КУЛЬТИВАЦИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ ЦЗИН И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЭНЕРГИЮ ЦИ



Международная Сибирская Академия Духовного развития человека

«АкадемТорум»

Школа Северной Экаяны

Абаев Николай Вячеславович, доктор исторических наук

Антология

Чань, Дзэн и Дао

Часть 2. Методические пособия по системам психофизической тренировки цигун и ушу

 

 

Улан-Удэ, 2017 г.

Методические пособия по системам психофизической тренировки цигун и ушу

Школа восточных оздоровительных систем «Даян» при научно-производственном объединении «Центр восточной медицины» начинает издание серии методических пособий и материалов по восточным культурно-психологическим традициям и связанным с ними оздоровительным системам психофизических упражнений. В данный выпуск включены рефераты методических пособий китайских и японских авторов по различным системам психофизической тренировки цигун, которые используются в странах Восточной Азии одновременно и как эффективный способ профилактики и лечения заболеваний, и как средство подготовки к занятиям боевым искусством ушу.

Реферативный сборник пособий по этим системам адресуется врачам, психологам, тренерам ушу и всем, кто интересуется культурно-психологическими традициями и оздоровительными системами народов Востока.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ 1. ШКОЛА УШУ "СИНСИМАК": НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

ЧАСТЬ 2. "ЦИГУН РЕЛАКСАЦИИ И ПОКОЯ"(СУН-ЦЗИН-ГУН)

o Введение

o ЧТО ТАКОЕ"ЦИ"?

o "ЦИГУН РЕЛАКСАЦИИ И ПОКОЯ"(СУН-ЦЗИН-ГУН)

o ПРИМЕРЫ ИСЦЕЛЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ВИДАМИ ЦИГУН

ЧАСТЬ 3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ "ВОСЕМЬ КУСКОВ ПАРЧИ" (БАДУАНЬ- ЦЗИНЬ)

o ГЛАВА 1. "ВОСЕМЬ КУСКОВ (ОТРЕЗОВ) ПАРЧИ" (В ПОЛОЖЕНИИСИДЯ)

o ГЛАВА 2. ШЕСТЬ ЦИКЛОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

o ГЛАВА 3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ "100МЕДЛЕННЫХШАГОВ" ЧАСТЬ 4. "ПАРЧОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ 12 ЦИКЛОВ"(ДЗЮНИДАНКИН)

o ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕДЗЮНИДАНКИН ЧАСТЬ 5. ЦИГУН "ДИКОГО ГУСЯ" (ДАЯНЬЦИГУН)

o ЦИГУН: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИРАЗВИТИЕ

o СОДЕРЖАНИЕ ИМЕТОДЫ

o СХЕМА АКУПУНКТУРНЫХТОЧЕК

ЧАСТЬ 6. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА ТРЕНИРОКИ ЭНЕРГИИЦИ

o ВВЕДЕНИЕ

o ИЗ ИСТОРИИ СИСТЕМЫ: ПРОИСХОЖДЕНИЕНАЗВАНИЯ

o ТОЧКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ТРЕНИРОВКИ ЭНЕРГИИ ЦИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

o ПУТИ ДВИЖЕНИЯ ЭНЕРГИИЦИ

o ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ВВИДУ:

o ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА И РАССТОЯНИЕ ОТ ЗЕМЛИ ВО ВРЕМЯЗАНЯТИЙ

o ЦИКЛ ДЫХАТЕЛЬНЫХУПРАЖНЕНИЙ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Традиционные китайские системы психофизической подготовки к боевому и спортивному единоборству (ушу) имеют столь же древнее происхождение и такую же длительную историю, как и сама китайская культура - одна из самых древних и богатых культурных традиций в мире.

 

Подобно всем другим древним народам, китайцы с незапамятных времен использовали различныевиды боевых искусств как эффективное средство выживания в экстремальных условиях деятельности, а также для тренировки, закалки и развития тела и духа, физического, нравственного и психологического совершенствованиячеловека.

 

Но в отличие от других культурно-исторических регионов процесс формирования и развития боевых искусств в древнем Китае с самого начала приобрел ряд характерных особенностей. Так, одной из наиболее специфических черт китайских ушу является то, что они издревле стали использоваться не только как средство самозащиты, но и как весьма эффективный способ укрепления, оздоровления и повышения работоспособности человеческого оргаьизма, усиления его адаптационных способностей.

 

Более того, некоторые разновидности ушу со временем приобрели сугубо терапевтические функции и стали практиковаться как системы оздоровительных или даже лечебных упражнений, хотя они могли одновременно использоваться для психофизической подготовки к занятиям ушу.

 

Одной из таких оздоровительных систем, исторически связанных с боевыми искусствами, является, например, очень популярный в современном Китае комплекс психофизических упражнений "Бадуаньцзинь" ("Восемь кусков парчи"), получивший у нас и в странах Запада известность под названием "Упражнения ткачей шелка", или "Шелковые" ("Парчовые") упражнения (См.: АБАЕВ Н. В. Психофизические упражнения ушу. Улан-Удэ, 1989 ).

 

Различные вариации этого комплекса приобрели в настоящее время широкую популярность и в других странах Восточной Азии, в том числе в Японии.

