Раздел II. РИТОРИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА



4. Текст как единица общения. Стратегии построения и интерпретация связного текста. Формы и структура текста.

Цель занятия: научить будущих юристов эффективно и целенаправленно пользоваться речью в коммуникативно-речевых ситуациях, типичных для их профессиональной деятельности, развить навыки составления разножанровых письменных текстов официально-делового стиля в целом и юридического подстиля в частности с соблюдением существующих норм формальной организации таких текстов, их содержательного наполнения и использования средств русского литературного языка.

В результате освоения темы студент должен:

– знать: сущность и структуру текста, основные признаки текста, особенности композицию текста,способы организации его частей, средства связности текста и его расчлененность, лексико-грамматические средства связи, организующие его в единое смысловое и структурное целое, стратегии интерпретации текста.

– уметь: выбирать необходимые и целесообразные средства русского литературного языка (на всех языковых уровнях) и пользоваться этими средствами при составлении текстов официально-деловой направленности в целом и юридических текстов в частности с соблюдением существующих норм.

Формируемые компетенции: «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-5).

Актуальность темы: развитие связной речи является важнейшим условием успешности профессиональной деятельности юриста; умение создавать тексты, адекватные ситуации деятельности, коммуникативной задаче, является вершиной и целью усвоения языка.

Теоретическая часть. Практическое занятие проводится в форме Круглого стола. Процедура проведения данного мероприятия включает в себя три этапа: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

Подготовительный этап включает: выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций; подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации); подбор дискутантов, состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей других студенческих групп; подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

– определение понятийного аппарата (тезауруса);

– краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

– перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

– разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;

– заключительную речь модератора.

Кроме того к подготовительному этапу следует отнести: оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- и видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы; консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться); подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола».

Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации. Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола».

Дискуссионный этап предполагает: проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы; выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы; ответов на дискуссионные вопросы; подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

Завершающий (постдискуссионный) этап включает: подведение заключительных итогов ведущим; выработку рекомендаций или решений; установление общих результатов проводимого мероприятия.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. В конце Круглого стола подводятся его итоги, выставляются оценки участникам дискуссии.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант – участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие – распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант – ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант – «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант – «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Предлагаемые студенту задания позволяют проверить компетенции: ОК-5. Принципиальным отличием заданий базового уровня от повышенного является уровень сложности вопросов: вопросы базового уровня предполагают освоение опорного материала по каждой теме, решение стандартных учебно-практических и учебно-познавательных задач; вопросы повышенного уровня расширяют и углубляют опорный материал., требуют умения работать в новой, незнакомой ситуации.

Для подготовки к данному оценочному мероприятию необходимо: ознакомиться заранее (за неделю до проведения) с вопросами Круглых столов; подобрать материал, необходимый для развернутых ответов на каждый вопрос; четко отработать все этапы Круглого стола.  

При подготовке к ответу студенту предоставляется право пользования: подготовленным конспектом, справочными материалами по заданной теме, текстами произведений.

При проверке задания, оцениваются: глубина подобранного по теме материала, полнота ответа на дискуссионные вопросы Круглого стола, владение материалом, активность участия в обсуждении вопросов Круглого стола, самостоятельность суждений, логичность выводов.  

 Подготовку к практическому занятию целесообразно начать с работы над учебниками, а также обратиться к монографиям, посвященным теме текста как единице общения. Необходимо знать признаки текста, которые обеспечивают его коммуни­кативную ценность и достаточность. Назвать важнейшие текстовые категории (категория информативности, связности и цельности), с помощью которых реализуется общение и без которых «связ­ный знаковый комплекс» не может быть назван высказывани­ем, не может стать единицей общения.

Стилевое единство текста заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный. Это положение должно быть доказано студентами на примере текста, относящегося к одному из стилей.

Особого внимания требуют следующие средства выражения логических связей в тексте: лексические средства связи, синтаксические средства связи.Следует назвать и пояснить на конкретном примере такие типы связей предложений в тексте, как последовательная связь и параллельная связь.

Вопрос о текстовых нормах документа требует наиболее тщательной подготовки, так как имеет прямое отношение к профессиональной деятельности юриста. Данный вопрос предполагает знание текстовых норм (заданность формуляром документа его текстовых норм), структуры текста управленческого решения или действия. Также следует ознакомиться с обязательным требованием составления документа на русском или национальном языке субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством о государственных языках. Несколько степеней жесткости текстовых норм: образец-матрица, образец-модель, образец-схема.

