Что я могу знать о философии и зачем мне это знание



Е.Е.Ермакова

ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНИК

Утверждено Министерством общего

и профессионального образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по техническим специальностям

 

Рецензенты:

кафедра философии и культурологии Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) (заведующий кафедрой д-р филос. наук, проф. В.А. Щербинин); д-р филос. наук, проф. П.В. Алексеев (Мос­ковский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Ермакова Е. Е.Е72  Философия: Учеб. для техн. вузов.— М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999.— 272 с.

ISBN5-06-003437-2 (Издательство «Высшая школа») ISBN5-76950386-6 (Издательский центр «Академия»)

В книге раскрывается специфика философии как теоретического знания, дается представление о ее предмете, методах, целях и задачах, базовых понятиях, категориях и течениях. Прослеживая логику становления проблемного и исторического философского знания, его постепенного усложнения и обогащения, автор вовлекает читателя в круг мировоззренческих раздумий, в специфический мир философской проблематики.

Изложение учебного материала дополняется тематикой семинарских занятий, докладов и контрольных работ, списками литературы по каждой теме, вопросами к экзаменам и глоссарием.

Предназначается для студентов технических вузов, студентов естественно­научных специальностей университетов и педагогических институтов. Может использоваться учащимися колледжей и техникумов.

УДК1 ББК87

ISBN 5-06-003437-2              © Издательство «Высшая школа», 1999

ISBN 5-76950386-6

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.

Содержание.

ОТ АВТОРА.. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 5

Глава I ФИЛОСОФИЯ КАК ОНА ЕСТЬ.. 15

§ 1. Рациональность как способ мировидения. 15

§ 2. "Есть некоторые, именуемые философами..." (о предмете философии) 24

§ 3. Философия как мета-физика. 29

§ 4. Философия как мета-наука. 40

§ 5. Мета-философия. 44

§ 6. Способы и методы философствования. 56

Глава II. ФИЛОСОФИЯ О МИРОУСТРОЙСТВЕ, ИЛИ ОНТОЛОГИЯ.. 65

§ 1. Картина мира, ее типы и принципы формирования. 65

§ 2. Категория бытия. Варианты понимания ее содержания. 72

§ 3. Проблема реального существования общего и единичного, или что лежит в основе мира как целого и как объяснить разнообразие его проявлений.. 77

§ 4. Понятие субстанции как основы мироздания. Философская категория материи. Материя и дух. 81

§ 5. "Как возникают все вещи...". 87

§ 6. Учение о диалектике как принципе развития. 94

§ 7. "Однажды все станет лучше -— вот наша надежда".Есть ли альтернатива прогрессу?. 99

Глава III. ГНОСЕОЛОГИЯ, ИЛИ ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ МИРА И МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.. 106

§ 1. "Что я могу знать?". 106

§ 2. Как я могу познавать? Инструменты познания. 111

§ 3. Что дает мне уверенность, что достигнутое знание — истинно. 116

§4. Типы рациональности. Рациональность научного знания. 119

§ 5. Специфика социального познания. 125

Глава IV. "НОВОЕ ПОПРИЩЕ ФИЛОСОФИИ", ИЛИ "НАУКА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ" (ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ). 131

§ 1. "Человек — мера всех вещей". 131

§ 2. Бог и человек.. 137

§ 3. Гуманизм как оформившееся философское течение. Антропологический принцип в философии.. 142

§ 4. Природное, социальное, духовное как факторы развития человека. 150

§ 5. Сущность и существование человека. Смысл жизни как интегральная характеристика человеческого бытия. 156

Глава V. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. 164

§ 1. Философия истории.. 164

§ 2. Человеческое общество: принципы устройства и наилучшей организации. 172

§ 3. Многообразие форм социального опыта. Культура и цивилизация. 178

§ 4. Философский смысл понятия "всемирная история". Проблемы и противоречия глобального развития. 188

§ 5. Запад, Восток, Россия в диалоге культур и цивилизаций. 193

Глава VI ФИЛОСОФИЯ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ... 199

§ 1. Ветвление "философского древа" и возникновение философских наук.. 199

§ 2. Пересмотр классической модели философии. Каковы задачи философской рефлексии сегодня?. 206

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 213

Философская культура личности. Философия и профессионализм.. 213

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 218

ГЛОССАРИЙ.. 219

ОТ АВТОРА

Работа над учебником явилась и неожиданностью, и осуществлением подспудно зреющего желания "проговорить" от начала до конца то, что сформулировалось в процессе обучения, а затем чтения лекций, в научной работе и в общении с коллегами.