 

Наряду с такими широко распространенными в традиционном Китае системами оздоровительных упражнений, как "Бадуаньцзинь", "Уциньси" ("Игры пяти животных"), "Ицзиньцзинь" ("Трактат о трансформации мышц") и других, которые пользовались поистине массовой популярностью, существовало и большое количество эзотерических систем, которые либо составляли фамильный или клановый секрет, либо являлись составной частью практики психофизической тренировки членов различных "тайных" религиозных объединений. Например, известно, что знаменитая оздоровительная гимнастика "Тайцзицюань", получившая в последнее время всемирное признание и распространение, стала популярным видом оздоровительных и лечебных упражнений сравнительно недавно и до конца XIX в. практиковались как "секретный" способ самозащиты семьи Чэнь.

 

Одной из таких малоизвестных даже в самом Китае систем является "Синсимак", описание которой дается в первой части данного выпуска. В исторической справке об этой школе ушу, одновременно представляющей собой комплекс оздоровительных упражнений, отмечается, что она получила распространение и в Бурятии в конце XIX-го - начале XX вв.

 

В четвертой части дается описание японского варианта "Парчовых" упражнений, несколько отличающегося от "Бадуаньцзинь".

 

В шестой части данного выпуска дается также характеристика комплекса психофизических упражнений цигун в интерпретации крупнейшего современного специалиста по ушу и цигун в КНР Хуан Голяна.

Как известно, психические и дыхательные упражнения цигун, регулирующие биоэнергетические процессы в организме человека, не только органично дополняли боевые искусства ушу, став важнейшим составным элементом лежащих в их основе систем психофизических упражнений, но и во многом предопределили специфические особенности ушу как феномена традиционной китайской культуры. Поэтому для изучающих и практикующих те или иные виды ушу обязательным условием дальнейшего продвижения является ознакомление с искусством саморегуляции цигун.

 

Составители данного сборника надеются, что представленные материалы будут интересны и полезны для всех, кто увлекается культурой традиционного Китая, и особенно - для практически осваивающих искусство ушу и цигун.

 

ЧАСТЬ 1. ШКОЛА УШУ "СИНСИМАК": НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

Н. В. Абаев, Г. И. Широков

 

В настоящее время в нашей стране все больший интерес проявляется к такому сравнительно мало изученному явлению традиционной культуры Китая, как искусство единоборства ушу. Пристальное внимание специалистов различных областей (врачей, психологов, культурологов, востоковедов и др.) к этому феномену обусловлено не только тем, что ушу является одним из наиболее популярных и любимых видов спорта и физкультуры китайского народа, тесно связанным со всем его культурно- историческим наследием, с историей его духовной культуры и с его современной жизнью. Искусство

ушу заслуживает особого внимания и всестороннего изучения еще и потому, что у народов нашей страны в прошлом тоже были широко распространены свои традиционные системы единоборства (борьба, кулачный бой, Стрельба из лука, фехтование, конноспортивные соревнования и т. д.). Они, эти системы, играли не менее важную роль в традиционной культуре восточных народов нашей страны, являясь столь же эффективным средством физического и морально-психологического воспитания, как и ушу в Китае. Но в недалеком прошлом эти эффективные методы совершенствования личности были преданы забвению и подвергались необоснованным преследованиям.

 

Наибольшее распространение системы единоборства, близкие или аналогичные ушу, получили в регионах, имевших постоянные контакты со странами, в которых эти системы существовали с древних времен и достигли высокого уровня развития. К одним из таких регионов относится Бурятия. Народы, проживающие на ее территории, имели свои собственные системы единоборства, сопоставимые с восточноазиатскими видами и во многом сходные с ними. Так, например, у бурят существовал специфический вид национальной борьбы "Бухэ Барилдаан" ("Борьба силачей"). Были широко распространены различные виды конноспортивных соревнований, большой популярностью пользовались стрельба из лука, фехтование и т. д. Среди некоторых бурятских родоплеменных групп (эхиритов, булагатов) существовала своеобразная система психофизической подготовки, связанная с культом "Хара Моритон" ("Черные всадники"), в которой совмещались элементы искусства верховой езды и единоборства с применением различных видов оружия и предметов обихода кочевых народов, борьбы, кулачного боя, метания в цель и т. д. Согласно историческим преданиям и легендам бурят, боевое искусство "Черных всадников" восходит к обожествленным героическим личностям - Ажирай Бухэ и его помощнику Харамцагаймэргэну, которые во главе военной дружины степных удальцов прибыли из Монголии в Прибайкалье на вороных конях (воинские соединения, состоявшие из коней определенной масти, были распространенным явлением у монголов (Так, например, бурятское племя хондогоров традиционно подразделялось на "белоконных" и "черноконных"; последние, видимо, и были носителями искусства "Черных всадников")) и прославились тем, что защищали местное население от набегов враждебных племен.

 

Интересно, что, как и в традиционном китайском искусстве единоборства, "Черные всадники" были построены на имитации движений различных животных, главным образом - лошади. Конь, постоянный спутник и соратник кочевника в воинском деле, играл важную роль и в процессе психофизической подготовки "Хара Моритон", одним из составных элементов которой было единоборство на боевом коне, причем приемы единоборства отрабатывались с самых малых лет сначала на жеребенке, потом человек и конь подрастали, и тренирующийся мог постепенно совершенствовать свое мастерство, наращивая нагрузки.