Отражение унификации текстов документов в рубрикации. Использование рубрикации. Заголовки и подзаголовки как важное средство рубрикации. Требования к заголовкам. Содержательное членение связного текста документа. Традиционное – на две части: мотивирующую и излагающую решения, рекомендации и т. п. Документы, состоящие из одной части (второй). Рекомендуемое деление текста на абзацы. Деление документов на простые и сложные в зависимости от количества затронутых в них вопросов.

Текст – это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.

Следует различать:

– внешнюю (композиционную) структуру текста,

– внутреннюю структуру текста.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста – это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Очень часто заглавие служит ключом к пониманию всего текста, так как заголовок привлекает, подготавливает восприятие самого материала, расставляет акценты или интригует.

Большинство текстов в композиционном отношении состоит из трех частей:вступления (зачина), основной части и концовки.

Вступление (зачин) обычно выражает ключевую мысль высказывания. В системе текста это наиболее самостоятельное, наиболее значимое предложение или предложения. Функция введения новой мысли не по­зволяет зачину иметь в своем составе слова-заменители (местоимения или местоименные наречия) или представлять собой неполные предложения. Все его члены, как правило, выражены лексически полнозначными словами. Поскольку зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Однако самостоятельность зачина относительна: он не только формирует текст, подчиняя себе все последующие предложения, но и сам зависит от них, поскольку они опираются на него и развивают его мысль.

Основная частьсостоит из законченных предложений, связанных между собой и с зачином цепной или параллельной связью.Композиция этой части должна быть продуманной.

Концовкаподводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом. Здесь могут быть и вводные слова, указывающие на законченность, завершенность, полную исчерпанность мысли (наконец, итак, следовательно, таким образом, одним словом). Существуют и другие грамматические средства оформления концовки, например союз и, который может открывать последнее предложение текста или замыкать в нем ряд однородных членов.

Этапы раскрытия тематического ядра текста:

1) расширение основной мысли и выделение ее составляющих;

2) разъяснение основной мысли;

3) подтверждение подлинности основной мысли;

4) оценка основной мысли;

5) вывод.

Типы композиции текста:

1) Линейная композиция

2) Ступенчатая композиция

3) Концентрическая композиция

4) Параллельная

5) Дискретная

6) Кольцевая

7) Контрастная

Основные признаки текста:

Целостность текста проявляется в тематическом единстве, связности (последовательное расположение предложений) и обособленности (каждый текст имеет начало и конец).

Завершенность текста (его смысловая законченность).

Связность текста помогает установить взаимосвязь отдельных сообщений, фактов, действий и т.д.

Стилевое единство (текст оформляется в соответствии со стилевой принадлежностью).

Наличие сферхфразовых единств (членение на параграфы, абзацы, синтагмы).

Средства связности текста:

1. Лексические средства:

– лексический повтор;

– синонимическая замена;

– отношения «род – вид».

2. Грамматические средства:

– единство видо-временных форм глагола;

– местоименная замена;

– союзы, частицы, вводные слова, модальные слова;

– наречия и слова с пространственным и временным значением (сегодня, впереди, неподалеку и т.д.);

– предложения-скрепы, которые не несут никакой смысловой нагрузки, предназначены именно для связи предложений.

3. Стилистические средства:

– слова, словоформы, которые подчеркивают либо эмоциональную окраску всего текста, либо однородность слов для данного текста (например, термины в научном тексте)

– тропы и стилистические фигуры.

4. Интонационные средства.

5. Графические средства.

Расчленённость текста.

– предложения,
– абзацы,
– параграфы,
– разделы,
– главы,
– подглавы,
– страницы и др.

Далее нужно подробно рассказать о функционально-смысловых типах текстов (описание, рассуждение, повествование) и их типичных грамматических средствах оформления. Необходимо привести пример каждого из типов текстов, определить сущность монолога, диалога и полилога.

Юридическая речь по своему составу неоднородна. Каждодневная практика юриста (расследование, консультирование, оценка доказательств и т.д.) предполагает постоянный поиск связей между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение лежит в основе убеждающей речи и представляет собой словесное обоснование какой-то мысли, идеи. Именно доказательное рассуждение – отличительная черта стиля мышления юриста. Всякое рассуждение включает в себя три взаимосвязанных компонента: тезис, аргумент, демонстрацию.

Тезис – это словесно выраженное утверждение (положение), истинность которого обосновывается в процессе рассуждения. Антитезис – это словесно выраженное утверждение (положение), противоположное тезису. С речевой точки зрения аргумент – это отдельная и завершенная, словесно оформленная мысль, которая оценивается аудиторией как истинная, правильная и уместная, это довод, служащий для обоснования самого тезиса.

Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами, т.е. само рассуждение.

Интерпретация – это толкование, трактовка, раскрытие смысла текста. Процесс интерпретации сопряжен и обеспечивает общение и понимание.

Необходимо иметь ясное представление о новых подходах к классификации смысловых типов текста применительно к текстам административно-правовой направленности (основные и вспомогательные функционально-смысловые типы текста).

Вопросы и задания:

1. Что такое текст? Назовите основные признаки (лингвистические свойства) текста.

2. Назовите этапы раскрытия тематического ядра текста.

3. Какие категории текста, отражающие его нацеленность на общение, вам известны?

4. Стилевое единство текста как его важнейший признак.

5. Какие средства связности текста вам известны?

6. Последовательность построения текста (композиция).

7.  Смысловые типы речи: описание, рассуждение и повествование.

8. Что такое тезис? Какие требования к нему предъявляются? Назовите типичные ошибки в использовании тезиса.

9. Что такое аргумент? Какие виды аргументов вы знаете? Какие ошибки встречаются в употреблении аргументов?

10.Что такое демонстрация? Какие ошибки в демонстрации наиболее частотны?

11.Что такое интерпретация текста?

Задание 1. Прочитайте один из приведенных текстов, озаглавьте его. Выделите трудные для произношения слова; определите основную мысль текста и передайте его содержание в своей интерпретации.

а) Пилоты Ту-154 сообщили «ансамблю», что до Лондона горючего не хватит. После короткой истерики семья согласилась на дозаправку в Финляндии. Убедившись в тщетности многократных попыток прорваться в кабину пилотов, Овечкины продемонстрировали серьезность своих намерений. В целях психологического воздействия на членов экипажа застрелили из обреза одну из стюардесс. Самолет пошел на снижение над Финским заливом, идя по такому курсу, что не только непосвященные, но даже опытный пилот без штурмана не сразу понял, где он находится: в России или уже в стране Суоми. Посадка Ту-154 на узкую, не приспособленную для самолетов такого класса истребительную полосу прошла успешно.

б) Одной из коммерческих фирм два месяца назад некий молодой человек предложил свои услуги по реализации куриных окорочков. Паспорт у пришедшего наниматься на работу был в порядке, и фирма, можно сказать, даже обрадовалась новому работнику. Ее руководитель без всякой дополнительной проверки немедленно выписал новому сотруднику доверенность на получение 7,5 тонн окорочков на сумму 14 млн. рублей, и тот незамедлительно получил товар на хладокомбинате. Мясо было, видимо, благополучно реализовано, а вот деньги в назначенный срок в кассу фирмы не поступили.

При проверке оказалось, что человек, чьи паспортные данные значились в списках сотрудников фирмы, ни сном ни духом не знал об этом. Свой паспорт он потерял еще два года назад. В результате проведенного милицией следствия мошенник все-таки установлен.

Задание 2. Прочитайте текст из журнала «Наука и жизнь», какие слова не подходят для устного рассказа? Попробуйте пересказать текст.

Соколиное зрение

«У него соколиный глаз» – говорят о человеке с прекрасным зрением. Но ка­кова острота зрения сокола? Три американских биолога натренировали пустельгу, птицу из семейства со­колиных, выбирать между двумя освещенными экранами, один из которых был покрыт тонкими поперечными полосками. Подлетая к заштрихованному экрану, птица получала кусочек мяса, а «пустой» экран не приносил никакого вознаграж­дения. Меняя штрихи на все более и более тонкие, экспериментаторы смогли определить, когда пустельга перестала отличать заштрихованный экран от чис­того. Оказывается, острота зрения пустельги в 2,6 раза выше человеческой. Человек с таким зрением мог бы прочитать всю таблицу для измерения остроты зрения с расстояния около 90 метров.

Задание 3.Прочитайте текст. Определите его разновидность, форму, мотивируйте ответ, приводя в пример языковые факты.

