Кретьена де Труа — с другой, соотносятся как первый и второй этапы, ранний и «классический» в истории французского куртуазного романа.
«Ивейн, или Рыцарь со львом» (ок. 1180) славит верную супружескую любовь и говорит о характере подлинной рыцарственности, как ее понимал Кретьен.
1) Сюжет и композиция.
Рассказ Калогренанта. На собрании артуровского двора Калогренант рассказывает, как он нашел чудесный источник, сразился с его защитником и был побежден. Артур собирается отправиться туда с своим двором, но Ивейн решает явиться туда раньше всех.
Ивейн у источника. Он смертельно ранит защитника источника и преследует его до крепости, где попадает в плен движущихся ворот. Люнета приходит ему на помощь. Ивейн видит Лодину, влюбляется в нее.
Благодаря помощи Люнеты, Ивейн женится на Лодине. Все ждут приезда короля Артура.
Праздники и турниры. Приезд Артура и его двора. Ивейн побеждает Кея. Гавейн увлекает Ивейна на турниры и тот забывает вернуться в срок, назначенный его супругой. Отвергнутый своей дамой, Ивейн, безумный от горя, покидает двор.
|
|
Безумие Ивейна. Дама Нуаразон вылечивает его. Ивейн сражается с графом Алье за Нуаразон. Ивейн спасает льва от змея и тот начинает сопровождать его повсюду.
Печальный Ивейн возвращается к источнику. Он узнает, что из-за него Люнета попала в тюрьму. Он обещает ей, что наутро придет защищать ее. Пока же он сражается с горным великаном Гарпеном.
Ивейн сражается за Люнету и видит Лодину. Разногласия из-за наследства возникают между двумя сестрами после смерти их отца. Младшая идет на поиски Ивейна и тот обещает сражаться за нее.
Ивейн в замке Худшего Приключения, где он сражается в двумя чертями, побеждает их и освобождает девушек-рабынь.
Ивейн и Гавейн сражаются каждый за одну из дочерей умершего рыцаря, сначала не узнавая друг друга.
Ивейн возвращается к источнику и, с помощью Люнеты, возвращает себе милость Лодины.
2) Особенности конфликта.
Проблема, которую автор здесь ставит: совместимость любви и подвигов. Ищет компромиссного решения.
В отличие от Ланселота, который всю жизнь посвящает одному служению даме, Ивейн подает собой совершенно другой пример: его долгом является битва со злом, разрушающим феодальный порядок и защита слабых (Люнета, которой сенешаль угрожает смертью; триста девушек, которыми помыкают черти).
|
|
Дружба льва — это знак избранности Ивейна, его духовного перерождения: до встречи со львом герой, прославившийся под своим именем, мечтал исключительно о личной славе, движимый светским тщеславием и эгоистическими мыслями. Когда же он проходит очищение безумием и становится на сторону льва, а не змея, Ивейн начинает служить добру и справедливости. Поединок льва и змея здесь – аллегория борьбы Христа и Дьявола.
Немаловажно также то, что все подвиги Ивейн совершает, не открывая никому своего имени: жажда личной славы уступает место следованию христианским идеалам, скромности.
Другой вариант толкования: Ивейн, отвергнутый Лодиной, перестает быть собой, как внешне (теряет человеческий облик), так и внутренне (становится помешанным, теряет имя). Затем он постепенно своими подвигами начинает заслуживать прощение дамы и сначала становится уже не просто безымянным рыцарем, а Рыцарем со Львом, а затем и возвращает прежнее имя Ивейна.
3) Концепция любви.
Сюжет произведения вступает в сложное взаимодействие с куртуазными нормами и идеалами. Если куртуазный кодекс любовного чувства предполагает чаще всего неразделенную, почти тайную влюбленность рыцаря в замужнюю даму, жену своего сеньора, т.е. разводит любовь и институт брака, к тому же служение даме часто приобретает религиозно-мистический оттенок, то Кретьен настаивает на совместимости взаимной любви и супружества. Речь у него идет не о мистическом благоговении, а о вполне светском поклонении даме-жене. Он умело обходит это место в сюжете, где Ивейн убивает мужа Лодины, еще не зная, о том, кто это, и не будучи влюбленным в Лодину.
|
|
Вопрос о соотношении рыцарских подвигов и приключений с любовным служением, о столкновении супружеского долга и долга рыцарского решается здесь в тесной связи с общей проблемой нравственного совершенствования рыцаря: развитие фабулы выводит
на первый план вначале историю завоевания рыцарем дамы в результате успешного поединка и погруженность его в семейное счастье, затем кратко обрисовывает уход Ивэйна в стихию бездумных рыцарских «авантюр» и забвение возлюбленной, за что она его наказывает разрывом, и, наконец, рассказывает о страданиях обезумевшего отвергнутого рыцаря, его излечении и перерождении его приключений в осмысленные и благородные подвиги во имя справедливости и любви, что возвращает ему благосклонность и нежность жены. Тем самым Кретьен де Труа утверждает «идеал разумного баланса между любовью и рыцарской активностью», а его герой выдерживает испытание на соответствие идеалу безупречного куртуазного рыцаря, что подчеркнуто и мотивом дружбы Ивэйна с царем животных — львом.
Образ куртуазной красавицы: «золотистые власы» Лодины. При этом Люнетта, чей любовный конфликт не на первом месте в сюжете, названа «темноволосой».
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2412; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!