 

Сходные или аналогичные виды психофизической тренировки бытовали у других народов Сибири, например, тувинцев - "кюреш" (борьба), "кара-кюреш" (рукопашный бой), "ламская кюреш" (искусство боя, практиковавшееся ламами).

 

В силу благоприятных условий, сложившихся из-за географической близости со странами, в которых искусство ушу получило широкое распространение и развитие, многие системы единоборства, генетически связанные с ушу, проникали на территорию нашей страны в различные исторические периоды и при различных обстоятельствах, подвергаясь более или менее длительной адаптации и трансформируясь под влиянием местных традиций. Одна из таких систем, практикующаяся и поныне в Бурятии, известна под названием "синсимак" (Происхождение этого названия выяснить не удалось.

Скорее всего, это искаженное китайское название, причем, вероятно, не северокитайское, а южнокитайское). Эта система проникла непосредственно из Китая и сформировалась под влиянием традиционных китайских систем, но на территории Бурятии постепенно адаптировалась к местным условиям. История ее возникновения во многом неясна, но, по крайней мере, известно, что свое начало она берет из китайских боевых искусств и практикуется в Прибайкалье где-то с конца прошлого - начала нашего века.

 

"Синсимак" представляет собой весьма эффективную систему подготовки человека к экстремальным условиям деятельности, включающую в себя разнообразные приемы единоборства, психические и

физические упражнения, лечебную и профилактическую гимнастику, специальную диету, лекарственные средства и биостимуляторы естественного происхождения, приемы массажа и самомассажа, определенный режим тренировок, приспособленный к климатическим условиям и сезонным ритмам Восточной Сибири, свои этические принципы и многие другие приемы и методы нравственного, психологического и физического воспитания, характерные и для китайских систем.

 

В процессе адаптации к местным условиям школа "синсимак" обогатила свой комплекс некоторыми достижениями традиционной тибетской и бурятской медицины, использовала традиции народной борьбы и спортивных игр народов Забайкалья.

 

По своим стилевым характеристикам школа "синсимак" близка к "внутреннему" направлению в традиционных китайских искусствах единоборства, так как главный упор в ней делается на развитие внутренних психофизических и биоэнергетических возможностей человеческого организма с помощью методов психосоматической саморегуляции. Вместе с тем в манере ведения боевого поединка, в своих технических приемах самозащиты она совмещает в себе характерные особенности "мягких" и "жестких" стилей ушу (См.: Широков Г. И. Не бояться начинать. - Правда Бурятии, 1989).

 

Классификация объективных и субъективных предпосылок в школе "синсимак" требует наличия признаков, из которых наиболее важным является готовность учителя и обучаемого к взаимодействию в процессе обучения.

 

Характерной особенностью процесса психофизической подготовки по системе "синсимак" является наличие подготовительного комплекса, который подразделяется на несколько элементов:

 

а) физическая подготовленность - развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости. Метод - специальные физические и психические упражнения. При этом к наиболее важным требованиям эффективности обучения относится выработка умения быстро адаптироваться к разнообразным условиям, в которых проводятся тренировки. Для этого используются особенности рельефа местности, в том числе горные склоны, скопления камней, овраги, реки, заросли деревьев и т. д., а также пазличные временные и погодные условия. Наименее эффективными считаются тренировки в спортивных залах;

 

б) координационная подготовленность - развитие ориентировки в пространстве, высокой чувствительности тела, межмышечной координации. Метод - медленный спарринг, упражнения на чувствительность из "Тайцзицюань", акробатическис упражнения. Также эффективным средством является сознательная проработка движений (например, бой с воображаемым противником);

 

в) психическая готовность - отсутствие страхов и опасений, отказ от эгоистического желания (например: ответить ударом на удар), сосредоточенное внимание и внутреннее спокойствие. Метод - медленный спарринги сознательная работа над самим собой, которая не ограничивается рамками спортзала, включение игрового момента;

 

г) интуитивная готовность - готовность решать задачи мгновенно и в то же время нестандартно. Метод - медленный спарринг с включением непредсказуемых действий партнера.

 

Все эти элементы подготовительного комплекса необходимо выполнять без отрыва друг от друга. При этом задача мастера-наставника сводится к тому, чтобы двигательные действия воспринимались в подлинном виде, то есть ученик должен осознать каждое движение, его динамику, прочувствовать моменты "включения" и "выключения" движения. Он должен научиться сочетать одни движения с другими (например: удар рукой, переход ногой и т. д.) ив то же время контролировать ситуацию.

 

Особое внимание в процессе обучения обращается на то, чтобы ученик не воспринимал двигательное действие как нечто раз и навсегда утвердившееся. После ознакомления с принципами движения школы "синсимак" необходимо пробудить в обучаемом творческое начало, то есть он дол жен самостоятельно искать наиболее подходящие для него движения.

Весь процесс обучения в школе "синсимак" основывается на базисных принципах:

 

1) отказ от эгоистического желания быстрого достижения успеха, настрой на длительную иупорную работу;

 

2) ни в коем случае нельзя недооценивать противника (обычно за кажущейся слабостью скрытасила);

 

3) в момент боя не анализировать егоход;

 

4) адекватность восприятия иреакции;

 

5) смелость и решительность ватаке;

 

6) необходимость контролировать и сдерживатьэмоции;

 

7) стараться "вжиться" в противника и понять егозамысел;

 

8) действия должны быть непредсказуемыми, но контролироватьсясознанием.

