Философская культура личности. Философия и профессионализм



Книга завершена — поставлена точка. Как величина физическая и грамматическая она означает конец, завершенность. Как познаватель­ный знак —лишь перерыв постепенности. Это не только потому, что изложить философские проблемы в одной, пусть самой замечательной, книге невозможно. Дело в том, что дальше начинается работа читателя. Она готовилась всем ходом чтения учебников и текстов. Она готовится чтением лекций, работой на семинаре и так далее. Работа эта — обретение личностью философской культуры.

Вот что пишут авторы одного из учебников по философии о ее функциях: смысл "гуманитарной" функции заключается в том, "что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистиче­ских ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию соци­альной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в "пограничной ситуации", на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор" ("Философия". Под ред. проф. В.Н. Лавриненко).

Теперь вы уже имеете определенное предметное представление о том, как сложен и прекрасен этот процесс, и прежде всего для самой философии, ведь названные функции пока еще идеалы-цели. Но, как говорили древние: в олимпийских играх побеждает не сильнейший, а участвующий.

Философская культура личности предполагает постоянное попол­нение знаний в области культуры вообще. В теории профессионального образования есть специальный термин: "опережающее образование", то есть образование, которое в том числе учит навыкам самообразова­ния в этом столь быстро меняющемся мире. А, как вы помните, "само-" как приставка характеризует высшее качество какой-либо деятельно­сти.

Знания — это не только обладание, потребление созданного и накопленного предыдущими поколениями. Это и участие в "сотворчестве", то самое присвоение через распредмечивание и уже собствен­ное опредмечивание духовной деятельности в мировоззрении, ценностях, поступках. Это происходит в процессе социализации лич­ности. Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентации, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков. Как образно заметил отечественный писатель М. Пришвин: куль­тура — это связь людей, а цивилизация —это сила вещей. Цивилиза­ция действует через стандарт, культура создает детали. Цивилизация является некоей силой внешнего принуждения, культура же, как и философия, всегда начинается с внутреннего личного побуждения. Культура — это труд, напряженность, усилие, даже тягостность.

Хотя, как замечал Ф. Ницше, "вот что должно называться величием: способность отличаться такой же разносторонностью, как и цельно­стью, такой же широтой, как и полнотой... Истинно философская совместность смелой, необузданной гениальности и диалектической строгости и необходимости, не делающей ни одного ложного шага, неизвестна по собственному опыту большинству мыслителей и ученых, отчего и кажется невероятной, если кто-нибудь заговорит с ними на этот счет. Они представляют себе всякую необходимость в виде нужды, в виде мучительного подчинения и принуждения, и само мышление считается ими за нечто медленное, томительное, почти что за тяжелый труд, и довольно часто за труд, "достойный пота благородных людей", — а вовсе не за нечто легкое, божественное и близко родственное танцу, резвости! "Мыслить" и "относиться серьезно" к делу, "понимать с трудом" — эти вещи для них имеют общую связь: только в таком виде и "переживали" они это явление" (Ф. Ницше. "По ту сторону добра и зла").

В науке есть и культурная, и цивилизационная компоненты. Наука первой пошла "в услужение" цивилизации и сейчас считается прежде всего ответственной за стандарт цивилизации. Как отмечает известный отечественный психолог В.П. Зинченко, занятия психологией вовсе не являются гарантией гуманизма.

Гуманитаризация образования, всех сфер деятельности имеет целью научить человека сначала размышлять о том, что принесет результат его работы, а уж потом добиваться его.

Уже неоднократно упоминавшийся выдающийся мыслитель М.М. Бахтин считал культурностью, гуманностью личности единство знания и поступка. В работе "К философии поступка" он рассуждает так: понять предмет — значит понять мое долженствование к нему. И если я решаюсь на поступок, то должен знать, что функциональная правильность поступка не всегда определяет его нравственную цен­ность, поэтому сначала человек должен совершить операцию "отнесе­ния к ценности", то есть оценить его.

При совершении поступка необходимо ощущение "кто же, если не я". Как пишет Бахтин, понимание того, что "я причастен бытию единственным и неповторимым образом", рождает поступок как мой выбор, осуществление именно меня, а не только "чистого долга", как у Канта. Только тогда поступок будет ответственным, когда человек сознательно утверждает этим действием некий ценностный смысл. Немаловажно и понимание событийности поступка, его общественной, если хотите, исторической значимости, когда "я участвую в бытии как незаменимый деятель".

