Этапы работы над художественным произведением.
При обучении чтению важно соблюдать главное условие - регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. С выполнением этого условия связано ежедневное проведение уроков чтения в начальных классах. Воспитательные возможности уроков чтения, как правило, определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. В то же время урок чтения не может быть изолирован от общей системы школьного воспитания. Он должен взаимодействовать с уроками других предметов - русским языком, природоведением, музыкой, изо; полученные на чтении знания должны приниматься во внимание при подготовке внеклассных мероприятий. Урок чтения, как любой другой урок по родному языку, в первую очередь должен задавать высокий уровень языковой культуры и обеспечивать ребенку качественную речевую среду.В его составе обязательно предусматривается работа по развитию речи детей, причем всех видов - слушанию, говорению, чтению и письму. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока. Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей: учить наблюдать факты произведения, сравнивать их, обобщать, т.е. выполнять аналитические и синтетические операции.Чтение и развитие речи имеет своей задачей обобщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного (осознанного) и выразительного чтения.Умение читать служит воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. Для достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринять и понять читаемое, а также выразить свое понимание и отношение к произведению.
|
|
Урок литературного чтения включает в себя 3 этапа работы над художественным произведением, которые соотносятся с его методической структурой. Первичному восприятию художественного произведения должна предшествовать подготовительная работа, а после вторичного синтеза необходимо проведение работ творческого характера.
Этапы работы над художественным произведением.
Этапы работы над художественным произведением | Методическая структура урока | Цели этапов | ||
Подготовительная работа | -оживить представления (об авторе, тематике его произведений, о жанре, привлечь личный опыт учащихся) -настроить эмоционально (в соответствии с тональностью произведения, жанром) -ввести словарь (объяснить лексическое значение слов, без которых невозможно целостное восприятие текста) | |||
I Первичный синтез | Первичное чтение и проверка читательского восприятия | ознакомить с конкретным произведением и выяснить эмоциональное воздействие текста | ||
II Анализ | Постановка учебной задачи | пробудить потребность в перечитываниии обдумывании текста (создать проблемную ситуацию, поставить вопрос, на который учащиеся не смогут ответить без повторного обращения к тексту художественного произведения) | ||
Повторное чтение по частям и анализ | раскрыть художественную идею произведения через углубленное восприятие прочитанного (учитель разрабатывает систему вопросов, направленных на анализ сюжета, композиции, изобразительных средств языка автора, выяснение мотивов поведения действующих лиц, идеи) | |||
III Вторичный синтез | Обобщающая беседа | -выяснить идейную направленность произведения (то отношение к жизни, которое внушает художественное произведение) -составить характеристику действующего лица, -ответить на вопрос учебной задачи анализа -соотнести тему и идею художественного произведения |
|
|
Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ героя не статичен, он дан в развитии. По мере развития сюжета раскрывается перед читателем все новыми сторонами.
Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с первичного синтеза (чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества – вторичному синтезу.
На этапе первичного синтеза происходит первое знакомство учащихся с содержанием художественного произведения, которое читается целиком , как правило, учителем (целостное восприятие). Книги у учащихся при этом должны быть закрыты. После первичного чтения текста учитель проводит эмоционально-оценочную беседу.
На этапе анализа устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета, выясняются мотивы поведения действующих лиц, анализируются те слова, которые автор выбирает для описания обстановки, в которой происходит действие, и персонажей.
|
|
На этапе вторичного синтеза происходит обобщение по всем направлениям анализа художественного произведения: обобщаются существенные черты действующих лиц, сопоставляются герои, дается оценка их поступкам, выясняется идейная направленность произведения; художественное произведение оценивается как источник познания окружающей действительности и как произведение искусства слова. Учащиеся делают вывод о том, что дало им изученное произведение для жизни.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3705; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!