Понятие субстанции как основы мироздания. Философская категория материи. Материя и дух
Слово "субстанция" в переводе с латинского означает сущность, то, что лежит в основе. Мы уже рассматривали учения о первоначалах и о бытии. Чем же отличается от них понятие субстанции и почему оно возникло в философии?
Субстанция от понятия бытия как единого отличается тем, что она не только единое, но и единственное. Философская система, берущая за основу онтологических построений категорию субстанции, исповедует монизм. Монизм рассматривает все общие характеристики бытия и присущие отдельным конкретным, частным предметам, как всеобщие и неотъемлемые, качества и свойства, характеризующие субстанцию, как способы проявления и самореализации субстанции.
Принцип монизма важен со многих точек зрения, хотя он может быть последовательным и непоследовательным. Как правило, непоследовательность проявляется либо в гносеологии, в понимании познающих способностей человека, либо в антропологии, в понимании его природы (физической и духовной). Сложности при рассмотрении практически любого специфически философского Еопроса создавали две фундаментальных проблемы: что такое сознание и что — истина. Поэтому-то в свое время (в марксистской материалистической философии) и был сформулирован основной вопрос философии: об отношении материи и сознания (это как бы его первая, онтологическая сторона) и о возможности познания, причем истинного (вторая, гносеологическая сторона). И смысл этого вопроса был не в том, чтобы "делить" философские системы на материалистические ("наши") и идеалистические ("чуждые"), но в том, чтобы показать возможность создания непротиворечивой монистической философской системы на основе понимания материальности субстанции, сознания как ее атрибута (то есть всеобщего и неотъемлемого свойства) и взаимодействия, являющегося истинной, конечной причиной образования мироздания и обусловливающего все изменения.
|
|
Исследовать все предметы реальности через их субстанциональность — значит рассматривать их существование с точки зрения внутренних причин и взаимодействий.
Признание материальности субстанции влечет за собой понимание человека и его деятельности в качестве объекта материального мира как единственно возможного. Приняв монистический взгляд на мироздание, мы оказываемся перед необходимостью объяснить многообразие мира при его единстве. Объяснение возникновения многообразия предметов, вещей, а тем более такого сложного явления, как человек, о котором на протяжении столетий привыкли думать как о венне творения, абсолютно уникальном явлении, невозможно без допущения принципа развития, без принятия диалектического подхода к изучению явлений природы.
|
|
Интересно отметить, что диалектические идеи развивались в тех системах, которые признавали единое и, хотя и допускали противоположности, но могли их мыслить непротиворечиво, то есть "помещая" их в нечто третье или соединяя более или менее сложной цепочкой опосредствующих звеньев. Заметим, что противоположности — это что-либо противопоставленное друг другу как в реальности, так и в познавательном процессе; однако мыслиться, то есть выражаться в суждении, они и отношения между ними должны непротиворечиво, поскольку противоречия в логике недопустимы.
С самого возникновения учения о сущем, первооснове, как аксиомы неявно допускались два предположения: конечность и начало во времени, то есть так, как характерно думать для человека как существа конечного и имеющего четкое "начало" во времени. В дальнейшем этот взгляд подкреплялся имеющимися в данный момент естественнонаучными знаниями: все имеет свои причину, начало возникновения во времени и пределы — в пространстве. Следующей проблемой, заставлявшей философов и ученых удваивать мир, была проблема объяснения причины какого-либо изменения. А поскольку рассматривалось сущее как очищенное от качественного многообразия, то и причинение должно было быть таким же простым одномоментным актом. "Прерывность" причинения объяснялась и необходимостью сохранения целостности универсума, и качественной определенностью конкретных предметов и явлений. Если причинение понималось как процесс (порождение, эманация — истечение предметной реальности из Единого, столь характерное для платоновско-неоплатонический традиции), то возникало хотя бы противопоставление некоторых частей универсума (в той же традиции), а сохранение целостности предметов и явлений достигалось за счет этого противопоставления, в соответствии с которым процессуальность признавалась качеством, присущим только действующей причине, а предметы и тела могли лишь подвергаться внешнему воздействию и тем "деформироваться" (сюда подключалась и аристотелевская традиция понимания пассивности материи и активности формы), наделения первопричины волевыми качествами, по аналогии с человеческой деятельностью.
