Примерные вопросы при анализе художественного произведения
О теме и проблемах
· О чем это произведение?
· Почему оно так называется?
· Какие вопросы (мысли) возникли у вас при повторном чтении (слушании)?
По сюжету.
· Где и когда происходят события?
· С чего все началось?
· Как развивались действия?
· Какое событие главное?
· Чем закончилось?
· Какой эпизод при повторном чтении вас больше всего взволновал?
· Почему?
Об образах героев.
· Кто действует в произведении?
· Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили (опора на текст).
· Какие поступки совершал?
· Почему он так поступал? Что из этого вышло? Оцените поступки героя.
· Что о нем говорят другие персонажи?
· Что думает о нем автор? Как автор дает нам понять свое отношение к герою?
· Кто вам понравился и не понравился?
· Почему? Докажите текстом произведения.
· Опишите картину (предмет, обстановку и т.д.).
О композиции ( с учетом жанра)
· Из скольких частей состоит произведение?
· Почему?
· Что главное в каждой части?
· Как ее озаглавим?
· О ком и о чем рассказывается подробно?
· О ком и о чем кратко?
· Почему?
· Найдите части текста в соответствии с жанром художественного произведения:
· в рассказе - завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
· в сказке – зачин, повторы, концовка,
· в басне – мораль.
О языке (изобразительные средства языка автора).
· Какое настроение вызвало у нас прочитанное? Какими словами автор создает это настроение?
|
|
· Веселое или грустное произведение читаем?
· Какие слова и предложения говорят об этом?
· Какие слова вас затруднили? (Объяснение.)
· Какие выражения автора особенно помогли представить обстановку, героев?
· Каких слов больше всего в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения?
О жанре (обращаем внимание на форму литературного произведения).
· Что вы читали: рассказ? сказку? стихотворение? или другое?
· На какие части и слова обратили особое внимание?
· Почему?
Об идее.
· Что вам больше всего запомнилось в произведении?
· Почему?
· Какой совет дает автор, сочинив басню, сказку, рассказ…?
· Какое чувство остается у вас после выразительного чтения произведения?
· Какое настроение вам передалось?
· Какое желание возникло?
· В каком предложении заключается смысл (идея произведения)? Докажите.
Перед повторным чтением текста детьми учитель ставит УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ АНАЛИЗА – вопрос, на который дети не смогут ответить, не обратившись к тексту, проблемный вопрос (может быть 2 и более вариантов ответа), задание, которое учащиеся не смогут выполнить без повторного (углубленного) чтения произведения.
В конспекте урока учебная задача обычно формулируется так: «Давайте еще раз прочитаем произведение (назвать его) и в процессе обсуждения попробуем ответить на вопрос… ИЛИ поймем, кто был прав… ИЛИ подготовимся к выполнению задания…».
|
|
Например:
1.С чем связано название произведения: с темой или идеей?
2.На протяжении рассказа герой меняется. Давайте проследим, как это описывает автор, и составим его характеристику.
3.При ответе на вопрос наши мнения разделились. Давайте докажем текстом свою точку зрения.
4.Будем читать текст и выделять те слова и знаки препинания, которые помогут нам подготовиться к выразительному чтению (или чтению в лицах, или к инсценировке…).
5.Давайте сравним данное произведение с прочитанным ранее: чем они похожи, чем отличаются (можно сравнивать произведения разных авторов по одной теме или проблеме или два произведения одного автора).
6.Почему народ сложил об этом герое сказку (былину)?
7.Прочитаем статью, разделим ее на части, составим план и будем учиться пересказывать текст по плану.
8.Анализируя произведение, будем готовиться к творческому пересказу :от лица разных героев; составим сценарий фильма; разработаем костюмы для героев; нарисуем декорации к театральной постановке…
|
|
Виды анализа:
1. Стилистический (языковой) анализ - как в подборе слов-образов выявляются авторский чувства. «Толковать образы, а не слова!».
2. Проблемный анализ - анализ проблемных вопросов и ситуаций (имеют несколько ответов и решений). Есть ситуации, герои, которые можно понять по-разному. Вопросы должны быть увлекательными и содержать противоречия.
3. Анализ развития действия – работа над сюжетом , главой, эпизодом, композицией (экспозиция-завязка-развитие действия- кульминация- развязка)
4. Анализ художественных образов – характеристика образов (характер героя, почему так поступает и что из этого получается). Роль природы и других действующих лиц в жизни героя.
