Человеческое общество: принципы устройства и наилучшей организации.



Само понятие "общество" формируется не сразу. С древнейших времен речь шла о государстве, праве, политике и морали. Последняя рассматривалась прежде всего как регуляция отношений индивида и общества, социальной группы. Теория морали — этика — появляется вместе с философией как ее неотъемлемая часть. То же происходит и с политикой, которой наравне с моралью уделялось значительное внимание в эпоху античности (Сократ, Платон, Аристотель, стоицизм и эпикуреизм). Дело в том, что для обеих этих регулятивных систем исходным является наличие свободы воли у человека. Политика пред­полагает рациональную организацию общества, осуществляемую по воле и в интересах самих людей. Очень часто, особенно в Средние века, такое представление вступало в противоречие с религиозной картиной мира, до сих пор оказывающей влияние на моральную и политическую жизнь и на бытовом, и на институализированном уровнях. Концепции государства также почти не разрабатывались в период Средневековья, поскольку и здесь господствовала "извечная" пирамидальная схема, отражающая общую иерархию ценностей и структур религиозной картины мира. Однако с разработкой вопросов философии истории и государства стал формироваться и взгляд на особую форму жизни — социальную, возникло понятие общества как формы организации деятельности по осуществлению социальной жизни, а уж потом и представления об обществе как системе, его элементах, связях и структурах, с попыткой выявить закономерности его развития и фун­кционирования. Именно по пониманию этих вопросов и разделяются различные концепции общества. На эти вопросы отвечает социальная философия, а также философия истории и социология.

Собственно, практически все концепции основным структурным элементом общества считают человека. Но одни из них рассматривают erö~Tcäk изолированного индивида, другие как носителя некоторой ролевой функции, третьи как общественного человека (сущность че­ловека не нечто абстрактное, существующее вне человека, а совокуп­ность общественных отношений, которые создаются им и осваиваются в процессе совместной с другими деятельности).

Следующий,важнейший момент в понимании общества —это как связаны его элементы в систему. Если общество признается за систему, то внутри него между элементами возникают достаточно устойчивые, повторяющиеся связи—социальные отношения. Где источник этих отношений? Как мы видели из предыдущего изложения, в основном источник видится в активности человека (идеальной, очень редко материальной, или в утверждении диалектического единства матери­альной и духовной деятельности).

От того, как понимается человек и характер связей (случайный, жестко детерминированный, функциональный, генетический, стати­стический), зависит и определение структуры общества, тип его раз­вития, включенность его во всемирную историю, а также возможности реорганизации, поступательного движения по стадиям (цикличность), совершенствования (эволюция) или радикалаьной смены обществен­ных форм развития (революция).

Сущность общественных связей и отношений, соединяющих лю­дей, вещи и идеи в единое, раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания, овеществления и отчуждения. Отношение чело­века к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом по сути дела является общением с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в пред­мете. Социальные качества — сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны в своей вещной форме и существенно определяют жизнь человека и общества. Каждый предмет "опредметил" в себе устойчивые, упорядоченные стереотипы человеческой деятель­ности. Усваиваясь человеком, "распредмечиваясь", покоящиеся свой­ства предмета в той или иной мере переходят в способы деятельности человека и включают последнего в систему сложившихся обществен­ных связей и отношений.

Интересны и механизмы, позволяющие осуществлять слаженную работу общественной системы —социальные -институты, в которых овеществляются (и зачастую отчуждаются от индивидов) общественные отношения или связи. Речь идет о формировании функциональных связей и механизмов их реализации. Например, регулятивная функция социальных норм находит отражение в институтах морали (претворя­ются в жизнь посредством соблюдения обычаев, традиций, обществен­ного мнения, воспитания, образования) и права (оформляются в систему законодательства, исполнение и соблюдение которого осуще­ствляют государственные органы с различной степенью привлечения общественности к этой деятельности, например, референдумы, суды присяжных). Интегральным социальным институтом выступает госу­дарство как закрытая система, поскольку главная его цель — добиться равновесного состояния, характеризующегося устойчивостью, поряд­ком и однородностью. Оно и пытается придать социальным отноше­ниям именно такие устойчивые формы, но за ними, как правило, скрывается прежде всего неоднородность, которая делает устойчивость и порядок временными, а возмущающее действие неупорядоченности постоянным, но неявным до формирования определенных условий фактором развития.

Общество в целом — это открытая система, способная к самоор­ганизации. Его отдельные элементы вступают во взаимодействие при возникновении состояния неравновесия и создают внутренние струк­туры, собственно самоорганизуются. Некоторые теоретики считают, что для того, чтобы система перешла в неравновесное, "возбужденное" состояние, необходимо внешнее воздействие, то есть материальная система самоорганизуется в ответ на изменения во внешней среде. Что же таковой является для общества? На этот вопрос нельзя ответить, если не принять во внимание развитие и функционирование общества как процесса (возможность говорить об открытых и закрытых системах дает именно понимание процессуальное™ материальных систем). Тог­да внешней средой для нынешнего состояния общества будет его предыдущее. Смена состояний общества детерминируется объектив­ными общественными законами, специфика которых состоит в том, что они проявляют себя не иначе, как через сознательную деятельность людей. Поэтому столь часто действие этих "невидимых" законов при­писывалось то надмирным сущностям, то природе, то активности человека, то социальным институтам (например, именно поэтому так долго понятие "общество" отождествлялось с понятием "государство").

