Проблема реального существования общего и единичного, или что лежит в основе мира как целого и как объяснить разнообразие его проявлений



Вопрос о реальности существования общего и единичного занимает место между рассмотрением проблемы бытия и появлением категорий субстанции в философских системах.

Проблема понимания бытия — необходимое основание практиче­ски любой философской системы (даже той, которая считает себя чисто методологической, то есть занимается проблемами обоснования мето­дов познания, но опять же —чего? —бытия, действительности и т.п. Даже если философы и утверждают, что занимаются логикой науки, они всегда дают ответ, что же существует в реальности, как они относятся к окружающему миру. Особенный интерес к данной проб­леме возникает чаще в моменты смены парадигмы философского мышления: античность осмысливает философию иначе, чем мифоло­гия; Средневековье до XIV века (именно к этому времени сложилась "классическая" апологетическая религиозно-философская система — томизм, или философия Фомы Аквинского, признанная официально католической церковью за образец) занято обоснованием христианских догматов; XVIII—XIX века озабочены созданием классических фунда­ментальных систем философского знания и обоснованием материализ­ма и диалектики как принципов дальнейшего формирования воззрений на природу, социум и человека как субъекта деятельности в различных сферах бытия.

В недрах философского знания, в процессе становления науки в XV—XVTI веках, все больший интерес вызывает реальный, земной мир. И рационализм, и иррационализм, отдавая "Богу — богово", сосредо­точивают свое внимание на многообразии существующего реально. Кстати заметить, и прежде всего для современных мыслителей, сужа­ющих поле философской проблематики до отдельных вопросов позна­ния, что именно перемещение интересов философствования в сторону гносеологии заставило их коллег периода Средневековья и Нового времени пересматривать проблемы оснований сущего, но теперь уже в формулировке, данной в заглавии параграфа: что существует реально — общее или единичное. Для средневекового мышления это звучало как проблема универсалий — споры о природе общих понятий. Спор номиналистов (название направления произошло от латинского nomi-па — имена, то есть, по их мнению, общие понятия — это только наименования) и реалистов разворачивался вокруг проблемы соответ­ствуют ли этим понятиям некие действительные предметы и если да, то какие.

Кроме того, это было связано и с проблемой движения, изменчи­вости (позже сформулированной как развитие, поскольку развитие — это внутреннее изменение одного и того же явления или процесса, а движение, зачастую, понималось как изменение "по отношению" к чему-либо другому под воздействием внешней силы), а значит, и Диалектики как метода познания. Если все движется постоянно, то есть реальность рассматривается как непрерывный поток, то и мысли не на чем остановиться, она может фиксировать только поток, а это не просто затрудняет познание, но и делает его практически невоз­можным. Но тут встает другая проблема: если невозможно рациональ­ное познание, то как возможно интуитивное, "вчувствование", "субъективно-эмпирическое" (мир — комплекс моих ощущений)? (Подумайте, какие философские концепции, и прежде всего в современном мире, пытались обосновать принцип отношения к реальности как к всеобъемлющему потоку.)

Чтобы "примирить" движение и покой, естественно, те, кто допу­скали движение как всеобщую характеристику универсума, дополняли его понятием единого — сущего, бытия.

Как гносеологическая проблема, она возникала из-за противопо­ставления материи и духа, понимаемых как пассивное и активное начала. Особенно хорошо это видно на примере систематичной и глубокой философии Аристотеля. Такое противопоставление не позво­ляет считать Аристотеля номиналистом, несмотря на подчеркивание им объективности и реальности единичного и конкретного.

В период античности проблема общего и единичного существовала в двух вариантах: во-первых, "текучий" чувственный мир противопо­ставлялся миру единого, неподвижного, вечного бытия (элеатская школа), а во-вторых, атомизм Левкиппа — Демокрита впервые сделал попытку выявить единую универсальную природу материи и мышле­ния. Всё — из атомов, и постигаемый мир, и душа человека.