|
|
Таким образом, в историческом формировании категории субстанции, вплоть до XIX века, наблюдаются две тенденции: одна восходит к платоновско-неоплатонической традиции признания первоосновы мИра как Единого, постоянно порождающего уже готовые предметы и явления, а вторая —аристотелевская, согласно которой для субстанции необходим одномоментный, вневременной акт творения или хотя бы Первотолчок (хотя, строго говоря, это было уже нарушением принципа Монизма). И та и другая традиции продолжали считать необходимым Найти ту точку в пространстве и времени, в которой произошло рождение субстанции; а также определить источник активности субстанции, все еще понимаемый как внешний. Чаще всего с этим затруднением сталкивались те, кто считал субстанцию материальной но противопоставляли познавательные усилия человека, а именно активность сознания, материальному миру как объекту.
|
|
Споры вокруг понятия субстанции активно велись философами и учеными в период позднего Средневековья и Возрождения. К Новому времени эта проблема получила свое завершение. В этом случае так же, как и при обсуждении проблемы бытия в эти эпохи, огромное влияние на ход обсуждения и на решение проблемы оказали религиозные представления, в соответствии с которыми Бог выступал гарантом существования мира и способностей человека его познавать. Секуляризация знания и культуры в Новое время, Реформация (в том числе принесшая модернизацию в религиозное учение), гуманизм, развитие естественных наук и, в то же время, понимание противоречивости процесса жизни (например, относительности моральных идеалов, легитимацию которых религия всегда оставляла за собой) подводили, с одной стороны, ко все большему отделению Бога от мира и попыткам разобраться естественными средствами в течении естественных событий. За Богом долгое время сохранялась функция гаранта моральной справедливости и идеала морального совершенства. Например, И. Кант, разделяя как философ позиции скептицизма и критицизма в отношении к идее Бога, допускал Его бытие как необходимое условие этического совершенства человека. Это была все-таки шаткая и компромиссная позиция. Субстанциональный монизм никак не уживался с идеей трансцендентного существа — законодателя или двигателя мира. Подобное допущение удваивало мир, вело к дуализму, к признанию двух начал в мире, что не согласовалось с принципом исключения третьего.
В определенном смысле переходной концепцией от креационистского дуализма к субстанциональному монизму, где признается единоприродность всех явлений и процессов, было пантеистическое учение Николая Кузанского. Онтологическая функция понятия "Бог" у Кузанского реализуется через присутствие Бога как актуальной бесконечности в потенциально бесконечном мире, в котором "сокрытый" Бог раскрывается как непрерывно проявляющаяся, но постоянно ускользающая целостность мира, универсума. Вот как это объясняется у философа: "Бог во всем как бы через посредничество Вселенной-Вселенная как бы природным порядком... всегда уже предшествует всему, так что каждое оказывается в каждом... Если все во всем, то все явно предшествует каждому. Это "все" не есть множество, ведь множество не предшествует каждому... Не множество вещей актуально присутствует в каждом, а (вселенское) все без множественности есть само это каждое. Опять-таки Вселенная существует только в конкретной определенности вещей... Значит, если Вселенная конкретизируется в каждой актуально существующей вещи, то Бог, пребывая во Вселенной, пребывает и в каждой вещи, а каждая актуально существующая вещь непосредственно пребывает в Боге" ("Ученое незнание"). Таким образом, Бог содержит в себе в "свернутом" виде все бесконечное многообразие природного и человеческого мира. Кузанец заимствует еще одну идею античности: представление о человеке как о микрокосме, о его тождестве со Вселенной. Так принцип творения заменяется принципом "порождения" (читай: развития), отмечается всеобщая связь вещей, единство универсума начинает основываться не на конкретных вариантах сущего, а по наличию свойства "быть", "существовать".
Именно последнее "качество" универсума лежит в основе данного Бенедиктом Спинозой, голландским философом-материалистом, определения субстанции. Спиноза —пантеист, но понятие "Бог" ему на самом деле уже не нужно по построению философской системы. Судите сами:
I "1. Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею... 3. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться. 4. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность. 5. Под модусом я понимаю состояние субстанции... 2. К сущности какой-либо вещи относится... то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено... 3. Под идеей я разумею понятие, образуемое душою в силу того, что она есть мыслящая. Объяснение. Я говорю понятие, а не восприятие, так как слово восприятие как будто указывает на пассивное отношение души к объекту. Напротив, слово понятие, как кажется, выражает действие души... 6. Под реальностью и совершенством я разумею одно и то же" ("Этика").
Кроме того, Спиноза рассматривает протяженность (пространство) и длительность (время) как состояния субстанции, вне которых ничто не может существовать. В этих словах Спинозы не только определяется субстанция, но и указываются ее отношения с сознанием, духом человека: субстанция познаваема, сущность субстанции умопостигаема, причем Спиноза подчеркивает активный характер человеческого сознания (души), но указывает, что сущность не существует вне предметов.