 

Основным методом тренировки по системе "синсимак" является спарринг (На начальных этапах тренировки спарринг проводится в максимально замедленном темпе, затем скорость в зависимости от уровня мастерства тренирующихся постепенно повышается), который очень эффективен для процесса обучения.

 

Он считается комплексным методом. Так, например, в ходе спарринга происходит отработка всех реальных ситуаций боя. Спарринг решает следующие задачи:

 

1) ликвидация скованности движений, что говорит о лучшей межмышечнойкоординации;

 

2) включение игрового момента с целью оказания влияния на общий психологический фонзанятий;

 

3) выработка наблюдательности за действиямипротивника.

 

В системе выработано более 100 разновидностей спаррингов, использование которых позволяет тренирующемуся проработать огромное количество ситуаций рукопашного боя, причем ситуаций необусловленных, неожиданных, нестандартных, и это гриучает к неординарным действиям, творческому решению ситуационных задач. "Синсимак" является "контактным стилем", поскольку это опасно для здоровья тренирующихся, то сначала упражнения выполняются в медленном темпе и лишь при выработке необходимых навыков защиты и нападения, полного контроля собственных действий и действий партнера переходят к упражнениям в быстром темпе.

 

В процессе подготовки большой упор делается на развитие творческого подхода, импровизации, направленной на то, чтобы "вынудить" противника ошибиться. Вся техника основывается на вращающих и крутящих движениях в сочетании с решительной атакой в соответствующий момент. Неожиданность, основанная на адекватности действия в данный момент и некоторое предвосхищение событий является главным залогом успеха боя. Если на первых стадиях тренировки используется базовая техника, похожая на технику "мягких" школ, то в дальнейшем, по мере развития в процессе тренировок бойцовских качеств, в спаррингах вырабатывается индивидуальная боевая техника, критерием жизненности которой считается многообразная вариантность, мгновенная приспособляемость к любым условиям и любому противнику.

 

В школе "синсимак" внимание уделяется тому, чтобы процесс обучения развивался повосходящей линии, и для этого выработаны специальные критерии, по которым проверяются успехи ученика в овладении боевымискусством:

1) ученик в ходе спарринга самостоятельно варьирует тактикой боя, не концентрируя вниманияна техническойстороне;

 

2) ученик осмысленно воспринимает рекомендации учителя и делает из них правильныеи своевременныевыводы;

 

3) нестандартность и адекватность принимаемыхрешений;

 

4) дальнейшие тренировки уже без учителя, которые не ограничиваются только лишь залом для занятий;

 

5) перенос приобретенных навыков в повседневнуюжизнь;

 

6) мысленный тренаж и контроль над своимповедением.

 

В заключение следует отметить, что, несмотря на военно-прикладной характер школы "синсимак", главная задача всей системы психофизической подготовки заключается в оздоровлении организма тренирующегося, его обучении методам выявления и активизации резервных, потенциальных возможностей своего организма для выживания и поддержания оптимальных условий жизнедеятельности в сложных и экстремальных ситуациях.

 

Таким образом, если в самом узком смысле система "синсимак" является искусством единоборства с акцентом на приемы самозащиты, то в широком - системой жизнеобеспечения организма человека в условиях неблагоприятной и агрессивной среды, включающей в себя комплекс методов общефизической и морально-психологической подготовки к деятельности в таких условиях, профилактики различных психосоматических и других заболеваний, коррекции возникших отклонений в психофизиологическом состоянии человека,

 

ЧАСТЬ 2. "ЦИГУН РЕЛАКСАЦИИ И ПОКОЯ" (СУН-ЦЗИН-ГУН)

Ван Пэйшэн, Чэпь Гуаньхуа

 

Введение

Известно, что цигун является эффективным средством лечения болезней и улучшения здоровья. В Китае цигун имеет 5000-летнюю историю. Уже в эпоху Чуньцю (Весны и Осени) и эпоху Чжаньго (Воюющих царств) (770-221 гг. до н. э.) цигун достиг высокого уровня развития. Позднее буддизм, появившийся в Китае, внес значительный вклад в цигун. В течение последующих нескольких тысячелетий развития цигун приобрел комплексное совершенство. Об этом говорит тот факт, что в Китае существует около 1000 видов цигун, разработанных даосами, буддийскими монахами, конфуцианскими учеными, мастерами ушу, врачами традиционной китайской медицины и др. Сейчас в Китае популярны даосские цигун.

 

По мнению даосов, освоение цигун можно подразделить на 5 стадий: 1) превращение питательных веществ в сперму; 2) превращение спермы в Ци; 3) превращение Ци в дух; 4) возвращение духа в Пустоту; 5) смешивание Пустоты с Дао. Первая стадия - превращение зерна в сперму - является возведением фундамента, на котором появляется ощущение Ци и увеличение спермы. Когда заканчивается превращение спермы в Ци, то Ци начинает циркулировать по каналам жэнь-ду, т. е. по средней линии груди, живота, спины и головы. Это называется "малой циркуляцией". Когда заканчивается превращение Ци в дух, то Ци может циркулировать по всем главным каналам тела. Это называется "большой циркуляцией". Кто завершит стадию возвращения духа в Пустоту, тот может

легко войти в состояние отрешенности - самого высокого уровня цигун, в котором адепты цигун чувствуют, будто их тела исчезли.