Схема литературно-методического анализа художественного произведения: 1. Определите жанровую разновидность произведения. Вспомните, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом. Например, в рассказе это наличие системы событий и действующих лиц, в басне - аллегория, мораль, сатира, в сказке -фантастический вымысел, разновидность и т.д. 2. Установите тему произведения, соотнесите ее с проблематикой "похожих" произведений, подумайте, что нового несет в себе данный текст среди однотемных. Особое внимание обратите на заголовок. 3. Восстановите сюжет: экспозицию, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку, эпилог. Подумайте, что в нем понятно детям при первичном восприятии, а что необходимо уточнить. Если в произведении нет сюжета, т.е. системы событий, то выделите изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст. 4. Раскройте композиционные особенности текста. Установите влияние построения и языка произведения на выбор видов чтения и пересказа. Например, диалогические композиции настраивают на чтение в лицах, драматизацию; последовательное повествование удобно для полного пересказа; повествование с несколькими сюжетными линиями требует выборочного и частичного пересказа. Во многих случаях от пересказа надо отказаться из-за сложности композиционного решения текста, как, например, в рассказе А.Чехова "Ванька". 5. Составьте описание художественных образов произведения. О персонажах можно рассуждать по памятке: портрет, поступки, речь, отношения. Кроме персонажей отмечаются образ-пейзаж, событие, интерьер и др. 6. Проведите анализ языка, авторского стиля. В лексическом составе текста выделите "словарные", "образные" и "ключевые" ряды. Наметьте трудные и легкие в чтении куски, что в основном зависит от интонационно-синтаксических особенностей текста. 7. Сформулируйте идейные выводы произведения, подчеркнув его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость. 8. Сформулируйте учебную задачу анализа и вопросы по анализу, а затем укажите, на какие виды работы с текстом они направлены. |
|
|
Принципы анализа художественного произведения
(Общие положения, помогающие методически грамотно построить анализ конкретного текста):
1. Принцип целенаправленности – связан с освоением художественной идеи изучаемого произведения. Каждый из вопросов по тексту преследует определенную цель, является шагом на пути освоения идеи. Учитель должен понимать, на какие знания опирается ребенок, обдумывая ответ, какие читательские и речевые умения формируются при выполнении задания, каково место данного задания в общей логической цепи анализа.
2. Принцип опоры на целостное восприятие, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного – термин «целостное восприятие» в данном случае обозначает, что текст произведения должен быть воспринят учеником ЦЕЛИКОМ, без адаптации. Анализ какой-либо части текста, не прочитанного до конца, не может привести к понимаю идеи. Поэтому анализ является ВТОРЫМ этапом работы над художественным произведением и проводится после первичного синтеза.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия – учащиеся начальных классов видят в книге (произведении) прежде всего объект изображения (сюжет, героев), а не само изображение (те слова, которые выбирает автор описывая действие или героев). Поэтому учителю важно направить внимание учащихся на авторское слово, учить понимать, почему автор выбирает именно такие слова для передачи своих мыслей и чувств.
4. Принцип учета потребностей ребенка разобраться в прочитанном – у младших школьников нет потребности перечитывать текст, поэтому перед повторным чтением необходимо поставить УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ АНАЛИЗА . Цель данного этапа урока – пробудить потребность в перечитывании и обдумывании текста (создание мотивации).
5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения – в процессе повторного чтения текста непосредственно детьми создаются условия для более внимательного отношения к отдельным деталям художественного произведения (сюжету, композиции, героям, изобразительным средствам). Учитель должен увлечь учащихся аналитической работой.
6. Принцип единства формы и содержания – анализу подлежит не жизненная ситуация, а ее изображение автором. Учет данного принципа требует от учителя тщательного обдумывания вопросов и заданий : что или кого описывает автор? Какими словами?
7. Принцип избирательности – на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а только те, которые в изучаемом произведении наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор вида анализа и приемов работы с текстом зависит от особенностей текста (жанра, проблематики, героев).
8. Анализ должен быть целостным – это означает, что художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих связей можно освоить художественную идею (анализ пейзажа, поступков персонажей и т.п. рассматривается в его отношении к идее).
9. Принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка – в процессе анализа учащиеся наблюдают за спецификой литературного произведения. Это способствует формированию начальных литературоведческих представлений о жанре, композиции, эпитетах, метафорах, олицетворениях и т.п. и читательских умений: делить текст на части, составлять план, отвечать на вопросы учителя словами текста, пересказывать текст, давать характеристику литературному герою и т.п.
В процессе анализа происходит совершенствование навыка чтения благодаря многократному возвращению к тексту. Важно, чтобы перечитывание носило аналитический, а не воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить, не обращаясь к тексту.
В этом случае изменяется мотивация деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, как это было в период обучения грамоте, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, пережить эстетическое удовольствие от процесса чтения (восприятия искусства слова).
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 18885; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!