Единство взглядов Николая Кузанского и Б. Спинозы состоит в Том, что субстанция не причина всех вещей или их качеств, свойств, Ф°рм и т.п., то есть не их первооснова, а только в них и через них она Может существовать. Субстанция — самопорождающа, самодостаточна. В дальнейшем понимание субстанции слегка упростилось до понимания материальной основы, природы.
Материализм XVIII века, как отмечает известный современный отечественный исследователь В.Н. Кузнецов, в этот период существовал в двух формах: деистической и атеистической (В.Н. Кузнецов. "Французские материалисты XVIII века"). Истоками французского материализма этого периода являются скепсис и антропологические принципы М. Монтеня, физика Р. Декарта, атомизм древнегреческой философии, пантеизм Б. Спинозы, сенсуалистская гносеология Д. Лок-ка.
Выдающимися представителями французского материализма XVIII века являются П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Гельвеций, Ф. Ламетри. Французские материалисты не только защищали материалистическое мировоззрение, исключавшее всякое божественное вмешательство в жизнь природы, но и открыто провозглашали материализм и атеизм двумя сторонами единого научного взгляда на окружающий мир.
В работе "Система природы" П. Гольбах писал: "Природа не есть вовсе какое-то изделие; она всегда существовала сама по себе; в ее лоне делается все... Нет никакой необходимости в каком-то неизвестном верховном работнике". Мир не сотворен Богом, он всегда был, является причиной самое себя, и человек — продукт природы. "Все наши понятия, — отмечал П. Гольбах, — это отражение предметов, воздействующих на наши органы восприятия", а тогда "не Бог создал людей по своему образу, а люди ежедневно создают его по своему. Есть столько же представлений о божестве, сколько различных темпераментов среди его почитателей в зависимости от их душевного состояния".
Материализму во Франции в XVIII веке присущи и элементы диалектики. Природа, отмечалось в нем, находится в постоянном движении, понимаемом как изменение вообще, вследствие качественной неоднородности материи, то есть по внутренним причинам. В обществе это проявляется в разных интересах людей.
Д. Дидро одним из первых материалистов своего времени провозглашает трансформистский взгляд на Вселенную: "В океане материи нет ни одной молекулы, похожей на себя самое в каждый последующий момент". Диалектические идеи Дидро присутствуют в его взглядах на религию (ее антропоморфный характер, связь развития религии с умственными способностями человека, в идее развития религии от низших форм к высшим). И дело здесь не столько в обсуждении проблем религии, сколько в том, что перестает разделяться непроходимой пропастью мир природный и социальный, формируются прин^ ципы социального познания, более того, диалектика как естественный и необходимый принцип развития применяется не только к природным явлениям, но и к социальной жизни. Это проявилось в признании Дидро значения для антропогенеза не только биологических, но и социокультурных факторов.
Материализм подобного толка развивался и в России в XIX веке. Среди его представителей назовем А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Д.И. Герцен пишет ряд философских статей под общим названием "Письма об изучении природы", в которых утверждает, опираясь на достижения естествознания, философские традиции французских материалистов и русских материалистических деистов (М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева) предшествующего века и взгляды Л. Фейербаха, что природа первична, ее существование не зависит ни от какого духовного начала. Н.Г. Чернышевский в работе "Антропологический принцип в философии" писал, что основа единства человеческой натуры не Бог, не дух, а материя. Духовные явления —лишь специфические свойства определенным образом организованной материи — мозга. "Соединение совершенно разнородных качеств в одном предмете есть общий закон вещей", — писал русский философ. В области гносеологии Н.Г. Чернышевский признавал единственным источником познания воздействие внешнего мира на органы чувств человека.
Л. Фейербах, как представитель материализма, продолжает еще традицию противопоставления человека и природы. "Природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи проявления, обнаружения или действия, в которых проявляется и существует их бытие, имеют свое основание не в мыслях, намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах". В то же время природа воспринимается как средство для жизнедеятельности человека: "Природа есть все то, что для человека... представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни" (Л. Фейербах. "Лекции о сущности христианства").
Понимание субстанции как самостоятельного существования воспринял диалектический материализм. Ф. Энгельс в "Диалектике природы" (XIX век) писал: "Спинозовское: субстанция есть causa sui — прекрасно выражает взаимодействие... взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной. — Е.Е.) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия потому, что позади него нечего больше познавать". Данное в диалектическом материализме определение материи сопоставимо с пониманием субстанции как самостоятельного и самодостаточного существования: "единственное свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания" (В. И. Ленин. "Материализм и эмпириокритицизм"). Последняя фраза подводит нас к другой проблеме —противопоставления материи и сознания, духа, принятой в материалистической Философии.