Сложно и ответственно писать такого рода учебники, поскольку философия предстает в них не только как совокупный мыслительный опыт человечества, но и как знание некоей личности, в котором отражаются все плюсы и минусы ее бытия и образованности. Но вдохновляет то, что учить философии это прежде всего разговаривать о ней в поисках истины.

Именно поэтому, прежде чем принести в редакцию план-проспект учебника, автор вспоминал годы обучения на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и своих учителей. Помнится разное. И слова А. С. Богомолова о том, что он начинает нам читать предмет "История философии", этот "кошмар", который будет преследовать нас все годы обучения. Мы тогда и не подозревали, что он нас будет "преследовать" всю жизнь, поскольку в конце концов мы будем не просто его изучать, а примерять к себе, очаровываться и впадать в пессимизм, искать ответы и сталкиваться с, казалось бы, неразрешимыми проблемами.

Лекции и семинары по диалектическому материализму у нас вел П.В. Алексеев. Не было предмета, к которому автор готовился столь старательно и столь часто ощущал свою беспомощность, так как еще не понимал всю трудность сформулировать ответ на вопрос семинара и подкрепить его историко-философским, научным материалом и сделать собственные выводы, получить удовлетворение от работы и возможность "пообщаться" с преподавателем в диалоге. Только на последней студенческой лекции на 5-м курсе, посвященной актуальным проблемам философии, которую читал A.B. Панин, нам вдруг "открылась бездна звезд полна" и мы, завороженные открытием, сопричастностью к "сотворению" мира, зааплодировали, как хлопает ребенок в порыве ощущения счастья, полноты бытия. Это ощущение сохранялось до начала самостоятельной научной работы. Ему на смену пришло осознание глубины проблем и боязнь несоответствия им, невыразимость ощущений и страх их оценки, если они все-таки находили выражение. Поражаешься, сколько же нужно было человеческого терпения научным руководителям (я работала под научным руководством доктора философских наук, профессора И.П. Яблокова), чтобы поддерживать познавательный огонек в аспирантах.

Общение с коллегами по работе, в частности в Российской академии труда и занятости, помогло структурировать проблематику того философского знания, которое будет изложено в учебнике.

Памятуя о сложности овладения и объемности историко-философского материала, не сопровождающегося четким знанием понятийно-категориального аппарата и умением применять его к анализу философских воззрений и систем, автор предпринял попытку изложения общефилософской проблематики, опираясь на процесс формирования проблемы как таковой, и рассмотрения вариантов ее решения. Осознание значимости межличностного общения для научения философствованию (это и лекции A.A. Старченко по логике, и красота логических и математических фигур рассуждений В. Бочарова, и открытость мышления И.А. Гобозова, и очарование эрудиции B.C. Вазюлина, В.В. Соколова, А.Ф. Зотова, и умение научить размышлять прежде, чем оценивать, Г.Я. Стрельцовой, эрудиция Д.М. Угриновича, К.И. Никонова, М.А. Поповой, З.А. Та-журизиной, Е.В. Боголюбовой) выразилось в стремлении приблизить учеб­ник к жанру "беседы".

Что получилось судить читателям. Но я благодарна редакции издательства "Высшая школа", поверившей в силы автора и приложившей немало усилий для публикации, а руководству Академии, где работает автор, за предоставленное время для написания.

"Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души".

(Эпикур, древнегреческий философ, "Письмо к Менекею")


ВВЕДЕНИЕ

Что я могу знать о философии и зачем мне это знание

Философия в духовной жизни общества и человека. Истоки возникновения философии. Проблемное поле философии. Функции философии.