Итак, "номинализм как фундаментальное направление гносеоло­гической мысли, отрицающее онтологическое содержание общих по­нятий, появляется в античности" (Соколов В.В. "Средневековая философия"). Так, стоики разрабатывают познавательную логику на основе опыта, при этом не умаляя активности субъекта (человека) в акте познания: постигающее восприятие опирается на ощущения, исходящие от наличного предмета; предмет запечатлевается через изменения "в душе"; вызывает согласие субъекта (Богомолов A.C. "Античная философия"). Последнее, мы теперь назвали бы это "оцен­кой" (хотя оно нечто большее для стоиков, это процесс формирования логических понятий), позволяет мысленно перейти от того, что уже воспринято, к тому, что может быть воспринято. Более того, как волевые акты, "оценки" зависят от нравственной природы человека. Этот момент особенно интересен в связи с возражениями средне­вековым номиналистам представителя схоластического реализма Ан-сельма Кентерберийского. Одно из которых гласило, что, признавая объективность лишь единичного, они унижают разум, который призван управлять человеком, а не подчиняться его "телесным представлениям". Как видим, в спор об универсалиях вмешался и догмат тварности человека и богодухновенности (Бог вдохнул душу, чем сделал человека сопричастным божественной природе).

Однако номиналисты так же доходили в своих воззрениях до крайностей, не признавая объективность существования общих поня­тий в уме. Объективность существования общих понятий в уме обус­ловлена тем, что сознание человека способно выделять существенные признаки предметов и по ним обобщать их в классы, которые находят языковое выражение в понятиях. Язык уже придает им если не общезначимость, то "общепонятость". А вот проблема соответствия содержания понятия предмету составляет действительно философскую проблему (да и научную вообще, например, такой вопрос, что считать в науке фактом) — каковы критерии истины. Крайности ведь и возникают как попытка, не преодолевая существующей парадигмы мышления, в данном случае противопоставления материи и духа, сохранить способность к истинному познанию.

В эпоху Средневековья с развитием городской культуры и научных знаний, особенно под влиянием арабской культуры, с еще менее теоретически оформленной религиозной апологетикой монотеизма (единобожия), диалектика в Европе становится первой философской дисциплиной, в сущности, независимой от теологии. Средневековая диалектика выступала и в качестве логики как науки о правильном мышлении, и в качестве учения о наиболее общих принципах и свойствах бытия. Такое понимание диалектики было близко к плато­новской традиции. Философские споры по проблемам диалектики и ее взаимоотношений с теологией привлекли внимание философов к одной из фундаментальных гносеологических проблем — отношения единичного и общего. Но под воздействием общей для средневековья идеи понимания отношений Бога и мира эта проблема подверглась онтологизации. Здесь также нашла отражение платоновско-неоплато-ническая традиция (смотрите параграф о понятии бытия!), согласно которой общее существует "вне" и "до" индивидуального и конкретного, и чем более общим является понятие, тем объективнее, реальнее его существование в качестве особой бестелесной сущности, независимой от познающего человеческого ума.

В связи с этим Абеляр (XII век), известнейший защитник диалек­тики, писал: "Ведь одно дело, когда сама истина глубоко исследуется путем обсуждения, другое — когда речь приспосабливается к пони­манию всех" (Пьер Абеляр. "Диалог между философом, иудеем и христианином"). Свой труд "Диалектика" Абеляр посвятил и проблеме универсалий, преодолевая позиции как крайних номиналистов, так и крайних реалистов, считавших универсалии абсолютно реальными "вещами", которые в качестве неизменных сущностей присутствуют во всех единичных предметах своего класса. Абеляр прежде всего считает, что универсалии — продукт человеческого ума, при этом он опирался на учение Аристотеля об объективности форм, "одушевляющих" мате­рию и существующих не самостоятельно, а в вещах и являющихся онтологическими основаниями общих понятий. Но поскольку реально существуют только единичные вещи, а человеческое знание есть знание ° единичных вещах, то универсалии возникают в процессе чувствен­ного познания путем абстрагирования, то есть отвлечения от индиви­дуальных признаков и выделения общих. Тем самым Абеляр сферу Чувственного познания отличал от интеллектуального, что и позволило е;*У преодолеть отмеченные крайности. Философ преодолел крайности, а вот проблема наличия и соотношения чувственного и рационального эмпирического и теоретического уровней в познании, а также проблема психофизического параллелизма в понимании природы человека на­долго останутся вопросами, по которым будут расходиться позиции мыслителей различных направлений материалистического и идеали­стического, а также диалектического и метафизического способов философствования.

Однако концепция Абеляра содержала не только решение, но и проблему: если общее существует объективно в уме, то как же быть с непреложностью и истинностью знания. Ведь если общее — деятель­ность ума, то я могу за общее, в принципе, брать что угодно. Так возникает позиция концептуализма, в дальнейшем развитая Локком и нашедшая свое завершение в философии XVIII века (французский философ Кондильяк). В XX веке в позитивистском направлении логики и методологии науки разрабатывается теория конвенционализма, то есть теория соглашения, суть которой в том, что основания и истины науки в этом "относительном" мире всего лишь условности, согласия, конвенции между учеными.