На первый взгляд, тогда нарушается принцип "единство мира — в еГо материальности". Вот потому-то так важна спинозовская традиция в понимании субстанции как самостоятельного, ни от чего не зависимого существования. Существовать —это свойство всего в универсуме, сознания в том числе. Тут только одно отличие, как отмечает известный отечественный философ А.Г. Спиркин: "Бытие идеального носит не субстанциональный, а функциональный характер" (см. его работу "Сознание и самосознание"). Что это значит? Человек свою деятельность осуществляет посредством сознания, духовная деятельность, включенная в материальную, являет собой момент активности последней. Противопоставление духа материи носит сугубо гносеологический характер и обусловлено трудностями познания, о которых мы неоднократно говорили.
Однако развитие антропологических принципов в философии призывает "смягчать" это противопоставление и в познавательном плане. Восприятие мира как "объекта" ведет и к негативным последствиям. Ученые предлагают предоставить и природе право "быть субъектом", а человеку принять принцип взаимодействия с ней — "не навреди".
Нельзя умалять значение не просто сознания, а духа, духовности в социальной жизни людей, а тем более в индивидуальном существовании человека. Детерминированность материальным не означает решение всех проблем. Более того, оно усложняет систему зависимостей протекания человеческой жизни. Вспомните, что уже отмечалось в этом плане: социальные системы функционируют посредством сознания. А в широком смысле мир человека — социальный мир, поскольку ко всему он определенным образом относится, оценивает, преобразует и творит, и здесь активен дух. Но мы еще не раз будем обращаться к этим проблемам.
Таким образом, развитие понятия субстанции и отождествление ее с материей позволяет преодолевать онтологическое противопоставление мышления и материи; решать основную проблему эпистемологии — проблему истины — без допущения чего-либо существующего вне натуралистически понимаемой субстанции и в то же время избегать агностицизма; дает возможность включать человека с его разумом в мир природы и разрешить проблему психофизического параллелизма, то есть преодолеть представление о дуализме души и тела.
§ 5. "Как возникают все вещи..."
Здесь пойдет речь о той самой конкретной реальности: вещах, свойствах, отношениях, в которых только и может существовать субстанция.
Проблема возникновения (генезиса) "вещей" распадается на ряд вопросов. Первые из них уже рассматривались, когда обсуждались вопросы о том, что же существует в действительности: общее или единичное, и о субстанции как "основе основ", в том числе и единства Вселенной. При признании единой для всех вещей субстанции естествен вопрос, непосредственно связанный с предыдущими: при наличии субстанции как объяснить многообразие разнородных вещей? Кроме того, можно наблюдать, что единичные предметы, явления не существуют неизменно. Каков источник этих изменений? Как совместить единую основу, субстанцию как нечто неизменное и изменчивые вещи?
Далее, предметы и явления не существуют только как отдельные, они могут представлять собой уже не единичные вещи, а некоторые совокупности, вступать во взаимодействие друг с другом, причем не только близкие по природе предметы, но и противоположные по характеру. Что заставляет предметы соединяться и разъединяться, оказывать влияние друг на друга? Каковы эти силы по природе? Где их обиталище? Или есть некий "водитель", переставляющий их в каком-то порядке? Чем определен этот порядок, есть ли заранее означенная цель всех этих изменений и взаимосвязей?
И вновь возникает вопрос, казалось бы, рассмотренный в споре реалистов и номиналистов: общее—это производное только моего или все-таки Высшего разума?
Так концепции о происхождении многообразия мира разделяются на материалистические и идеалистические.
Но помните, при обсуждении становления взглядов на субстанцию особенно отмечался поворот в философских взглядах, совершенный Б. Спинозой. Суть его в том, что субстанция признается не некоей конечной пассивной основой всего единичного и, значит,требующей наличия активного начала, а самодостаточной, обладающей фактом существования, причиняющей (порождающей) самое себя. Однако и после "открытия" Спинозы происхождение вещей, связей и отношений объясняли или наличием еще одного — активного — начала (дуализм), или же действием некоего двигателя в какой-то момент во времени, то есть актом творения или "первотолчка", сообщавшего Вселенной свойство "быть", существовать и двигаться, причинять, порождать (деизм).
Если допускать высшее внешнее целеполагание, то предметы, вещи могут быть неизменными, а связь их осуществляться не по природе, им присущей, а под воздействием внешней силы. Эта сила может осуществлять такое воздействие в строгом порядке, с необходимостью, только так, а не иначе (жесткий механистический детерминизм — то есть линейная обусловленность того или иного происхождения и Изменения). А может проявляться по произволу, или произвольно, для "разовых" целей, но без плана (индетерминизм), просто по желанию, в том числе и человека как субъекта всякой активности. Допущение взаимодействия по необходимости опирается на представление о том, что есть нечто объективное в природе вещей или вне их, что обусловливает именно такое, а не иное соединение вещей. Так возникает вопрос о природе связи, отношения между предметами, их причине.