Философская культура личности проявляется в этой единственно­сти и ответственности человеческого существования, осуществляемого не в теоретизировании (М.М. Бахтин считал, что в этом случае мы уходим от поступка), а в деятельности, активности, конструктивности. Таким образом философская культура проявляется и в качестве вашей деятельности в профессиональной сфере. Анализируя динамику пред­ставлений о сущности культуры, отечественный философ B.C. Библер отмечает, что понятие культуры, связываемое ранее с высшими фор­мами духовного бытия человека (моралью, религией, философией, искусством), "...все более явно сдвигается в эпицентр современного бытия... Сегодня все больше трансформируется в сторону культуры даже та сфера, что мы называем производством, "производительными силами" (В. С. Библер. "Диалог и коммуникации—философские проблемы").

Гуманитаризация образования, всех сфер деятельности должна научить человека сначала размышлять о том, что принесет результат его работы, а уж потом добиваться его.

Вузы делают первые шаги в процессе дальнейшей гуманитаризации высшего технического образования в России. Однако иногда гуманитар­ное знание остается чем-то внешним по отношению к студенту, интересным и красивым излишеством. Необходимо пробудить интерес к гуманитарному знанию. Студент должен убедиться в его полезности, научиться подходить к своим профессиональным проблемам, преодо­левая технократические стереотипы, что связано с учетом общекуль­турного контекста «существования» как конкретного знания, так и собственной жизненной позиции.

Философия прежде всего способна помочь осознанно разобраться в стиле современного научно-технического мышления. Тем самым она призвана решить одну из актуальнейших задач гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования.

Кроме того, именно философия закладывает основания формирования единой картины мира, в которой в неразрывном единстве включены научное и социальное, техническое и гуманитар­ное, личное и общественное.

Теоретики наукоучения К. Поппер, Т. Кун отмечали, что при изучении истории возникновения естественнонаучных идей, технических открытий, пусть уже и утративших значение передовых позиций на современном этапе знания, у студентов, аспирантов, исследователей не только развиваются познавательные способности в конкретной области знания, но и формируется общеметодологическая культура, ценностные ориентации, повышается чувство ответствен­ности за сотворенное и использованное, меняется взгляд на природу и место человека в ней в сторону принятия императивов экологической культуры.

Изучение философской проблематики, а особенно герменевтики, чтение и толкование пусть и незначительных фрагментов философских текстов, особенно в связи с изучением общетеоретических вопросов современной философии, нисколько не затрудняют изучение философии как дисциплины, но напротив, облегчают его, развивают аналитические способности к суждению, уважение к Другому, сознание необходимости собственной работы над формированием своего мировоззрения. Специализация сузила мир каждого отдельного чело­века и уменьшила возможности взаимного понимания людей. Философия может связать то, что разорвано, дать людям целостное единство взглядов на мир.

Изучение философии (а также других дисциплин гуманитарного цикла) позволит избежать прямолинейности в восприятии сложных проблем мироздания, а тем более взаимоотношений между людьми.

Философия способна подготовить студента как к учению, так и к формированию у себя качеств социального педагога (в самом широком смысле слова). Речь идет о том, что выпускники вузов становятся руководителями пусть и небольших, но человеческих коллективов. Современная знаниевая парадигма требует изучения конкретных дисциплин, отнесенных к социальной сфере жизнедеятельности общества. Это повышает как конкурентоспособность выпускников на рынке труда (что стало не только проблемой, отражающей улучшение качественных характеристик специалистов, но и проблемой перехода к рыночным отношениям), так и их способность следовать общекуль­турной тенденции ускорения смены поколений техники, технологий, стереотипов мышления, возникновения инноватики как формы выра­жения научно-технического прогресса и инновационного мышления как характеристики развития личности с позиций профессионализма, в результате чего человеку в течении собственной жизни приходится менять сферы деятельности, разнообразить профессиональные навыки как в сторону расширения, так и углубления.

Большинство ученых согласны с тем, что новая концепция образования связана с его гуманитаризацией. Она должна основываться на следующих положениях.