 

Эта книга знакомит с двумя видами фундаментальных цигун, т. е. "цигун релаксации и покоя" и "цигун раковины". Еще здесь вводятся 3 других вида цигун: 1) превращение спермы в Ци; 2) превращение Ци в дух; 3) соединение трех даньтянь (энергетических центров). Также даются сведения о состоянии Пустоты.

 

Эти виды цигун просты, легко осваиваются, и можно быстро получить положительные эффекты в лечении болезней и укреплении здоровья. Занимающиеся могут достичь прогресса, двигаясь шаг за шагом в освоении этих видов цигун. Молодым людям требуется месяц для создания фундамента, 100 дней для превращения спермы в Ци, 18 месяцев для превращения Ци в дух. Для пожилых и больных требуются более длительные сроки времени. Обычные люди могут достичь этого, но только если они занимаются этими видами цигун по полчаса ежедневно; в цигун нет тайн.

 

ЧТО ТАКОЕ "ЦИ"?

Китайское слово "Ци" обычно означает газ, воздух (кунци) или кислород (янци). Но иногда Ци имеет очень широкое смысловое значение. Например, в известной поэме "Чжэнци Гэ" Песня правильного Ци "Чжэнци" (истинное или всеобщее Ци) включает в себя солнце, звезды, горы и реки. В соответствии с теорией традиционной китайской медицины человеческая жизнь основана на юаньци (изначальное Ци). Юаньци в переводе на английский означает "изначальная (врожденная) жизненная энергия".

 

Чем является Ци в цигун? Иногда ее объясняют как вдыхаемый воздух, иногда - как космическая энергия, а иногда как изначальная жизненная энергия (юаньци). Но есть также особый и важный вид энергии Ци, которую мы начинаем чувствовать во время занятий цигун. Ее иногда называют "истинная Ци" (чжэнци). После определенного периода занятий цигун большинство людей начинают чувствовать тепло и распиранис в тех акупунктурных точках, на которых они концентрируют свое внимание. Это чувство называется "ощущение Ци". По мере повышения вашего уровня цигун ощущение Ци будет развиваться. Например, после успешного завершения ступени превращения спермы в Ци вы начнете ощущать циркуляцию Ци по каналам жэнь-ду. После завершения ступени превращения Ци в дух-шэнь вы почувствуете циркуляцию Ци по главным каналам вашего тела. Другими словами, ваше ощущение Ци будет постепенно развиваться, и в конце концов Ци будет чувствоваться во всем теле. В результате ваша врожденная жизненная энергия, или юаньци, восстановится, ваши хронические болезни излечатся, а ваше здоровье укрепится. Возможно, что ощущение Ци имеет неизвестную связь с вдыхаемым с воздухом космическим Ци. Известно только, что ощущение Ци меняется от частоты дыхания.

 

Неизвестны причины, вызывающие ощущение Ци. Здесь мы выскажем об этом некоторые гипотезы. Недавно ученые обнаружили, что в состоянии цигун колебания мозга имеют меньшую частоту, но большую амплитуду и более синхронизированы. Было обнаружено также, что температура на акупунктурных точках, на которых сосредоточивались испытуемые, на 1 или 3° выше, чем на остальных частях тела. Из современной физиологии мы знаем, что такое действие, как сгибание пальца, объясняется колебаниями мозга, которые посылают сигнал к пальцу через нервную систему: нервные окончания расщепляют химикаты, которые действуют на сгибательные или разгибательныс мышцы.

Исходя из этих фактов мы предполагаем, что особые колебания мозга, генерируемые во время занятий цигун, вызывают увеличение кровоснабжения и стимулирование акупунктурных точек. Следовательно, повышается температура, происходят другие необычные явленияв акупунктурных точках; это является причиной чувства тепла, распирания и других ощущений - т. е. чувство Ци.

 

Как уже упоминалось выше, "ощущение Ци" зависит от сознания; однако в определенной степени оно не зависит от него.

 

Например:

 

1) даже после короткого сна вы можете сохранять ощущение Ци, если вы его чувствовали передсном;

2) в покое вы можете неосознанно достичь ощущения Ци в акупунктурных точках, где вы предварительно сосредоточили свое внимание в течение определенного периода времени и, следовательно, открыли их дляЦи;

 

3) иногда можно испытать ощущение Ци в "открытых" аку-пункту рных точках, хотя концентрации внимания на них и небыло.

 

"ЦИГУН РЕЛАКСАЦИИ И ПОКОЯ" (СУН-ЦЗИН-ГУН)

Этим видом цигун можно заниматься стоя, сидя или лежа. Положение тела:

 

а) Положение стоя (рис. 1): Поставьте ноги на ширину плеч, носки вперед, колени слегка согнуты, руки свободно висят, ладони обращены к бедрам, глаза и рот прикрыты.

 

Рис.1. Положение стоя для занятий цигун (сунцзингун)

 

б) Положение сидя (рис. 2): Сядьте прямо на стул, ноги на земле на ширине плеч, колени согнуты под прямым углом, бедра перпендикулярны туловищу, ладони лежат расслабленно на бедрах, плечи опущены, подбородок слегка опущен, грудь немного втянута, глаза и рот прикрыты.