Итак, первая проблема возникновения многообразия состоит в определении источника творящей активности и характера этой активности: она закономерна или незакономерна, познаваема или алогична. Вторая проблема — что придает качественную определенность, своеобразие отдельным проявлениям первоосновы. Длительное время в истории философии выход видели или в плюрализме основ, ибо качество воспринималось как такая устойчивость и неизменность, что любое отклонение как бы "уничтожало" данную вещь, так как она становилась другой; или в релятивизме, то есть признании существования лишь "чувственной текучести", постоянства изменения и невозможности уловить устойчивость объективных вещей и явлений. Таким образом, действительная проблема состояла в том, что качество воспринималось как нечто абсолютно неизменное, поскольку оно было проявлением первоосновы, и как бы внешне "присоединенное" предмету. Далее следовали гносеологические выводы. Одни считали, что все качественные различия, характерные для окружающего мира, содержатся в познающем уме. Так появляется априоризм. Его сторонники полагали, что есть некое доопытное знание, существующее в уме до возникновения всякого воздействия и взаимодействия с окружающей реальностью, что только так можно получить истинное абсолютное знание. Другие же считали, что такого доопытного знания нет и человек не может познать подлинного качества вещей, а может быть лишь свидетелем некоторых чувственно воспринимаемых, постоянно меняющихся проявлений этих качеств. Из этого представления делался вывод о невозможности познать первооснову вещей. Такая позиция получила название агностицизм, поскольку здесь утверждалось о непознаваемости мира, о невозможности достижения общезначимой и объективной истины, соответствующей сущности познаваемого предмета.
Однако в истории философии были воззрения, отрицающие наличие субстанции как таковой и представляющие мир как чувственное многообразие ощущений. Иные концепции если и допускали наличие объективного, независимого от познающего субъекта бытия, то лишь в недоступном для человека мире трансцендентальное™ (надприродности, заприродности, внеприродности), не обнаруживающей себя в человеческом опыте и в познании прежде всего.
Посмотрим, как представители различных философских школ и течений последовательно отвечали на вопросы о происхождении единичного, отдельного, особенного.
В общем виде, принципами переходов единого в единственное были: а) соединение пассивного и активного начала (традиция, идущая от Аристотеля); б) творение (креационизм), проявляющееся в двух разновидностях: постоянное творение каждой вещи и мира в целом и творение как одномоментный акт создания мира и дальнейшее невмешательство Творца в дела мира (деизм, особенно материалистический); в) эманация — дословно с позднелатинского "истечение", "распространение" — процесс постоянного перехода от высшей и совершенной ступени универсума к менее совершенным и низшим; образно это можно представить, как солнце и солнечный свет (Платон, диалог "Государство", неоплатонизм, идеалистический и мистический пантеизм); г) идея самопорождения (можно признать началом этой тенденции атомизм Левкиппа — Демокрита, но с оговорками, поскольку признавалась не единая субстанция, а множество неделимых частиц — атомов разного типа; материалистический пантеизм Дж. Бруно и Спинозы, диалектический материализм); д) спонтанное, незакономерное, алогичное воление (обладателем такой воли может быть некое духовное начало или человек как субъект, деятельная и познавательная активность которых преувеличиваются до абсолютных размеров). Первые четыре концепции признают наличие "перехода" между мирами первоосновы и единичных вещей. Последняя позиция характеризует взгляды тех, кто отрицает объективность такого перехода или самого первоначала.
Первые философы, "фисиологи" милетской школы, возникновение вещей объясняли как становление из единой материальной основы. В их учении содержались и элементы диалектики. Так, у Анаксимандра "беспредельная природа" выделяет производящее начало, рождающее противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, из которых, в свою очередь, образуются вещи.
С развитием количественных методов познания (это может быть громко сказано для того периода, хотя кто знает, что было грандиознее, применение сложных математических моделей или открытие понятия числа) в пифагореизме утверждается значимость и торжество человеческого ума в способности выявления упорядоченных и численно выразимых отношений всего сущего. Природа — данность, а мышление способно в ней выделить то, что существует постоянно. У Парме-нида уже эта мыслимость и есть критерий существования и основание тождества мыслимого с существующим, которая как бы выявляет значимое в природе. Тем самым уже у элеатов возникает противопоставление бытия как Единого, сущего и множества отдельных вещей и процессов.