Существуют и концепции, которые вообще не рассматривают общество как открытую систему (сторонники циклизма, например, О. Шпенглер). Есть концепции, которые не признают наличие объективных закономерностей в истории и обществе, считая их некими "моде­лями сознания" исследователя.

Одной из проблем является выделение ведущей, детерминирующей характеристики развития общества в целом.

К. Маркс и его последователи считают способ производства прежде всего материальных благ определяющим в конечном счете бытие общества. "Определять" не значит "сводить", детерминизм и редукци­онизм — разные принципы установления причинно-следственных связей; более того, детерминизм в общем виде —это ответ на вопрос о всеобщей обусловленности, упорядоченности объективных явлений. Но речь идет не об одностороннем процессе природного или механи­стически понимаемого причинения как порождения, а о взаимодейст­вии, опосредованном порой очень многими связями, отношениями, которые могут институционализироваться и потому представляться отдельными сущностями. Определение марксистского материалисти­ческого понимания истории как экономического детерминизма есть упрощение и некоторая вульгаризация, основанная именно на редук­ционизме. Не все выводы этой теории можно принять за истинные, но принципы социального детерминизма позволяют найти объектив­ные критерии для рассмотрения общества как естественноисториче-ского процесса, понять процесс эволюции социальных связей в зависимости от формы бытия людей и их совместной деятельности, выявить роль сознания в социальной форме движения, дать рекомен­дации о путях преодоления всех форм отчуждения и самоотчуждения человека.

Продолжают существовать натуралистические концепции объясне­ния общественного развития (космизм, социобиология). Идеалисти­ческие модели усматривают суть общественных явлений в идеях, духовных ценностях, верованиях и т.п., объединяющих людей в единое целое (Гегель, А. Тойнби, П. Сорокин)!' С развитием социологии подходы к объяснению общества осуществляются, как правило, с позиций структурно-функционального анализа систем. Среди них есть приверженцы эволюционизма и антиэволюционизма. В философской мысли XX века получила обоснование идея социальной инженерии ("социальной технологии") (К. Подпер). Здесь рассматриваются пути некоторых улучшений, рационализации отдельных частей целого, а главное — выявляются те цели, которых нельзя достичь.

Обращение к духовной активности человека в объяснении прин­ципов организации общества было связано с тем, что, долгое время признавая закономерности в развитии общества, исследователи пони­мали их все-таки по аналогии с природными, не видели их специфики, проявляющейся в наличии духовной детерминации. Вспомните дис­куссии о социальном прогрессии его критериях, приводимые в соот­ветствующем параграфе главы второй. Однако чтобы выявить эту Духовную детерминацию, необходимо понимание того, что в общественной жизни действуют объективные и субъективные факторы. Объективные факторы — это общественные законы, отражающие объ­ективные, существенные, необходимые, повторяющиеся при опреде­ленных условиях связи, а также те предпосылки и условия, которые застает человек как овеществленную прошлую деятельность и которые он не выбирает, а получает как данность, в рамках которой и начинает действовать. Субъективные факторы—это сами люди, наделенные определенными качествами и умениями, и их организующая и преоб­разующая деятельность. Иногда с позиций теории управления посред­ством программно-целевого подхода (определяется цель, разра­батываются шаги по ее достижению и контролю за получаемыми результатами на предмет их соответствия цели) говорят о человеческих ресурсах, поскольку такой тип управления предполагает расчет ресур­сного обеспечения программ. Здесь "человеческий фактор" понимается не только как элемент, включенный в осуществление объективных закономерностей, но и как критерий соответствия общественных систем неким базовым или общечеловеческим ценностям (это выра­жение пришло из теории систем). Таким образом, субъективный фактор — это не только "встроенный" внутрь общественных законов механизм их осуществления, но и некий камертон, по которому сверяется "чистота звучания" общественных гармоний, выражающих способность человека познавать мир и организовывать свою деятель­ность на основе целеполагания. Тогда человек и его деятельность становятся не только исходной точкой общественного движения, но и конечной целью: гармоничного развития его сущности в условиях достойного существования и, может быть, даже счастливого будущего. В связи с этим говорят о стихийности и сознательности осущест­вления общественных процессов. Социальные системы реализуются и функционируют через сознательную деятельность. В процессе деятель­ности сознание выступает не только как отражение, но и как произ­водство одновременно, что позволяет ему сохранять относительную самостоятельность и тем самым оказывать обратное воздействие на общественное бытие посредством целеполагания.

О стихийности протекания общественных процессов хорошо ска­зано у Ф. Энгельса: "История делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая — историческое событие. Этот ре­зультат можно опять-таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Ведь то, чего хочет один, встречает противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел.

Таким образом, история, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, вцсущности, тем же самым законам движения" (Ф. Энгельс. "Письмо к Й. Блоху").