Человек — саморазвивающаяся система; высшее образование до­лжно помогать саморазвитию человека, а не подменять его.

Человек — открытая система; необходимо глубокое изучение его связей с социальным миром, воздействия на него достижений мировой и национальных культур.

Человек—биопсихосоциальное существо; следует учитывать влияние на него генетического кода, природный характер психики и ее развития и, наконец, воздействие окружающей среды, прежде всего социальной.

Образование должно быть основано на партнерстве учителя и ученика, превращающем ученичество в творчество.

Образование должно быть проблемным, то есть строиться на обучении через решение какой-либо проблемы, что обеспечивает единство анализа и синтеза, плюрализм моделей обучения и познания, но и дает навыки формирования собственной позиции и поиска, утверждения объективной истины.

Для повышения эффективности обучения целесообразны такие методы обучения, как борьба и преодоление, метод мозговой атаки, синтетический метод, метод творческого решения проблем. Как можно заметить — все эти методы внутренне присущи философии как дисциплине, без них невозможно освоение философского знания. Работа с гуманитарными знаниями, и философией прежде всего, не просто увеличивает объем знаний, а ведет к систематическим «упражнениям» интеллекта (не только занятия математикой есть гимнастика ума!).

Гуманитарное образование должно помочь преодолеть чувство собственной незначительности, беспомощности и растерянности, столь свойственные человеку в современном обществе. В настоящее время очень важно подтвердить индивидуальную ценность каждого гражданина. Гуманизм противостоит растущей в современном обще­стве тенденции в оценке людей по шкале, соответствующей социальной стратификации общества (как вариант, известная реклама в метро: если ты умный, почему ты не богат!) (см.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Се­риков В.В. «Социология образования: прикладной аспект». М., 1997).

Философия показывает, что общество в целом не в состоянии успешно развиваться без учета ценностных устремлений человека. Развитая гуманитарная культура — условие выживания и совершенст­вования современной цивилизации. Как верно то, что потеря ценнос­тей ведет к бегству от действительности, так же верно и обратное утверждение: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности» (А. Камю. «Бунтующий человек»).

Культура третьего тысячелетия характеризуется и как информаци­онная культура. Это ведущее направление научно-технического прогресса. Для специалистов в области как информатизации, так и других специальностей должны стать неотъемлемыми чертами аналитический склад ума, сочетающийся с развитием "синтетической способности суждения" (понятие И. Канта); способность к абстрагированию и та высшая конкретность мышления, мыслительных методов, которая позволяет увидеть предмет, явление, процесс во всех их взаимосвязях, в развитии; выработка алгоритмов действий и умение перенести их в новые условия. Авторы, исследующие формирование трудовой и про­фессиональной культуры (Б.А. Эренгросс, И.И. Зарецкая), отмечают возрастание значимости так называемой проективной культуры, свя­занной с развитием продуктивной способности воображения и выра­жающейся в возможности конструирования и моделирования реальности, идеальных объектов, проведении "мыслительных экспери­ментов" (так А. Эйнштейн открыл теорию относительности). Здесь незаменима роль искусства как формы познания.

Профессионализм как качественная характеристика деловой актив­ности человека представляет собой не только утилитарную ценность, но и прежде всего социокультурную. Профессиональное самоопреде­ление и превращение профессии в форму индивидуальной жизни — важнейшие механизмы формирования человеческой личности как активного, деятельностного, а значит, ответственного субъекта. Осно­ванные на этом поступки "со знанием дела" — единственный путь к обретению свободы творчества, преодоления разорванности и проти­воречивости сущности и существования человека.

По поводу роли высших ценностей в социализации и самоакту­ализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это —призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд — радость». «Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, чтобы я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторон­ность и несколько других». Эти ценности бытия выступают как важ­нейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны, что их подавление порождает даже определенный тип патологии души (А. Маслоу. Самоактуализация).

Цель данного учебника — не только передать некоторую сумму знаний, но и попытаться привлечь внимание студентов к проблемам философии как знанию лично им необходимому, поскольку филосо­фия смысл своего существования видит именно в умении правильно искать ответы, что всегда предполагает наличие вопросов, выраженных в явной или неявной форме. Но специфика этих ответов состоит в том, что они учат ставить вопросы. Диалог продолжается. И если в нем примет участие и автор написанного, то он получит и профессиональ­ное, и человеческое удовлетворение. И, как писали наши предки в прошлом веке в письмах, которые служили не только информацион­ными сообщениями, а "общением душ", "за сим остаюсь с уважением и благодарностью, Ваш собеседник".