Борьба номиналистов и реалистов не была бы столь острой, если бы касалась только узких вопросов познания. Знания предполагают оценку, а оцениванию подвергались основы христианского вероучения. Крайние номиналисты и умеренные последователи и номинализма, и реализма сходились в критическом отношении к "истинам теологии" с позиций теории "двух истин", отстаивая право философии на само­стоятельное исследование вне пределов христианской апологетики. Номинализм в целом носил антисхоластический и антидогматический характер, за что его последователи подвергались жестоким гонениям. Пример тому, полная трагизма судьба Абеляра, описанная им в книге "История моих бедствий" (кстати, издана на русском языке и доступна для чтения).

Проблема универсалий занимала значительное место и в арабо-язычной средневековой философии, являя собой более последователь­ное, чем в Западной Европе, решение проблемы теории "двух истин" ("двойственности истины", как мы ранее назвали, что, собственно, одно и то же), истины философии здесь независимы от истин теологии, так как принадлежат другой сфере бытия — реальному миру, который человек способен познать силами своего разума. Таких воззрений придерживался известнейший ученый, философ и врач Ибн-Сина (XII век). В рассмотрении проблемы универсалий он близок Абеляру и развивает учение Аристотеля о материи и форме.

До тех пор пока не сформировался томизм, опирающийся на уче­ние Аристотеля, именно учение последнего способствовало развитию философии и научного знания, диалектики и материализма, обосно­ванию способности человеческого разума познать мир. Канонизация томизма прервала этот дискурс. Эстафету подхватила платонов­ская традиция, в которой на первый план стала выходить идея сущего как единого. Но и в томизме проглядывала платоновская идея о существовании универсалий ("идей") "до вещей". Разница в том, что в платонизме вещи рождаются из бестелесных форм непосредственно (эманация — "истечение") и непрерывно, не имея "точки отсчета" во времени, а у Фомы Аквинского — посредством божественного разума: "Бог есть первопричина всех вещей как их образец" (Фома Аквинский. "Сумма теологии").

В.В. Соколов, уже упоминавшийся нами исследователь средневе­ковой, возрожденческой и нововременной философии, отмечает осо­бую гносеологическую функцию идеи Бога в этот период. В ее рамках происходит деперсонализация Бога, то есть Бог, понимаемый в хри­стианской ортодоксии как личность, наделенная многочисленными качествами, лишается их и становится неким безличным началом, максимально приближаясь к природе и человеку. Второй момент в этом процессе — устранение дуализма Бога и мира в пользу единства, целостности универсума.

Деперсонализация образа Бога связана, как сообщающиеся сосуды, с признанием значимости и силы человека и ценности земной жизни. Даже в космогонических теориях, например, у Николая Кузанского, Земля объявляется "благородной звездой" (Николай Кузанский. "Уче­ное незнание").

Все это и вело к появлению категории субстанции как выражению монистического взгляда на бытие, особенно в материалистическом ее истолковании. Последовательно проведенный материалистический монизм позволял объяснять и происхождение многообразия природы, и ее единство, включая человека. Когда к этому добавилось понимание развития как внутреннего процесса саморазвития единой субстанции, стали объяснимы с единых позиций все возможные качества и свойства субстанции как основы мира. При этом не надо было больше допускать еще какой-либо особой сущности, оболочки, первоначала, объясняю­щих это единство.

Однако такой подход не закрывал эту проблему от дальнейшего рассмотрения. Во-первых, далеко не все философские системы совре­менности базируются на таком понимании субстанции. Во-вторых, если это и допускается по отношению к природе, то не распространя­ется на социальное познание (познание общества). В-третьих, приори­тет исследования особенного, отдельного, да еще в сочетании с антропологическими принципами, ведет к субъективизации восприя­тия действительности и методов ее познания, а отсюда —к плюрализму как общему принципу постмодернистского мышления, что, в свою очередь, рождает проблему возможности достижения объективного, общезначимого и достоверного знания; понимания не только как гносеологической проблемы, но и как глобальной проблемы челове­ческого общежития, общечеловеческих ценностей. Что ж, возникают Новые варианты решения проблем, новые "возвраты". Такова жизнь, такова и философия.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!