"Философия есть система философских знаний или рациональных знаний из понятий. Таково школьное понятие этой науки. По мировому же понятию она есть наука о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, то есть абсолютную ценность. ...Чему служит философствование и его конечная цель —сама философия? ...Философия имеет в виду в смысле ...ее мирового понятия — полезность.: ...Она есть, следовательно, учение о мудрости, законодательница разума, и постольку философ — не виртуоз ума, но законодатель," —-писал великий немецкий философ XIX века И. Кант в работе "Логика" Однако это понимание философии представлено в философской системе, получившей название класси­ческой. Но есть история философии, причем не как часть философского знания или дисциплина для изучения, а как процесс развития философии, ее саморазвертывания как сферы духовной жизни. Поэтому изучение истории философии, наверно, единственный способ постижения философией самой себя и человеком — философии.

Обращение к истории философии напрашивается само собой из сущности самого философского сознания, хотя и погруженного в злободневные мировоззренческие поиски и в решение насущных философских задач, но делающего это всегда через рефлексию, обращенную к самой себе.

Каждая философская система причастна к жизни своего времени и не может быть с неподвижной неизменностью навязана новому поколению.

Как писал немецкий философ конца XIX — начала XX века, последователь И. Канта, В. Виндельбанд: "Мы вправе видеть во все времена благороднейшую задачу философии в том, что в жизни она формирует самосознание развивающейся культурной жизни. ...Именно потому значение философских систем кроется в конечном счете не в преходящих формулах понятий, а в том содержании жизни, которое находит в них свое отражение", тем более что вопрос об отношении теории к жизни, о жизненной ценности теории, есть один из коренных вопросов самого этого развития.

Замечательный отечественный философ А. Ф. Лосев в работе "Философия. Мифология. Культура" отмечал, что "история философии относится к числу тех областей знания, из которых должна складываться теория познания. Ведь только с помощью истории философии люди смогли понять, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы освоения мыслью действительности, методологическая культура". По его мнению, важны "знания не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения (хотя это тоже весьма непросто. — Е.Е.) их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но воспроизведения в уме эволюции сознания, приведенной к его наличному состоянию и движению дальше, к новым высотам". Так воссоздается и исследуется становление, движение, развитие челове­ческого разума, восхождение его от низших ступеней к высшим, движущие фактора зарождения и развития, эволюции различных теоретических воззрений.

И становление философских знаний, и изучение их всегда внутреннее событие, поиск ответа на возникшую потребность понять, объяснить и поступить наилучшим образом в какой-либо жизненной ситуации, выработать стратегию на будущее. Собственно смысл общепринятого выражения "преподавание философии в вузе" состоит в ответе на вопрос как, при каких условиях возможна живая мысль и диалог сознаний.

Сознательное отношение к проблемам мировоззрения — необходимое условие формирования личности. В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас требуется нечто большее. Для понимания жизни во всей ее полноте и сложности требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также осознавать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Таким образом, мировоззрение является результатом духовного освоения людьми реальности, причем это не "взгляд со стороны", а понимание глубинных взаимоотношений мироздания с его "разумной частью" —активно действующим человеком. В этой внутренней работе появляется совокупность образов и представлений (связанных между собой в основном психологическими механизмами), система понятий и категорий (то есть разумно организованная).

Мировоззрение—это вместе с тем и жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательные, ценностные и поведенческие ори­ентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся в сложном единстве. Стремление к истине ведет нас к объективному постижению реального мира. Ценностное сознание воплощает в себе особое, субъективное отношение человека ко всему происходящему в соответствии с его целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Соотнесение, сочетание, синтез этих и других важнейших сторон, аспектов и уровней мировоззрения (чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения) — сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта.