Демокрит первым в древнегреческой философии вводит понятие причины, тем объясняя, не только "из чего" возникают все вещи, но и почему, по какой причине: так, атомы соединяются, подчиняясь закону тяготения, а не целевой, разумной, внешней природе. Философ принимает только действующие причины, видя их основу и сущность в вечном движении и взаимных столкновениях и взаимодействиях атомов.
У Платона мир идей — вечный и неизменный — представляет собой уже иерархически упорядоченную, расчлененную структуру. Отношения идей к вещам, которые как таковые внешни вещам, определяются тремя понятиями: подражание, причастность и присутствие. Вещи возникают, "подражая" идее, стремясь к ней как к цели-возникнув, вещь становится "причастной" идее; чувственные вещи становятся сходными с идеями, лишь когда идеи "присутствуют" в них. Поэтому идей должно быть столько же, сколько классов сходных вещей, тем самым выступая "образцом" для вещи, сущностью данного класса и их целевой причиной, хотя не отрицаются причинные взаимодействия в мире чувственных вещей. Для объяснения устройства мира соответственно идеям Платону оказывается необходим демиург (в буквальном переводе с греческого — изготавливающий вещи для народа, мастер) — творец, бог.
Аристотель толкует возникновение вещей следующим образом. "Форма форм", или божество, сообщает первоматерии активность посредством ее оформления. Но они существуют сами по себе, а как же соединяются конкретные форма и материя для "производства" единичных вещей? И не существуют ли вещи вечно, не возникая и не уничтожаясь? Аристотель вводит в философию два важных понятия: возможность и действительность. Материя объявляется возможностью, поскольку она не есть то, чем может стать впоследствии. Форма — действительность, поскольку именно она дает качественную определенность материи. Как отмечает A.C. Богомолов в указанной ранее работе по античной философии, введение понятий возможности и действительности позволило разрешить парадокс возникновения: если что-либо возникает, то оно возникает как осуществление возможности, а не из "ничего", к тому же это не простое сочетание (соединение) неких частиц. Тем самым источник движения лежит не вне мира, как у Платона, а внутри и связан с причинностью, хотя она сводится у Аристотеля к целевой детерминации, осуществляемой божеством по аналогии с человеческой деятельностью.
"У нас уже была возможность оценить, насколько разными были решения проблемы "источников сущего" в греческой философии: от Парменида, который решал проблему, отрицая любую форму становления, до плюралистов, говоривших о "воссоединении" и "комбинациях" вечных элементов (так говорится о взглядах Левкиппа — Демокрита. —Е.Е.), от Платона с его идеей Демиурга и демиургической активности до аристотелевского Вечного Двигателя, от пантеистического монизма стоиков до "метафизической процессуальности" Плотина. Библия же, напротив, говорит о творении с порога... Из ничего... Бог творит свободно, дает начало всему чистым актом воли, волением блага. Креационизм особым образом решает проблему античной философии: как и почему из Единого рождается многое, из бесконечного — конечное. Бог есть по сути своей Бытие. Творение — это участие в бытии: Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное... не само бытие, но лишь обладающее бытием" (Дж. Реале, Д. Антисери. "Западная философия от истоков до наших дней"). Благодаря идее креационизма, сущее выстраивается в вертикальную структуру, в которой устанавливаются отношения субстанции и акциденции, Бога и мира, конечного и бесконечного. У Фомы Аквинского это нашло классическое выражение в принципе аналогии бытия, или отношениях подобия и неподобия. Суть их в том, что все, приписываемое созданному, принадлежит и Богу, но по-разному и с иной интенсивностью. Этот момент особенно важен в дальнейшем переходе от креационизма к идее эманации. Свою роль сыграла и идея Дунса Скотта об однозначности сущего, бытия как бытия. Еще одним шагом к разрушению идеи творения были взгляды У. Оккама на единичное: он отрицает внутреннее отличие материи от формы в отдельном. Но тогда отпадает необходимость в учении о необходимых и упорядоченных причинах (Аристотель), о структурности мира конкретных вещей (Платон, томизм).
Пантеистическая философия устраняет иерархичность мира, помещая Бога в вещах (Дж. Бруно, Николай Кузанский, Спиноза). Рассмотрим взгляды Николая Кузанского на возникновение вещей, поскольку идеи Бруно и Спинозы излагались ранее. Бог содержит, по Кузанскому, в себе все вещи в качестве максимума всех максимумов, и поэтому можно говорить, что Он вмещает, включает все вещи. Все вещи — образы Абсолюта, то есть Бог есть во всех вещах, тем самым единство проявляется во множественности, покой — в движении, вечность — в чередовании времени и так далее. Так формируется принцип "все во всем": все сущее включает в себя весь универсум и Бога, что является утверждением о всеобщей универсальной связи вещей. Это один из основных принципов диалектики, поскольку здесь нет необходимости ни во внешних причинах, ни в первотолчках, ни в специальных посредниках для взаимопереходов и связях единого и единичного.