Механизм действия общественных законов невозможно понять без осмысления побудительных мотивов деятельности людей, их "потреб­ностей", "интересов", "целей", составляющих суть процесса целепола­гания. Соответственно, можно допустить, что люди, организуясь в группы, могут добиваться совместно поставленных целей, что является проявлением сознательности в развитии общества. Кроме того, об осознаности социальной деятельности свидетельствует наличие специ­фических социальных регуляторов взаимоотношений личности и об­щества, основанных на добровольном, сознательном их соблюдении; целенаправленное развитие науки и осуществление научно-техниче­ской революции с учетом социальных последствий всех ее достижений; формирование экологического сознания; рационализация обществен­ного производства; международное сотрудничество; расширение диа­лога культур и мировоззрений. К проявлениям сознательности относится и планирование как управленческий регулятивный принцип. Здесь возникает несколько вопросов, и первый из них — насколько можно говорить о свободе исторического творчества. Рационализация общественных систем в конечном счете имеет антиэволюционистскую направленность (такова теория целерационального действия М. Вебера), хотя в последнее время о ней говорят и с позиций как минимум модернизации общества, то есть смены его состояний. И все-таки свобода — это не только осуществление выбора из имеющихся альтер­натив, но достижение заранее поставленной цели. Есть и еще один момент. Сознательность предполагает не только познавательную ис­тинность, не только рациональную организацию по достижению цели. Здесь самое главное — соответствие целей деятельности ценностным установкам каждой эпохи и, скажем так, общечеловеческим ценностям, смыслу и назначению истории. Именно в последнем заключена суть духовной обусловленности социальных процессов и превращение об­щественной деятельности в подлинно человеческую самодеятельность, творчество.

Выражением целостности человеческой деятельности является об­щественное производство, в ходе которого и происходит самопорож-дение общества: производство материальных условий существования; производство идей и духовных ценностей, символов и знаков; произ­водство самих людей как общественных индивидов; производство социальных связей и отношений. Произвддслж1.а&сгшчивает обще­ственный характер истории людей поскольку основывается на разде­лении труда. На основе стихийного, а затем воспроизводящегося и сознательного закрепления отдельных видов труда за определенными группами людей формируется общественная структура общества: клас­сы, слои, группы и т.д. Разница в определении структурных компонентов зависит от характеристик, берущихся за основу классификации. Так марксизм делит общество сначала на классы, где ведущим призна­ком служит отношение к средствам производства, а потом на социаль­ные группы по функциональным признакам в системе общественного производства, по конкретным видам труда, характерным для групп, и так далее. Только надо отличать социальную структуру как выражаю­щую системные характеристики общества на каждом данном этапе развития от произвольной (в смысле выбора критерия для сравнения положения групп относительно какого-либо показателя, например уровня доходов, образования, половозрастной структуры) структури­зации общества, которой занимается социология в целях конкретиза­ции представлений о состоянии общества, возможностях управления и перспективах развития (социальное прогнозирование).

С проблемами "наилучшей организации общества" связаны про­блемы и прогресса, и гуманизма, и понимания сущности человека, и философии истории. Остановимся на столь распространенной ныне теории модернизации, которую выработала современная социологиче­ская мысль (см.: Б. С. Ерасов. "Социальная культурология"). Вообще теория модернизации, или, как ее в свое время называли, теория "вестернизации" (экспансии Запада как мировой цивилизации), во многом опиралась на переосмысление идей К. Маркса и М. Вебера о специфике западного и "азиатского" способов производства.

Современное понимание теории модернизации, как пишет извест­ный западный ученый в области этой теории С. Эйзенштадт, "крушение классической модели и представления об универсальном современном обществе" XX века сопровождалось следующими важнейшими выво­дами:

Прямолинейная имитаторская модернизация ведет к дезорганиза­ции, разрушению и хаосу в обществе, социальным потрясениям, срывам и откату от реформ.

В процессе модернизации особую роль играют сложившиеся в обществе духовные ценности, трудовые ориентации, "символические структуры", менталитет.

Модернизация сопровождается оживлением прежнего духовного достояния, имеющего огромное значение для обеспечения самостоя­тельности и самобытности общества.

Важное значение имеет характер сформировавшихся общественных институтов и элит, степень их восприимчивости к новому и способ­ность к поддержанию стабильности.

Следует заметить, что проблема модернизации общества связана не только с экспансией западной культуры, но и с подлинной универ­сализацией общественной жизни, с попытками объединения действий по преодолению глобальных противоречий развития, возросшим диа­логом культур и выдвижением на первый план развития "человеческого фактора". Помимо реального противостояния в недавнем прошлом двух мировых систем — капиталистической и социалистической, — остаются нерешенными проблемы определения действительных спо­собов регуляции отношений в обществе по пути их эффективности и гуманизации, что все еще находится в противоречии с реальным состоянием дел. Вспомните характеристики "утопического сознания": как цель усовершенствования общества провозглашается счастье че­ловека, а как начинаем "разумно организовывать общество", то утра­чиваем почему-то эту цель. Может быть, здесь дело вовсе не в утопизме? Рассмотрим подробнее эти вопросы.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!