 

Рис. 2. Положение сидя для занятий цигун

в) Положение лежа (рис. 3): Лягте на спину, голову положите на подушку, руки удобно лежат у бедер, ладони обращены вниз, ноги свободно вытянуты на ширине пдеч, носки направлены вверх, глаза и рот прикрыты.

 

Рис. 3. Положение лежа для занятий цигун

 

После принятия такого положения последовательно сосредоточивайте свое сознание на следующих акупунктурных точках, начиная с байхуй, цзян-цзин, шаньчжун, средний даньтянь, хуйинь, иньлинцюань, саньиньцзяо, юнцюань. После этого мысленно направьте циркуляцию Ци к первому пальцу и дальше к мизинцу ноги, сделав от одного до трех оборотов. Сосредоточившись на юнцюань, вообразите, что вы стоите обеими ногами на маленьком родничке и ваши акупунктурные точки юнцюань касаются водной поверхности родниковой воды.

 

Если вам трудно сосредоточиться на юнцюань, то направьте свои мысли по внешним сторонам ног от янлинцюань через хуанътяо, хуйинь и минмэнь к среднему даньтянь. Затем сконцентрируйте мысль так, чтобы вернуться к юнцюань по пути, описанному в предыдущем абзаце.

 

Цигун релаксации и покоя поможет направить вашу мутную энергию Ци вниз, в землю, и поднять вашу чистую Ци. Это поможет вылечить неврастению, болезнь трахей, гипертонию и т. д.

 

"ЦИГУН РАКОВИНЫ"

"Цигун раковины" является одним из основных видов цигун. Суть этого цигун - имитация раковины с мидией (моллюском) внутри. Он состоит из трех стадий.

 

Первая стадия: "Взращивание мидии".

 

Это главная стадия, на которой нужно стремиться вообразить замкнутую раковину с увеличивающейся мидией.

 

Положение тела:

 

Стоя (рис. 4): Поставьте ноги на ширину плеч, носками вперед, колени чуть согнуты, плечи расслаблены, локти опущены вниз. Ваши руки держатся за живот, кончики средних пальцев касаются пупа. Глаза и рот прикрыты.

Рис. 4

 

Попеременно прикладывайте акупунктурные точки лаогун и шаохай к даймо (канал талии). Когда вы почувствуете касание лаогун к даймо, переключите мысли для прикладывания шаохай к даймо и т. д. Чем дольше вы занимаетесь, тем лучше, но вы не должны заниматься так долго, что почувствуете неудобство или усталость. Во время занятий этим видом цигун вы можете представить, что ваши руки держат большой мяч, одновременно ваши ноги находятся на другом большом мяче и вдобавок на голове лежит третий мяч. Представьте, что эти три мяча взаимосвязаны, что и будет "Соединение трех даньтянь".

 

Когда вы почувствуете, что средний мяч, который вы держите в руках, как будто пытается вырваться, то переходите ко второй стадии.

 

Вторая стадия: "Раскрытие раковины".

 

На этой стадии представляем себе раскрытие раковины.

 

МЕТОДИКА:

Медленно поднимите руки до уровня плеч. Затем представьте, что ваши руки касаются раковины, но раковина еще не раскрыта (рис. 5). После этого опустите руки вниз и кончиками средних пальцев массируйте следующие акупунктурныс точки: цичжун, иньлинцюань, саньиньцзяо, сюаньчжун, янлин- цюань и хуаньтяо.

Рис. 5

 

Затем положите руки на свою спину (рис. 6 и рис. 7). Кончики средних пальцев должны лежать на аку пунктурной точке минмэнь так, чтобы точки лаогун и минмэнь образовывали равносторонний треугольник. На рис. 8 эти три точки рассматриваются как центры трех окружностей. Это называется "Соединение трех колец с луной".

 

Рис. 6

Затем нагибайтесь назад до тех пор, пока вы не почувствуете, что вертикальный треугольник превратился в горизонтальный, подобно раскрытой раковине. Стойте в таком положении, пока не почувствуете, что акупунктурные точки юнцюань не ушли под землю, а акупунктурная точка байхуй стала касаться земли. После этого выпрямите спину подобно бамбуку, освобождающемуся от гнета. В этом положении точка байхуй будет проводить воду из "юнцюань" ("брызжущий родник") вверх. Это называется "Голова дракона изрыгает воду".

 

Рис. 7

 

Расслабьте плечи и поместите ладони вдоль тела. После короткой паузы вы можете приступать к третьей стадии.

 

Третья стадия: "Собирание Ци".

 

Рис. 8

 

На этой стадии имитируют раскрытую раковину, собирающую пищу.

МЕТОДИКА:

Поднимите руки вверх, ладони обращены друг к другу, локти слегка согнуты, кончики средних пальцев на уровне глаз. Расстояние между кончиками пальцев должно быть равно расстоянию между центрами глаз.