Слова Ницше "переоценка всех ценностей" не случайно стали лозунгом наших дней. В радикальном преобразовании всех условий жизни действительно пришла в движение унаследованная система наших оценок, ввергая подчас нас в горнило сомнений и острейших споров между старыми и новыми представлениями о жизни. В этих условиях особенно остра потребность в мировоззренческих ориентирах, в философской рефлексии. Все это можно наблюдать в литературной и интеллектуальной жизни страны. Вместе с тем у этой потребности есть и своя специфика. От философии ожидают не то, что она давала раньше, — не теоретическую картину мира, созданную суммированием результатов отдельных наук. Наука, видимо, перестала быть нашим идолом, которому мы могли бы слепо вверить свое будущее. Мы ждем от философии ориентиров и ценностей вечных, способных возвышаться над временными интересами людей. Отношение способного к самосознанию и самоформированию индивида к философским системам в поисках оснований общезначимости и общеобязательности ценностей, возможности примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве стало нашей самой насущной культурно-философской проблемой.

В современном обществе, и с особой наглядностью это демонстрирует наша страна, речь идет не только о переоценке, но и об утрате Ценностей. Российский философ, социолог Н. Е. Покровский отмечает в своих исследованиях (см. работу "Проблема аномии в современном обществе") тот факт, что все стремительнее развивается недуг аномии — рассогласованности ценностного мира, смешения норм и идеалов, законного и незаконного, должного и сущего, что ведет к нарушению регуляции отношений в обществе и безответственности личности за свои социальные действия. XX век изобиловал событиями, периодически возрождающими "недоверие к истории", сомнения в прогрессе обостряли ощущение зыбкости социальной основы современной цивилизации и мощи колеблющих ее сил хаоса. Стремление выйти за кризисные социально-исторические и пространственно-временные рамки существования порождало поиски устойчивых общечеловеческих начал в жизни социального и природного космоса, вечных моделей личного и общественного поведения. Именно поэтому человечество постоянно мысленно "проходит" весь свой путь от истоков до наших дней, пытаясь вновь и вновь определить узловые моменты, найти "ошибки" и проверить истины на достоверность. Философия всегда в этом поиске.

Духовная жизнь общества — форма, сторона жизнедеятельности людей, их реального бытия и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством и удовлетворением духовных потребностей. В этом плане под философией понимают специфическую форму сознания, синтезирующую в наиболее общем виде и знания, и нравственность, и надежды (включая веру) людей, народов, всего человечества. Это теоретическое ядро мировоззрения, духовная квинтэссенция своей эпохи?? В то же время каждая великая философия несет в себе вечное содержание, передаваемое от эпохи к эпохе как душа культуры, как непреходящая ценность общечеловеческой цивилизации. В этом коренится изначальная двойственность философии: она исторически конкретна и всечеловечески общезначима. Такая двойственность делает философию внутренне кризисной. Не удивительно поэтому, что на переломных этапах истории философия и достигает вершин постижения мира, и оказывается в состоянии драматической разорванности с миром и с самой собою. На протяжении всей ее истории в философии отражались общие представления о действительности, о природной и социальной реальности, о месте и назначении человека в мире, о субъективном и объективном, о познавательной и преобразующей деятельности, о творчестве, свободе, счастье человека. В ней получали свое истолкование ценности и нормы человеческой деятельности, давалась их субординация и предлагались обоснования.

Философ имеет дело с различными проявлениями человеческой культуры. Они, как результат деятельности человека, всегда отображают, с одной стороны, универсальные характеристики действительности, а с другой — особенности самого человека и его деятельности. Задача философа и заключается в том, чтобы, осмысливая процессы и результаты культуры, построить целостное мировоззрение, методологию и аксиологию. Эти три аспекта философии тесно связаны друг с другом: мировоззрение отвечает на вопрос, что собой представляет действительность; методология призвана научить человека тому, как он должен действовать для достижения тех или иных целей; аксиология же обосновывает сам выбор целей.

Важнейшей функцией философии была и остается ее мировоззренческая функция. Каждый человек поставлен перед необходимостью вырабатывать свое мировоззрение, ибо заемное мировоззрение разрушается при первых же жизненных испытаниях. Но дофилософскому мировоззрению не свойственны сомнения; достоверность для него — очевидная реальность, доступная описанию в понятиях родовой жизни, философия принципиально отлична от дофилософского сознания.