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.Философия в духовной жизни общества.

2.Три аспекта философии как области знания.

3.Взаимоотношения философии, мифологии, религии и науки.

4.Рациональность как тип познания и мировоззрения.

5.Научная рациональность. Ее особенности.

6.Смысл высказываний «философия — царица наук» и «наука — сама себе философия».

7.Формы выражения философского знания.

8.Натурфилософия как способ выражения философской мысли.

9.Методы философского анализа.

10.Предмет философии.

11.Функции философии.

12.Что такое «картина мира» и какие типы ее существуют.

13.Основные вопросы онтологии.

14.Историческое изменение содержания понятия «бытие».

15.Спор номинализма и реализма.

16.Философская категория материи. История формирования понятия.

17.Принципы формирования единичного.

18.Материя и дух. Как понималось взаимоотношение этих пре­дельных философских категорий.

19.Универсальные связи бытия.

20.Диалектика как учение о развитии.

21.Формы развития. Противоречивый смысл понятия «прогресс».

22.Основные проблемы гносеологии.

23.Инструменты познания.

24.Главная задача эпистемологии.

25.Виды и уровни познания.

26.Особенности познания в социальной сфере.

27.Смысл антропологического принципа в философии.

28.Что такое философская антропология.

29.Проблема гуманизма в истории философии.

30.Бог и человек.

31.Факторы развития человека. •

32.Сущность и значение категории «смысл жизни».

33 Понятие личности. Социализация и самоактуализация.

34. Смысл и значение категории «деятельность» для определения социальной проблематики в философских воззрениях.

35 Предмет философии истории.

36. Цивилизационный и формационный подходы к пониманию истооического процесса.

37.Сущность и философский смысл понятия «всемирная история».

38.Понятие культуры.

39 Специфика социальных систем.

40.Проблемы и противоречия глобального развития.

41.Что такое экологический императив?

42.Россия в диалоге культур и цивилизаций. 43 Философские науки. Какие они?

44. Специфика философской рефлексии на современном этапе.

45 Философская культура личности.

46. Гуманитаризация образования. Философия и профессионализм

 

ГЛОССАРИЙ

Агностицизм (от греч. "недоступный познанию") —философское учение или характеристика взглядов мыслителя, согласно которым нельзя с достовер­ностью утверждать, что полученное знание истинно, то есть верно отражает действительность. Возник в связи с несовершенством, изменчивостью знания.

Аксиология —теория ценностей.

Антиномия (с греч. "противоречие закона самому себе") —сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. Антиномичность свойственна фило­софской рефлексии как познание истины в споре.

Антисциентизм — направление в философской и культурологической мыс­ли, абсолютно разграничивающее науки о природе и науки о духе. Применяется при характеристике взглядов и сознания в обществе, направленных на критику достижений и роли науки в обществе, в связи с кризисом гуманистических ценностей. Антисциентизм, как правило, сочетается с антиразумностью.

Антропология — философская концепция, представители которой усмат­ривают в понятии "человек" центральную категорию любого философского построения.

Антропоцентризм —характеристика философского учения, согласно кото­рому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Аподиктичность (от греч. "доказательный, убедительный") —философ­ский термин, характеризующий истинное знание как всеобщее и необходимое.

Априоризм —философский принцип, согласно которому существует зна­ние, предшествующее опыту и независимое от него. (Противоположен прин­ципу апостериорности —согласно ему, знание получается из опыта.)

Артефакт —предметы, вещи, идеи и т.п., сотворенные человеком.

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, ведущее ка­чество которой — существовать, быть вне и независимо от сознания человека. Большое место занимает в философии экзистенциализм.

Герменевтика (от греч. "разъясняю, истолковываю") — искусство и теория истолкования текстов. Одно из направлений в современной философии. Основано на понимании, вчувствовании в смысл, в другую индивидуальность. Предметом герменевтики выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания.

Гносеология —теория познания в любой философской системе. Она оп­ределяет отношение субъекта к объекту.