По-иному подходит к проблеме Декарт. Субстанция у Декарта гомогенна (однородна) и единообразна. Многообразие явлений объясняется через установленное Богом "количество движения". Мир предстает как отлаженная машина, состоящая из частей с раз и навсегда данными свойствами. Но здесь есть и возможность познать устройство машины и так переставить части, чтобы преобразовать ее. Это уже шаг к "природе сотворенной", то есть делу рук человеческих.
Во французском материализме XVIII века принцип разнородности (гетерогенности) материи служил основанием отказа от идеи Бога как распорядителя и даже конечной причины. Вот что пишет Д. Дидро в работе "Мысли об объяснении природы": "Я вижу, что все сущее связано с действием и противодействием, одни формы разрушаются и создаются уже в другой форме; я вижу сублимации, разложение, сочетание и соединение всякого рода, т.е. явления, несовместимые с однородностью материи; из этого я заключаю, что материя разнородна, что в Природе существует бесконечное множество различных элементов, каждый из которых обладает, в связи с их разнообразием, собственной специфической силой, несотворенной, неизменной, вечной, неразрушимой, и что эти силы развиваются. Из этого происходит движение".
Основой концепции Беркли, включающей и принцип возникновения многообразия мира, является постулат о том, что "существовать для вещей —значит быть воспринимаемыми": "...это прямая и очевидная истина; весь порядок небес и все вещи, заполняющие землю, — одним словом, все тела вселенной, их существование состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познанными. Пока вещи не будут действительно восприняты мной, т.е. не будут в моем разуме либо в сознании какого-нибудь другого создания, они не существуют реально или, в противном случае, существуют в разуме какого-либо Вечного Духа». Позднее Шопенгауэр скажет, что мир — это "мое представление"" (см.: Дж. Реале, Д. Антисери. "Западная философия от истоков до наших дней").
Итак, возникают следующие познавательные цепочки, основывающиеся на понимании реальности: а) субстанция — активность — закономерность или детерминация (необходимость, целесообразность, обусловленность) —качественная определенность (свойство, акциденция) — изменение (его источник и характер, объясняющий направление изменения) —развитие, возможность —действительность; б) однородность (гомогенность) —неоднородность (гетерогенность) —связь — иерархия — структура (понятие элемента структуры) — система (в том числе взаимоотношение части и целого); в) вещь —объект —предмет, сущность — явление, содержание — форма.
Для монистического (единого) и целостного объяснения многообразия мира и особенно того, как неоднородные сущности могут соединяться в нечто устойчивое и тем не менее способное к изменению, не утрачивая своей определенности, важно понятие структурности, то есть внутренней расчлененности бытия, материального прежде всего. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами, которое зависит прежде всего от принадлежности к одной из областей действительности: неорганической природе, живой природе и социальной реальности (см.: П. В. Алексеев, А. А. Панин. "Философия"). Целостная определенность, имеющая внутреннюю структуру, и называется системой. Структуру образуют элементы, взаимосвязанные и взаимодействующие определенным образом. Устойчивость этих отношений внутри системы обусловлена структурой. Наибольшую значимость для сохранения и изменения системы имеют закономерные, существенные и необходимые, связи и отношения между элементами в структуре.
Когда мы говорим о "природе сотворенной", то есть вещах и объектах, опосредованных в своем генезисе предметно-преобразующей деятельностью людей, то зачастую излишне абсолютизируем активность человека как источник социальной реальности или ее преобразований, а потому считаем связи, отношения внутри системы решающими при определении ее качеств. Это особенно характерно для структурно-функционального анализа как принципа философствования (применяется в социологии и языкознании, литературоведении и др.). Но ведь те или иные связи и отношения возникают прежде всего в зависимости от качеств, свойств элементов, их количества.
Философский смысл структурно-функционального анализа состоит в поиске как раз одинаковых, общих структур, чтобы можно было сравнивать разнородные по основаниям системы, "избавляться" от линейной причинности в социальных системах, поскольку она представлялась слишком субъективированной, то есть подчиненной интересам людей, исполнителей определенных действий, "затемняла" смысл, целедостижимость действий и затрудняла прогнозирование как самих действий, так и их последствий. Однако при таком подходе люди становились лишь носителями определенных действий, в лучшем случае — социальных ролей и функций, предписанных их местом в структуре.