 

Соедините кончики средних пальцев вместе, а затем раздвиньте руки в стороны, чтобы расстояние между ладонями было равно ширине плеч, а кончики средних и больших пальцев формируют раскрытую раковину. Снова соедините кончики средних пальцев, а затем поднимите руки ладонями вверх, руки в стороны (рис. 9). Одновременно поднимитесь на носках. Затем сосредоточьтесь на кончике носа и вообразите, что вы вдыхаете Ци из неба в ваши легкие. Затем опустите руки вниз перед глазами. Притроньтесь кончиками средних пальцев снова. Потом расслабьте плечи и поместите свои ладони перед животом (рис. 10). Одновременно сосредоточьте свое внимание на акупунктурной точке жэньчжун и вообразите, что вы вдыхаете истинную энергию Ци и она движется к акупунктурной точке средней даньтянь.

 

Рис. 9

 

Повторите эту последовательность 7 раз.

 

Рис. 10

Утренняя заря 1-го, 2-го, 3-го дня каждого лунного месяца - самое лучшее время для накопления Инь из солнца. Занимайтесь третьей стадией "Цигун раковины" лицом к восходу солнца. Вы можете получить Ян от восходящей луны во время занятий этим цигун на 15-й, 16-й и 17-й день каждого лунного месяца.

 

Перед завершением упражнения вы должны повторить первую стадию этого цигун.

 

Занимаясь "Цигун раковины", вы можете получить такие же результаты, как и от занятий "Цигун релаксации и покоя" и цигун "Соединение трех даньтянь", который мы опишем позднее.

 

КУЛЬТИВАЦИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ ЦЗИН И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЭНЕРГИЮ ЦИ

Сексуальная энергия - цзин ("сперма") - это сокровище человеческого тела. Вы не должны тратить "сперму" часто. Тот, кто превратил "сперму" в Ци, будет чувствовать себя хорошо и может излечить болезни и укрепить здоровье.

 

Вы можете заниматься по этому методу только тогда, когда вы достигнете определенного уровня цигун, т. е. занимаясь теми видами цигун, которые создали ваш фундамент, такие, как "Цигун релаксации и покоя" или "Цигун раковины", и накопили достаточно Янци (положительная энергия Ци).

 

Как можно узнать, достаточно ли вы накопили Янци? Есть три симптома:

 

1) Если у вас достаточно"спермы".

 

2) Половой орган стал твердым по сравнению спрошлым.

 

3) Вы чувствуете, что достаточно много Ци циркулирует по каналупоясницы.

 

Соответственно с этими симптомами вы можете узнать, можно ли заниматься превращением "спермы" в Ци.

 

МЕТОДИКА:

1) Сосредоточившись на горле, вдохните и выдохните Зраза. Переместите внимание попеременно на пуп и акупунктурную точку минмэнь - на пуп во время выдоха, на минмэнь во время вдоха. Сохраняйте естественное дыхание в течение этоговремени.

 

Через некоторое время вы почувствуете, что во время выдоха Ци движется из среднего даньтянь (позади пупа) через хуйинь к акупунктурной точке юнцюань. Во время вдоха вы будете чувствовать, что Ци из юнцюань движется через хуйинь к акупунктурной точке минмэнь. В это время одна из трех точек на спине открыта дли Ци.

 

2) Достигнув этого, вы можете попытаться открыть другие ключевые точки: цзяцзи и юйчжень. Чтобы открыть точку цзяцзи, надо во время выдоха сосредоточиться на пупе, а при вдохе сосредоточиться на точке цзяцзи. Через некоторое время вы почувствуете Ци в акупунктурной точке цзяцзи. Появится ощущение тепла и распирания. Затем вы почувствуете, что Ци проходит из точки минмэнь в точку цзяцзи, и это ощущение будет становиться все сильнее. Если площадь этого ощущения станет равна площади ладони, то значит точка цзяцзи открыта для Ци. Затем вы должны этим же методом открыть точку юйчжэнь, т. е. сосредоточивая внимание на пупе во время выдоха и проводя свою мысль из точки минмэнь через цзяцзи к точке юйчжэнь во время вдоха. Когда площадь области ощущения Ци в точке юйчжэнь достигнет площади ладони, то точка юйчжэнь будет открыта дляЦи.

 

3) Открыв три ключевые точки для Ци и проводив Ци до точки юйчжэнь, вы должны вообразить, что вы смотрите вверх и назад; затем посмотрите вперед, направляя Ци к точке байхуй. После некоторого времени Ци автоматически продвинется вперед и остановится между точками байхуй и наомэнь.Затем

вы почувствуете, что верхняя часть головы стала теплой и ясной и все тело испытывает комфорт. Вы должны удерживать это ощущение как можно дольше и устранять отвлекающие воздействия.

 

4) Когда вы уже не сможете больше удерживать это ощущение Ци на макушке головы, то Ци автоматически опустится в средний даньтянь. Во время этого движения вы не должны саминаправлять энергию Ци, а должны только позволять ей двигаться свободно. Это очень важно, иначе Ци может пойти неправильным путем или где-нибудь остановиться. Ци обычно движется вниз по трем областям: вдоль носа и глаз, скапливаясь в точке жэньчжун. В это время вы должны держать язык плоским и Ци будет двигаться вниз. Каналы "жэнь-ду" будут соединенными, и затем Ци будет двигаться вниз по каналу "жэнь" или каналу "чжун" в средний даньтянь. Тогда вы завершите "малуюциркуляцию".

 

5) Используя вышеописанные методы, продолжайте циркуляцию, но лучше не делать более 9 "малых циркуляции" за одинраз.