Гуманизм —течение общественной мысли и принцип философского ос­мысления проблем антропологии, социальной реальности, культуры, в основу

которого ставится соотнесение общественного развития с целями и задачами развития человека. Гуманизм подчеркивает активность и ответственность человека перед миром и другими людьми.

Деизм (от лат. "Бог") —философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, более не участвует в его развитии и не вмешивается в законо­мерное течение событий. Связан с идеей первотолчка. Соответственно был распространен на исходе Нового времени и в эпоху Просвещения, исповеду­ющих принципы механики как универсальные принципы объяснения мира.

Детерминизм (от лат "определяю") — философский принцип, утверждаю­щий наличие всеобщей связи материальных и духовных явлений.

Диалектика—учение и философская дисциплина о противоречиях как источнике развития. В своем высшем развитии утверждает соответствие логики познания закономерностям развития бытия.

Дуализм — философский принцип, согласно которому мир основывается на двух началах: пассивном и активном. Ведет начало от противопоставления Аристотелем пассивной материи и активной формы.

Идеализм — принцип философствования, утверждающий первичность ду­ха перед материей. Восходит к учению Платона об идеях.

Индетерминизм — принцип объяснения мира, противоположный детер­минизму. Индетерминизм отрицает или объективность причинной связи в действительности. Либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (например, теория локальных цивилизаций).

Иррационализм — принцип философствования, ограничивающий или от­рицающий возможности разума адекватно познать окружающую реальность. Связан с критикой логического познания, не дающего-де знания о человече­ском поведении и социальной реальности.

Исторический релятивизм — принцип, отрицающий наличие общих зако­номерностей, всеобщей истории и направленности исторического развития.

Космизм — учение, согласно которому все происходящее на земле и с человеком закономерно связано с развитием и процессами в космосе. Согласно ему возможно объединение человечества на разумных началах и общечелове­ческих ценностях. Особенно это учение развивалось русскими космистами (Н. Федоров, В. Вернадский и др.).

Креационизм—учение о сотворении Богом мира из ничего. Пришло в философию из христианства.

Культура — качественная характеристика общества на каждом этапе его развития. Связана с развитием человеческой деятельности. В культуру вклю­чаются материальные и духовные ценности. Смысл культуры—развитие сущностных сил человека.

Культурология — философская наука о культуре. Возникла в XX веке как самостоятельная дисциплина.

Логос —термин древнегреческой философии, введенный Гераклитом и обозначающий слово, смысл. Сохраняется в религиозной философии как одна из ипостасей Божественной Троицы.

Маргиналы—социальные группы и (или) составляющие их индивиды, занимающие промежуточное положение между основными, традиционными для данного общества социальными образованиями.

Материализм — философский принцип, согласно которому материя, природа, бытие физическое первичны, а сознание, мышление являются свойства­ми материи.

Материя—в древнегреческой философии понималась как первооснова всего сущего. В "Метафизике" Аристотеля определялась как пассивное начало, и это осталось вплоть до XVIII века. Приобрела особую значимость в диалектическом материализме. В настоящий момент трактуется как философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания и данной человеку в ощущениях. Ей присущи такие атрибуты, как субъективность, всеобщность. Понятие материи не отождествляется с каким-либо ее конкретным видом или свойством. Наиболее близко материи понятие субстанции, с той лишь разницей, что в некоторых учениях субстанция может трактоваться как духовная.

Метафизика — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Монизм — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете признания единой субстанции, единого начала. Так, материалистический монизм заявляет, что единство мира — в его материальности, то есть способ­ности быть самодостаточным и существовать независимо от сознания человека.

Натурфилософия — форма выражения философских взглядов, затрагива­ющая как общие проблемы бытия, так и вопросы, специально посвященные исследованию природы.

Номинализм — философское учение, утверждающее, что реально сущест­вуют только единичные вещи, а понятия или универсалии —лишь в мышле­нии.

Ноосфера — (от греч. "разум и шар") сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Онтология — философское учение о бытии, о мироустройстве.

Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога и мир, природу. Бывает материалистический П. (Природа и есть Бог) и идеалистический П. (универсум развертывается из Бога).

Парадигма —теория или модель, принятая в качестве образца решения задач.

