Категория бытия. Варианты понимания ее содержания



Категория бытия — фундаментальное понятие философии, основное понятие онтологии —философского учения о бытии. Но, как уже отмечалось, рефлексия, а философская в особенности, всегда несет "отпечаток" рефлектирующего субъекта. Поэтому и понятие "бытия" трансформировалось как под воздействием изменений всех трех типов картины мира, так и развития человека как субъекта материальной и духовной деятельности.

В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует, и материальное, и духовное. В философском сознании бытие понималось в диапазоне от того, что дано в непосредственном восприятии органам чувств, до абстрактных сущностей, или принципов, организующих видимое бытие мира. При этом оно может в той или иной мере познаваться либо быть недоступным познанию. Бытию, или нечто, противоположно небытие — ничто. И то и другое понятия, будучи предельно общими, требовали значительных усилий для осмысления их содержания, поскольку их очевидность и изначальная ясность весьма проблематичны.

В понятии бытия "исчезают" все конкретные различия многообразия мира, остается лишь одна — их существование, что задает реальности исходную целостность и делает ее объектом философской рефлексии. С понятием "небытие" еще хуже — понятие есть, когда физически нет ничего, и это становится почти фатальным камнем преткновения для многих поколений философов. А тут еще от небытия нужно отличать возможность существования, которое имеет статус бытия, хотя и в потенциальной форме (из небытия не может возникнуть нечто). Различается объективное бытие и субъективное. Философская проблема состоит в том, какое из них первично. Этот же вопрос относится и к первичности материального или духовного бытия.

Рассмотрим эволюцию этого понятия. Вспомним, что в рассуждениях о предмете философского знания и о специфике натурфилософии и метафизики закономерность возникновения понятия "бытие" уже обосновывалась.

В целом для античности, с ее космоцентризмом, характерно понимание бытия как единого, вечного и неизменного. В теоретической форме понятие "бытие" представлено в учениях элеатской школы древнегреческой философии: бытие есть, а небытия нет; бытие едино, неделимо; бытие постижимо, а небытие — нет; мысль о бытии и само бытие — одно и то же. Далее, Демокрит считает бытием атомы, а небытием — пустоту, без которой атомы не могут существовать, ибо в ней двигаются, будучи сами неделимыми и одинаковыми (в этом единство мира).

У Платона бытие предстает как множество умопостигаемых сущностей идей. Он так же, как и Демокрит, допускает небытие, считая доказательством этого существование заблуждения: "ведь ложное мне­ние — это мнение о несуществующем" (Платон. "Софист"). Кроме того, Платон вводит понятие "иного" как "существующего небытия". В движении от него к истинному бытию и осуществляется познание последнего. Вот что значит принцип движения, источником которого являются противоречия внутри единого. Понимание последних оснований как неизменных, вечных исключает возможность их познания и требует от философа введения новых понятий, дабы объяснить даже очевидное. Далее, чтобы сохранить возможность взаимопроникновения бытия, иного и небытия, вводится понятие "Единого" как условие и начало бытия, поскольку единица — начало числа.

Аристотель, сохраняя представление о бытии как вечном и самотождественном, пытается обойти трудности и найти неизменное в самом изменчивом чувственном мире, который он считает познаваемым при определенных условиях. Он говорит: "Сущность является началом всего: ибо суть вещи служит началом и для умозаключения, и для процессов возникновения" ("Метафизика"). Сущее — это прежде всего сущность (но не тождественна сущему!), поскольку она отвечает на вопрос что есть вещь. А бытие (сущее) — не категория, а качество "быть", приписываемое всему тому, что обозначается через формы категориальных высказываний, потому-то сущность и является "первой категорией", все остальные категории, присоединяясь к ней, создают некоторое специальное бытие, то есть отдельные предметы и явления. Но уже здесь можно усмотреть двойственность в понимании сущности: она и сущность конкретного предмета, и сущность вообще или форма, "делающая" из косной материи многообразный мир. Так, Аристотель движется к "форме форм" — сущему как перводвигателю, демиургу

(божеству).

Учение об истинном бытии как бытии самотождественном, неизменном и вечном, постигаемом только умом, — это учение неоплатоников, в частности Плотина. Он вслед за Платоном отличает бытие и Единое, понимаемое как находящееся вне пределов бытия и являющееся производителем бытия, его причиной, поскольку бытие всегда имеет определенную границу, предел, форму, а Единое есть чистое и простое единство, исключающее всякую множественность. Единое — абсолют, который ни от чего не зависит, все же остальное бытие разлучается им с необходимостью (знаменитое учение об эманации). Это "развитие вспять" (по выражению В.В. Соколова, известного исследователя средневековой, возрожденческой и нововременной философии) — от более общего и совершенного к менее общему и совершенному с непрерывным умножением бытия (как и его деградацией). Позднее это учение станет основанием для мистического пантеизма, на котором будут основаны и многие ереси (таковыми они признавались потому, что, растворяя мир в Боге, они тем самым отрицали идею творения — креационизм, Бога как личность, а значит, и богопричастность исключительно человека).