Структурно-функциональный подход позволял рассматривать многообразие вещей, сточки зрения изоморфизма, одинаковости структур. Изоморфизм — логико-математическое понятие для определения взаимно-однозначного соответствия систем, когда каждому элементу, функции (операции), связи и отношению одной системы соответствует только один элемент, функция (операция), связь и отношение другой системы и обратно. Этот подход "прекрасно" работает при применении одного из методов современной науки — кибернетического моделирования, но может быть малоэффективным при других исследованиях.
В самом общем плане проблема соотношения целого и части традиционно предполагала решение таких вопросов, как: а) целое — сумма частей, или нечто качественное иное; б) что предшествует в плане генезиса — часть целому или целое части; в) каков характер связи части и целого, можно ли такую связь считать причинной или же она функциональна; г) познается ли целое через части или же части могут быть познаны лишь на основе целого. Как видим, и эти проблемы поставлены столь же антиномично (внутренне противоречиво), как и общий вопрос: единое — многообразное.
Ранее отмечалось, что проблему единства мира чаще ставила и решала идеалистическая философская традиция (идущая от Платона), соответственно она подчеркивала примат целого во всем. Целое —это особенное качественное единство, причинно независимое от частей.
Материалистическая традиция отдавала предпочтение единичному, а значит, и части, считая целое простой совокупностью частей. Поэтому части рассматривались как предшествующие целому и причинно обусловливающие его. Нередко это вело к редукционизму в Методиках познания.
Диалектико-материалистическая традиция считает целое обладающим качественными отличиями, несводимыми к свойствам его частей. Изменения, не приводящие к разрушению целостности, связаны с частями; качественные сдвиги, характеризующие развитие, —с целым. Взаимоотношения, взаимосвязи частей и целого носят скорее функциональный характер. Безусловно, система должна работать слаженно, потому за изменением в одних частях идут и другие, направленные на приспособление к изменениям и сохранение целостности и функций системы. Это есть системная корреляция. Но не все связи оказывают одинаковое воздействие на систему, поэтому следует выделять субординационные связи (ранее, при рассмотрении проблемы субстанции мы говорили о некоторой иерархизации свойств субстанции по ступеням возникновения многообразия).
Содержание и форма также взаимосвязанные понятия, выражающие диалектическое единство единичного как качественной определенности. Содержание наиболее полно отражает все находящееся в системе. Форма являет нам способ внешнего выражения содержания, а также его внутреннюю структуру, от которой собственно и зависят внешние формы. При этом изменения в форме и содержании могут происходить разнонаправленно. Форма как более устойчивое образование может сохраняться дольше, заключая в себе новое содержание, а может одна и та же форма передавать разное содержание, что свидетельствует о противоречивости развития и необходимости содержательного исследования всех компонентов системы (вспомните о недостатках структурно-функционального анализа).
Сущность и явление наиболее тесно связаны с развитием взглядов на генезис единичного. Субстанция или единичное долгое время отождествлялись с сущностью бытия. Поэтому явления объяснялись как более или менее отдаленные от сущности и содержащие соответствующую ее долю. Сущность вещи — это то, что дает ей качественную определенность, обусловливает все другие ее свойства и отношения, но никогда полностью не совпадает с явлениями. Сущность должна являться, и происходит это в процессе взаимодействия с другими вещами, системами.
Тезис Спинозы о субстанции как причине самой себя подчеркивает и тот факт, что именно причинность является порождающим принципом, причем порождающим с необходимостью, то есть закономерно. Определенная вещь может быть причиной другой вещи в связи с ее сущностными свойствами. Существенные связи выражаются в понятии закон. Однако для проявления генетической способности причинения необходимы некоторые условия. Именно наличие причины, связанной с сущностью вещи, и условий для взаимодействия вещей превращают закон из объективной возможности существования в действительность.
Понятия "вещь", "объект", "предмет" характеризуют процесс производства человеком окружающей реальности. Под вещью мы понимаем единичную качественную определенность мира природы и в то же время "овеществленную" деятельность человека, созданную им в соответствии с познанием природы и для своих' целей. Понятие "объект" мы чаще употребляем в гносеологическом плане, то есть как противопоставление любой вещи, или же явления, процесс действительности, который мы хотим познать. В то же время понятие "объект" сообщает вещам и явлениям свойство существовать независимо от нашего сознания, восприятия. "Предмет" —понятие, характеризующее ту сторону объекта, которую мы хотим или познать, или преобразовать, или создать, тем самым включаясь в процесс взаимодействия с окружающим миром, в процесс практики.
Отношения "рукотворных" вещей, предметов (в том числе и идеальных) с предметами природными и с самим человеком все усложняются. Вообще это особый процесс — "сотворение". Сущность и основные проблемы его будут рассматриваться при изучении "идеального", целеполагающей деятельности, сущности человека, смысла истории, культуры.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 813; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!