 

Перед завершением вы должны сконцентрировать Ци в среднем даньтянс.

 

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

Вы можете заниматься цигун "Превращение спермы в Ци" стоя, сидя или лежа. Во время занятий лежа используйте высокую подушку и не позволяйте Ци находиться на макушке головы.

 

Во время занятий вы должны устранять рассеянность и не быть возбужденным. Когда Ци достигла макушки головы, вы не должны сосредоточиваться на этом месте, иначе вы создадите условия для возникновения "огня" (болезни с симптомами "жара": запор, воспаление носа, стоматические воспаления и конъюнктивит глаз). В это время вы должны испытывать только чувство удобства. Но вы не должны забывать о Ци; не заставляйте Ци двигаться насильно, а просто предоставьте ей возможность развиваться самопроизвольно и естественно.

 

Обычно требуется сто дней, чтобы закончить процесс превращения "спермы" в Ци. Вы должны продвигаться вперед постоянно, но неуклонно. Вы не должны переходить к следующей ступени до тех пор, пока не освоили предыдущую. Тогда вы получите только пользу и избежите ошибок.

 

ПРЕВРАЩЕНИЕ ЦИ В ДУХ-ШЭНЬ

После завершения стадии превращения "спермы в Ци" вы можете начать заниматься превращением Ци в дух-шэнь. Когда вы закончите эту ступень, ваша Ци будет проходить через все главные каналы вашего тела. Куда бы вы ни сосредоточили свое внимание, везде там появится ощущение Ци. Вы почувствуете себя свежим, с ясной головой, и ваши болезни облегчатся или излечатся.

 

МЕТОДИКА:

1) Поверните во рту свой язык три раза. После этого появится много слюны. Когда вы ее сглотнете, вы должны мысленно следить за ней и провести ее к лобковойкости.

 

2) Добившись ощущения Ци там, вы должны переключить свое внимание на кончики больших пальцев ног.

 

3) Затем, почувствовав Ци в больших пальцах ног, вы должны расслабить их и переключитьвнимание на пятки и т. д. Затем переключите свое внимание на следующие акупунктур-ные точки: вэйчжун, хуаньтяо ихуйинь.

 

4) После того, как Ци пройдет из точки хуйинь через анус к точке чанцян, переведите свое внимание на точкуцзяцзи.

5) После получения Ци в точке цзяцзи вы должны перевести внимание в точку цзицюань около подмышки, затем в точку чжунчун (кончики средних пальцев), затем в точку цзяньцзин, а затем опятьв цзяцзи.

 

6) После этого переместите свое внимание в точку юйчжэнь. Ощутив Ци в этой точке, вы должны переместить внимание на задние стороны ушей и провести Ци вокруг ушей 1-3 раза, а затем вернутьсяк точкеюйчжэнь.

 

7) Когда вы почувствуете достаточно много Ци в точке юйчжэнь, вы должны вообразить, что смотрите вверх и назад, затем посмотрите вперед, направляя Ци в точку байхуй. Ци, не останавливаясь на макушке головы, будет двигаться через лицо в точку жэньчжун, затем через язык к каналу жэнь.Таким образом, вы завершите "большуюциркуляцию".

 

8) Поверните язык во рту 3 раза после каждых 3-х циклов "большой циркуляции". Всего должно быть совершено 9 циклов "большой циркуляции"; поэтому этот цигун называется также "Цзю ЧжуаньХуань" ("Девять циркуляции для возвращениядуха").

 

9) Перед завершением направьте Ци назад в среднийдань-тянь.

 

НЕСКОЛЬКО УКАЗАНИЙ НА ПАМЯТЬ:

1. Вы можете заниматься этим видом цигун стоя, сидя или лежа. Положения тела такие же, как в"Цигун релаксации ипокоя".

 

2. Во время занятий таким цигун закройте глаза и старайтесь следить задыханием.

 

3. Не спешите перемещать внимание на следующую точку, пока не ощутили Ци в точке, на которой сосредоточивались доэтого.

 

4. Начинающие должны обращать внимание только на акупунктурные точки, а не на каналы.После некоторого времени занятий этим видом цигун ваши каналы откроются для Циавтоматически.

 

5. Не обращайте внимания на любые образы и ощущения, если они появятся при занятияхцигун.

 

6. Если во время занятий этим видом цигун вы вдруг будете чем-нибудь напуганы, то вы должны прервать занятия и начать массировать последние суставы безымянных пальцев кончиками больших пальцев рук. После этого нужно массировать обе стороны рукладонями.

 

7. После того, как вы завершите этот процесс превращения Ци в дух-шэнь, вы сможете направить Ци в то место, где вы почувствовали боль, вызванную какой-нибудь болезнью. Этим вы можете помочь излечитьболезнь.

 

8. Во время занятий этим видом цигун (после определенного периода времени занятий) может случиться так, что вы достигнете такого психического состояния, что у вас начнут появляться специфические ощущения. Например, у вас может появиться ощущение того, что ваше тело исчезло, или ощущение чувства комфорта. Это значит, что вы находитесь в состоянии отрешенности (пустоты). Или другими словами, вы возвращаете свой дух-шэнь обратно в пустоту. Старайтесь удерживать такое психическое состояние как можнодольше.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!