Поскольку в древнегреческой философии понятие бытия и понятие совершенства связаны с принципом предела, постольку возникает убеждение о том, что бытие есть нечто благое.

Средневековое мышление подверглось влиянию как со стороны античной философии (прежде всего Платона, Аристотеля и неоплатоников), так и, конечно же, со стороны христианского откровения. В Ветхом и Новом Заветах совершеннейшее сущее (Бог) есть беспредельное всемогущество, а потому всякое ограничение и определенность воспринимаются как признак конечности и несовершенства.

В религиозной апологетике Средневековья "понятие" бытия также претерпело изменения. Начиналось оно с понятия "Единого", мыслимого как единый Бог, сообщающий всему существование и единство. Это Бог, о котором в Ветхом Завете сказано, что он есть "Сущий". Августин заявляет: "Величайшим бытием должно называться такое, которое всегда пребывает одинаковым образом, совершенно подобно самому себе, ни в одной своей части не может подвергаться тлению или изменению, не подвержено времени, не может сейчас быть иным, чем раньше, — именно это называется бытием в самом истинном смысле". Так библейское изречение было возведено в ранг метафизического принципа. У Августина бытие также является благом, поскольку Бог — единственное неизменяемое благо в иерархии совершенства.

Дальнейшая трансформация понятия бытия в средневековой философии породила одну идею, которая вновь возродится, конечно, в измененном виде, в экзистенциальной философии XX века. Это идея о тождестве бытия и сущности в Боге и нетождественности бытия и сущности в сотворенных вещах, в существовании (экзистенции).

Детально разработано учение о бытии в философии Фомы Ливийского. Он попытался синтезировать в нем учение Аристотеля и христианское откровение. Для него высшее начало — бытие, это первое из созданий. Свойство "быть существующим" приписывается как Богу, так и миру, но лишь по аналогии, поскольку Бог — само бытие, а мир только обладает бытием. В Боге совпадают бытие и сущность, все тварное наделено бытийной возможностью — "то, что может быть" (Цитаты даны по работе Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней"). Чем не материя и форма у Аристотеля. Однако у Аристотеля обе эти категории принадлежали каждой конкретной вещи. По Фоме, чтобы единичное бытие появилось, необходим особый акт наделения — существование, всегда исходящий от милостивого Бога. Так окончательно закрепляется дуализм Бога и мира. Иногда задаются вопросом, почему же христианство "не выбрало" для рационального осмысления своих догматов Платона с его Единым? Дело в том, что аристотелевские категории материи и формы и идея первого двигателя, соответственно преобразованные, как нельзя лучше "объясняли" идею креационизма, творения из ничего, наделения свойством "Быть". Обосновывая идею креационизма, Фома Аквинский также утверждал, что Бог не ограничивается актом творения мира из ничего, он и управляет миром, знает единичные вещи в каждый миг их существования. Единство и гармоническая упорядоченность мира также свидетельствуют об однократности (во времени, вернее до всякого времени) сотворения мира.

Если ортодоксальная схоластика, особенно томизм (учение Фомы Аквинского), отдавала предпочтение креационистской установке религиозного мировоззрения, то антисхоластически направленные философские системы отправлялись от догмата божественного всемогущества, в соответствии с которым Бог может создать любое единичное, поэтому мир потенциально бесконечен. Кроме того, сущность перестает быть условием бытия вещи, и тогда умопостигаемое бытие (сущность) совпадает с наличным, в опыте данным бытием. А это устраняет иерархичность структуры тварного мира, восстанавливает идею однородности Вселенной.

Уже упоминался мистический пантеизм, который устранял принципиальную границу между бытием и сущим, а значит, творцом и тварью, как ее понимала ортодоксальная христианская теология. Влияние платонизма обнаруживается в трактовке бытия у Николая Кузан-ского. Но его Единому ничто не противоположно, ибо оно есть все, в том числе и совпадение противоположностей. Эта идея очень важна для будущего понимания бытия как факта существования чего бы то ни было, единства мира, несмотря на все его многообразие.

Материалистический пантеизм также рассматривался в связи с развитием натурфилософии. Здесь Бог также утрачивает свое личностное-начало и "растворяется" в природе, поскольку является их ближайшей причиной ("Бог — в вещах").