Да, удивительно странный мальчик был этот Джим: с ним все происходило не так, как с дурными мальчиками Джеймсами в книжках.
Однажды он залез на яблоню фермера Экорна, чтобы наворовать яблок. И сук не подломился, Джим не упал, не сломал себе руку, его не искусала большая собака фермера, и он потом не лежал больной много дней, не раскаялся и не исправился. Ничего подобного! Он нарвал яблок сколько хотел и благополучно слез с дерева. А для собаки он заранее припас камень и хватил ее этим камнем по голове, когда она кинулась на него. Необыкновенная история! Никогда так не бывает в нравоучительных книжках с красивыми корешками и картинками!.. Джим этот был словно заговоренный, – только так и можно объяснить то, что ему все сходило с рук. Он даже угостил слона в зоологическом саду куском пре­сованного жевательного табака – и слон не оторвал ему голову хоботом! Он полез в буфет за мятной настойкой – и не выпил по ошибке азотной кислоты! Стащив у отца ружье, он в праздник пошел охотиться – и не оторвал себе три или четыре пальца! Однажды, разозлившись, он ударил свою маленькую сест­ренку кулаком в висок, и – можете себе представить! – девочка не чахла после этого, не умерла в тяжких страданиях с кроткими словами прощения на устах, удвоив этим муки его разбитого сердца. Нет. Она бодро перенесла удар и оста­лась целехонька. В конце концов Джим убежал из дому и нанялся матросом на корабль. (М. Твен)

Задание 4.Перескажите данный текст в форме информационного сооб­щения, убрав элементы диалогизации.

Подумав, он продолжал так:

– Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, па­мятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого ко­рабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищите?» – спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и про­тягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, повезет на ко­рабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

– Это все мне? – тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе.

– Может быть, он уже пришел… тот корабль?

– Не так скоро, возразил Эгль, – сначала, как я сказал, ты вырастешь. По­том… что говорить? Это будет, и кончено ( Грин А. Алые паруса).

Задание 5.Найдите в ниже представленных текстах лексические средства связи. Опреде­лите тип синтаксической связи (последовательная, параллельная).

1. Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским по­лом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, ко­нечно, присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях крат­кость греческого и латинского языка (М.В. Ломоносов).

2. Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный рус­ский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что соверша­ется дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С. Тургенев).

3. Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лекси­кон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения, – мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем в себе ува­жение к языку (М. Горький).

4. Русский язык – плод многовекового творчества и труда русского народа и всех народов, составляющих нашу страну. Живо связанный со славной историей нашего государства в течение многих веков, являя поразительное социальное, культурно-историческое национальное богатство, русский язык показывает вели­кое будущее и самому себе, и всему нашему народу. Язык и историческая свя­тыня, и действующее орудие, требующее сознательного и бережного отношения (В.Г. Костомаров).

5. Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они узнают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни ду­ховного, ни политического пути. Пусть мир познает наш язык и через него впер­вые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее (И.А. Ильин).

6. Возникновение и формирование национальных черт этнографы-социологи ищут в истории народа, в его образе жизни. …Сказки, песни, колыбельные, кото­рые поют своим детям матери и няни, по мнению ученых, формируют главные нравственные идеалы, правила будущего поведения.

Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой сказок – муравей? Логично, правда?

Излюбленный герой русских сказок – это Иванушка-дурачок, возле которого всегда находятся необыкновенные вещи или фантастические животные: ска­терть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, конек-горбунок, серый волк. С помощью этих чудес герою как бы без всякого труда достаются всевоз­можные блага. Вот, оказывается, какой была народная мечта – без тяжелой из­нурительной работы достичь желаемого.
Но почему? За какие заслуги в сказках герой получает все это? И тут мы сталкиваемся с новой загадкой. Оказывается, Иванушка совсем не дурачок. Он только прикидывается глупым. Ему почему-то выгодно до поры, до времени ка­заться дурачком, чтобы затем выйти победителем, поймать свою жар-птицу – богатство, счастье, красавицу-невесту. Корни такого свойства характера лежат, по-видимому, в российской истории с ее многолетним татаро-монгольским нашествием, междуусобными войнами, крепостным правом, страданиями и несчастьями недалекого прошлого. Чтобы выжить в этих условиях, обмануть судьбу, надо было быть осторожным, терпе­ливым, больше надеяться на чудо, чем на себя. Вот и появились пословицы и поговорки: «Тише едешь – дальше будешь», «Береженого Бог бережет», «По­спешишь – людей насмешишь», «Моя хата с краю – ничего не знаю» и т.п. Другие пословицы и поговорки, отражая противоречивость русского харак­тера, как раз поощряют смелость, безрассудство, широту души: «Волков бояться – в лес не ходить», «Где наша не пропадала!», «Двум смертям не бывать, а од­ной не миновать», «Или грудь в крестах, или голова в кустах» и т.п. Народная мудрость таким образом призывала быть осторожным, экономно расходовать силы. Так и сложился характер человек в меру трудолюбивого (ведь результат труда все равно кто-нибудь может отобрать!), неспешного, бесконечно терпеливого к тяготам существования, но вместе с тем веселого, бесшабашного, не помнящего зла, широкого, щедрого, гостеприимного (по О.Е. Белянко, Е.В. Трушиной).

