Характеристика действующего лица
Главной задачей работы с текстом является развитие у школьников умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице.
Методические положения работы над образом:
1. При подготовки к уроку учитель исходит из того, что в образе автор обобщает свои жизненные наблюдения над человеческим характером и в то же время образ конкретен. Поэтому учитель так организует анализ произведения, что учащиеся воспринимают действующее лицо как представителя определенной общественной группы, эпохи и одновременно как конкретного человека с характерными для него особенностями.
2. В процессе раскрытия характерных черт героя произведения выделяются главные черты, определяющие весь облик. Автор подчеркивает эту черту развитием сюжета, взаимоотношениями с другими действующими лицами. Обычно эта ведущая особенность героя раскрывается более полно в ходе развития действия; автор показывает, как она проявляется в разных условиях. Чаще всего именно эта ведущая, характерная черта объясняет мотивы поведения героя произведения, позволяет понять образ в целом. Но необходимо добиваться, чтобы дети учились видеть героя во всей противоречивости черт, присущих его характеру.
3. Пониманию учащимися образа-персонажа способствует выяснение авторского отношения к тому или иному действующему лицу. Поэтому надо научить учащихся чувствовать не только то, что говорит автор о своем герое, но и как говорит о нем. Отношение автора к герою может передаваться описанием его поведения, выбором слов, характеризующих его внешность, или с помощью оценочных суждений. Если в произведении имеется авторская характеристика, то целесообразно предложить учащимся самостоятельно найти эти слова и, пользуясь текстом, объяснить, почему автор так пишет, какие факты он приводит в подтверждение своей оценки.
|
|
4. Важным условием эффективности работы над образом художественного произведения является сопереживание читателя, его симпатия или антипатия к образу-персонажу. Читатель или принимает героя, готов подражать ему, или отвергает как носителя отрицательных качеств. Для понимания образа учащимися очень важно, чтобы они не остались равнодушными к нему. Следовательно, анализ образа-персонажа должен включать в качестве обязательного своего компонента выяснение собственного отношения учащихся к действующим лицам произведения (за кого они радовались и почему, кого осуждают и за что и т.д.).
Этапность работы над образом-персонажемопределяется с учетом психологических основ процесса восприятия художественного произведения младшими школьниками.
|
|
Iэтап — эмоциональное восприятие образа (первичный синтез).
II этап — конкретизация учащимися своего первоначального восприятия (анализ).
IIIэтап — обобщенное мотивационно-оценочное суждение (вторичный синтез).
На Iэтапе, который характерен для первичного восприятия
текста, учащиеся высказывают о действующих лицах свое целостное впечатление, чаще всего эмоционального плана. При этом они могут только частично мотивировать свою оценку. В этот момент учитель стремится своими вопросами побудить детей к размышлению о мотивах поведения действующего лица и к его оценке.
НаIIэтапе работы над образом-персонажем осуществляется тщательная работа с текстом, у учащихся формируется умение подбирать материал о действующих лицах. При формировании умения подбирать материал используются два пути:
1) учитель спрашивает, каким дети представляют себе героя; постепенно называется черта за чертой, и применительно к каждой из них учащиеся подбирают и читают соответствующий материал из текста (т.е. доказывают свои суждения);
2) учащиеся читают текст по частям и в ходе анализа содержания выясняют, что нового из прочитанной части узнали о герое, какая черта особенно проявилась. Можно использовать и прием выборочного чтения, когда дети читают весь текст и выбирают нужный материал. На III, заключительном, этапе работы учащиеся обобщают подобранный конкретный материал и составляют рассказ о герое. Учитель может задать основные признаки, по которым проходит обобщение:
|
|
—Кто он (рабочий, врач, ученик и т.д.)?
—Внешний вид.
—Отношение к людям (порученному делу).
—Твое отношение к нему.
Так создается целостное, более качественное представление о действующих лицах произведения. Обобщая материал о героях, учащиеся подводятся к идее произведения.
(Материал взят из: Учебно-методического пособия для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. Методика обучения чтению. Составитель Т. П. Сальникова)
В процессе анализа рассказа А.П.Чехова проводится коллективная работа по заполнению таблицы.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!