Деизм, особенно материалистического толка, видит в Боге наиболее отдаленную причину. Для него Бог — источник первоначального движения, сам находящийся в вечном движении (английский философ Нового времени Т. Гоббс).

Дело в том, что к Новому времени снижается интерес к онтологическим проблемам, рушится идея религиозного креационизма, и на первый план философского исследования выдвигается познавательный процесс. За онтологией остается лишь формулировка самых общих вопросов: создание "первоматерии" и "первотолчка". Последнее связано с появлением категории субстанции — как объективной реально­сти. Онтологическая проблематика как бы отходит на второй план в русле натурфилософских тенденций больших классических систем.

Следует отметить в этом плане формулирование идеи бытия у Гегеля, поскольку она содержит в себе принципы диалектики, то есть развития. "Из становления возникает наличное бытие. Наличное бытие есть простое единство бытия и ничто". Но в природе (бытии) есть скачки, обусловленные не переходом одной величины в другую, а переходом "качественного в количественное и наоборот, иностановление, которое есть перерыв постепенного и качественно иное по сравнению с предшествующим существованием".

Таким образом, проблема бытия остается значимой для философского мышления, меняются лишь подходы к ней. Часть философов считала, что необходимо "пустые" построения мышления о бытии заменить позитивным содержанием наук; другие же пытались перевести онтологию на язык этико-антропологической проблематики (отмечает в своем исследовании "Категория бытия в классической западноевропейской философии" А.Л. Доброхотов).

Особенное значение проблема бытия вновь обрела в неклассический период развития философии. В том или ином варианте, но теперь рассматривается идея противопоставления "истинного" и "неистинного" бытия. Так, B.C. Соловьев пишет: "Истинному бытию, или всееди-ной идее, противополагается в нашем мире вещественное бытие — то самое, что подавляет своим бессмысленным упорством и нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу". (Это вещественное бытие всегда находится в состоянии распада: каждый последующий момент в бытии вытесняет предыдущий, поэтому все новое происходит за счет прежнего и в ущерб ему. "Сделать внешнюю среду сообразной внутреннему всеединству идеи — вот задача мирового процесса" (B.C. Соловьев "Смысл любви").

Таким образом, проблема бытия начинает трактоваться как проблема разорванности сущности и существования, причем сущность, как правило, объявляется благом, совершенством, а существованию даются отрицательные характеристики. Это соответствует общему ощущению состояния кризиса, а также объясняется выдвижением на первый план в философском осмыслении антропологической проблематики (в том числе и проблемы ценностей). Речь будет вестись прежде всего об экзистенциализме (философии существования). Как заявлял НА. Вертев: "Экзистенциальное суждение не есть только суждение о сущест-вУющем, но и суждение существующего". "Существование человека есть его пребывание в себе, в подлинном мире, а не в выброшенное в Мир биологический и социальный". "Философия существования есть Философия судьбы, философия внутренне индивидуального и конкретно-универсального, но не общего, объективированного (то есть противопоставленного субъекту. — Е.Е.), не предметного и вещного". Поэтому "проблема времени есть основная проблема человеческого существования". "Двойственность времени, его двойственный смысл для человеческого существования связан с тем, что время есть результат творчества нового, небывшего и вместе с тем оно есть продукт разрыва, утери целостности, забота и страх". "Онтологически нет прошлого, как и нет будущего, а есть лишь вечно творимое настоящее" (Н. А. Бердяев. "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения").

Таким образом, экзистенциальная философия возникла как протест философов XX века против представлений классической онтологии о самостоятельности бытия мира и зависимости человека от него, что порождало взгляд на человека как "предмет" в вещном мире. Вызывали протест и гносеологические приоритеты позитивизма, как будто бы смысл всей жизни человека состоит лишь в познании.

Основой экзистенциальной онтологии является человеческое бытие, единственно способное "вопрошать" о самом себе и бытии вообще (М. Хайдеггер), осуществлять индивидуальный выбор "бытия", нести ответственность перед собой и миром в поисках собственного "Я" (Ж.-П. Сартр). Итак, изначально существует бытие как понимание того, что "есть я сам" (как факт существования). Затем начинается рассмотрение моего бытия в мире. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру значение и смысл, взаимодействуя с миром. Таким образом, в онтологии экзистенциализма переплетаются характеристики бытия, действия, сознания, эмоций, социально-исторические характеристики. Но важнее подчеркнуть ее достижения: связывание учения о бытии с человеческим действием, создание учения о бытии человека, о сферах бытия, о социальном бытии. В этом плане (на уровне постановки проблем) экзистенциализм близок марксизму.

Таким образом, бытие как интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным только обогащенное содержательным рассмотрением других философских категорий, образующих целостную систему философских понятий.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!