7. Пушкин читается новым поколением тяжело – это почти не их язык. А ведь всего десятилетие назад язык «Повестей Белкина» и «Капитанской дочки» был нормой жизни». Произошло громадное вливание в нашу речь американизмов и техницизмов. Заговорило с американским акцентом наше телевидение. Но дело не в конкретных словах, а в стиле – это очень узнаваемый теперь стиль скетчей, рубленой деловой речи, которая звучит подстрочником с английского. Еще одно громадное ядовитое вливание – лагерный жаргон. За последние пятьдесят лет нашей истории через лагерную систему прошли миллионы людей, каждый второй наш гражданин так или иначе соприкасался с этой тюремно-ла­герной системой, лагерный жаргон стал уже основой современного просторечья, он проник в литературу и даже больше – в культуру.

Блатная речь вкупе с американизмами – вот наш новый деловой русский язык, на котором мы не читаем, а день ото дня живем, работаем, является про­образом общественного мышления. Язык – идеальный инструмент управления сознанием не отдельного человека, но всего общества. Сознанием нашим, об­ществом, пытается идеально управлять криминальный мир, и самый кровный интерес этого мира – уничтожение слоя культурного, потому что только бескуль­турным народом и могут управлять все эти воры в законе (Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Черняк).

Задание 6.Из предложенных примеров выберите те, которые являются текстами.

Пример 1. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка (пример Л.В. Щербы).

Пример 2. Продаю Байтовые трузера на зипперах с файновым лейблом на лефтовом покете. (Юность. 1976, №1. «Милый Эп»).

Пример 3. А пес остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене, задохся и твердо решил, что больше отсюда никуда не пойдет, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали. Испорченный бок торчал свалявшимися промерзшими комьями, а между ними глядели красные зловещие пятна обвара. До чего бессмысленны, тупы, жестоки повара. (М. Булгаков. «Собачье сердце»).

Пример 4. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим светло.

Сентябрьский вихрь, листы с березы свеяв, Кричит и мечется среди ветвей, А город помнит о судьбе своей: Здесь Марфа правила и правил Аракчеев. (А. Ахматова).

Пример 5. Текстом (в лингвистическом смысле) называется последовательность речевых звуков (букв), которым носителями языка приписан некоторый смысл. Важно понять, что текст – это такая последовательность звуков (букв), которая осмысленна как для говорящего, так и для слушающего в условиях коммуникации, т.е. это неслучайная последовательность. (…) Таким образом, текст может называться текстом, только если он понятен. (…) А непонятная фраза «Зеленые бесцветные идеи яростно спят» – это текст. Хотя трудно уловить совокупный смысл этой фразы, тем не менее, могут быть предложены его осмысленные интерпретации, так как он состоит из элементов, смысл которых по отдельности понятен носителям русского языка. (Е.Л. Зарецкая. Риторика, 1998).

Пример 6. Неожиданно звонит радиотелефон. Подбегает возмущенная старушка-смотрительница. Новый русский приходит в Эрмитаж и смотрит на картины. Новый русский плюхается в кресло и начинает разговаривать. – Что вы себе позволяете? – Не бойся, бабушка. – Это же кресло императрицы Екатерины! Когда она придет, я уступлю ей место.

Задание 7.Охарактеризуйте этапы раскрытия основной мысли текста на примерах 2 – 5 из задания 6. Какие языковые средства участвуют в процессе развертывания темы текста; с помощью каких лингвистических средств можно доказать, что примеры 2 – 5 из задания 6 являются примерами текстов.

Задание 8. Сравните два текста. Какой текст привлекает ваше внимание? Обратите внимание на лексическое наполнение текста, синтаксис (порядок слов, инверсию, уточнения), фоновые знания.

1. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого яисла весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат (М. Булгаков. Мастер и маргарита).

2. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат вышел четырнадцатого нисана в колоннаду дворца.

Задание 9.Какие грамматические явления можно назвать текстообразующими для рассказа А.П. Чехова.

Моя «она».

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет. Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

Ее зовут – Лень.

Задание 10.Прочитайте текст. Выполните предложенные ниже задания.

1) …недавно слово Селена как синоним 2) …Луна можно было встретить разве только в поэтической речи первой половины 19 века. 3)…, у В.А. Жуковского 4)…»К Батюшкову» мы находим такие строки: Среди прозрачной пены Летучих облаков Мелькает рог Селены. В наши «космические» дни слово Селена в значении «Луна» начинает 5)… и свободно употребляться в газетном языке и научно-популярных статьях (Н.М. Шанский. В мире слов).


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1830; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!