Плюрализм — принцип объяснения мира, согласно которому существует несколько или бесконечное множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

Понятие — мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и спе­цифических признаков. Основная единица логического мышления.

Постмодернизм — понятие, обозначающее состояние эпохи конца нашего века, ситуацию и процессы, происходящие в культуре.

Причинность — генетическая, то есть порождающая, связь между явлени­ями, одна из разновидностей детерминизма.

Прогресс —такая направленность развития, которая характеризуется вос­ходящим движением от более простого к более сложному, от менее совершен­ного к более совершенному. Прогресс относителен, действует не на все явление в целом, а разнонаправленно в его частях, потому и содержит в себе как необходимый момент регресс.

Психоанализ — влиятельное направление в философии нашего столетия,объясняющее природу человека с позиций наличия в структуре личности бессознательного как главного мотиватора его поведения.

Рационализм — способ философствования, признающий основой позна­ния и поведения разум. Абсолютизация этого принципа ведет в конечном счете к противопоставлению материи и духа.

Реализм — философское учение, противоположное номинализму и утвер­ждающее реальность существования идеальных объектов, понятий. Регресс — сторона прогресса. Означает нисходящее развитие. Редукция —термин, обозначающий действия или процедуры, направлен­ные на упрощение структуры объекта, или объяснение данных путем сведения к более простым, исходным началам.

Религиоведение — философская наука, объективно рассматривающая ре­лигию как социокультурное явление.

Свободомыслие — признание права разума на свободное критическое рас­смотрение явлений мира и свободное исследование окружающей действитель­ности.

Секуляризация — процесс освобождения общественного и индивидуаль­ного сознания от влияния религиозных идей и взглядов, социальных отноше­ний, деятельности и институтов от религиозного санкционирования. Обратный ей процесс — сакрализация.

Сенсуализм — способ философствования, связанный с утверждением в теории познания чувственного познания как главной формы достоверного знания. В противоположность рационализму, сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Скептицизм — способ философствования, основанный на исследовании всех возможных путей познания как гипотетических.

Социализация — процесс "вхождения" индивида в общество. Связан с воспитанием и образованием, самовоспитанием, становлением человека как личности и подлинного субъекта социального действия.

Субстанция — объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства. Это некая отдельная основа мира, категория для обоз­начения самодостаточной, независимо существующей реальности.

Субъективный идеализм — утверждение зависимости внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse —

сам).

Схоластика — форма существования философии в период Средневековья, пытающаяся рационально объяснить догматы, а на самом деле стремящаяся в этот период выявить предмет и область познания философии как особого рода знания. Утрачивает свое познавательное значение для окружающего мира с развитием научного мышления.

Сциентизм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит пред­ставление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточ­ном условии ориентации человека в мире. Только за наукой закрепляется право

обладания истиной.

Теизм —религиозное мировоззрение, исходящее из понимания существо­вания надприродного абсолютного бытия как бесконечной божественной

личности.

Телеологизм — учение, постулирующее наличие особого рода причинности — целевой, отвечающей на вопрос "для чего?". Обычно связано с призна­нием идей творения или наличия Бога как промыслителя, то есть существа, наделенного волей, которую с необходимостью осуществляют все объекты мира. Связано с переносом целеполагания как характеристики человеческой деятельности на надмирные сущности.

Формационный подход — направление в социальной философии, призна­ющее направленность развития, проходящего одни и те же ступени развития, обусловленные единой системой детерминации.

Харизма — исключительная одаренность, наделенность лица, действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности.

Цивилизационный подход — связан с пониманием круговорота в историческом развитии. Отрицает единую детерминацию. Признает наличие обособленных, самодостаточных цивилизаций.

Эволюция — синоним развития. Чаще связывается с постепенными количественными изменениями или с развитием качеств, в целом не разрушающих единство и определенность систем и структур.

Экзистенциализм — влиятельное философское учение нашего столетия — философия существования.

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающего, что содержание познания может быть представлено как описание этого опыта или сведено к нему. В отличие от сенсуализма допускает некоторую познавательную деятельность человеческого разума.

Эпистемология — учение об истине и способах ее достижения. Часть гносеологии как теории познания.

Эстетика — философская наука, изучающая эстетическое отношение к миру и сферу художественной деятельности людей.

Этика — философская наука о морали.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1683; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!