Самым развитым понятием для выражения общего отношения философии к мировоззрению является понятие критики, как оно было определено И. Кантом (это вовсе не опровержение и не полемика, хотя и эти аспекты присутствуют): критика —это проверка каждой способности по ее собственной сущности: проверка знания на научность; нравственности на безусловную обязательность; веры (мы имеем в виду не только религиозную, а веру как "состояние души" вообще) на способность обнадеживать нравственного человека. Поэтому задача упорядочения мировоззрения не может быть решена раз и навсегда. Она должна обосновываться философией в каждую новую эпоху — вчера, сегодня и до конца дней. Поэтому для человека, стремящегося к удовлетворению мировоззренческих потребностей, вечно актуальны три критически ориентированных вопроса И. Канта: "что я могу знать?", "что я должен делать?", "на что я смею надеяться?". Если добавить еще один кантовский вопрос "что такое человек?", то получим проблемное поле философии в ее "всемирно-гражданском значении" — науку о "высшей максиме применения нашего разума", где "под максимой разумеется внутренний принцип выбора между различными целями" (И. Кант "Логика").

Таким образом, 'философские вопросы, в отличие от проблем классической науки, сложившейся на основе естествознания,— это вопросы не о природных или сотворенных человеком объектах, а об отношении к ним, не об окружающем меня объективном мире, а о мире человеческой жизнедеятельности.("История —не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека" (К. Маркс). Дея­тельность составляет основу человеческого существования. "Вторая природа" (предметный мир, созданный человеком), ее мыслительное отражение в различных формах, сам человек — все это практические результаты деятельности. Однако сознание в процессе деятельности не только отражает окружающее, но и творит "мыслительную реальность", субъективный мир человека, что проявляется наиболее ярко в целепо-лагании. Целеполагание —один из ведущих механизмов "производства" отношений между человеком и природой, человеком и обществом, между индивидами. Целеполагание — универсальный, творческий процесс, направленный на преодоление противоречий, согласование "всеобщего интереса" и частного, являющийся не только тактикой, но и стратегией человеческой жизни. Потому Л. Фейербах, немецкий философ-материалист (ввел и обосновал антропологический принцип, согласно которому понятие "человек" и является основной философской категорией, исходя из которой только и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении), считал, что, философствуя, человек реализует свою подлинную, родовую сущность, приближаясь тем самым к достойной жизни. А французский философ XVII века Р. Декарт, провозгласивший сомнение ведущим принципом философского познания, заявлял: "Мыслю — следовательно, существую".

Как часто в наше время мы слышим повторение строчек стихов Ф. И. Тютчева: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..." — и Р. Киплинга: "...Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут..." ("Баллада о Востоке и Западе").

Посмотрим, как изменится смысл сказанного, если мы приведем полностью строфы стихотворений обоих поэтов. У Ф. И. Тютчева: "Но нам сочувствие дается, как нам дается благодать", а у Р. Киплинга: "Но нет Востока, и Запада нет... если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает".

Те, кто приводят лишь первые строчки, безусловно, подтверждают свое мнение этими яркими поэтическими словами, но при этом утрачивают тот смысл, который вкладывали сами создатели цитируемых стихов. Так и при изучении философии прежде всего важно понять, почему люди философствовали и именно таким образом, но тогда уже и ваши мысли приобретут, во-первых, теоретический характер, а во-вторых, они станут вашим достоянием, сознанием. "Ведь мысль существует только в исполнении, как и всякое явление сознания, как и всякое духовное явление" (современный философ М.К. Мамардашвили в книге "Как я понимаю философию"). Тем самым философия предстает не только как изучаемая дисциплина, но и как область, открытая для творчества, область созидания собственного мировоззрения. Поэтому-то мы и попытались именно так представить общие философские проблемы.

Мы не зря так много места уделили объяснению, что же такое мировоззрение, мировоззренческая функция философии. Это крайне необходимо для понимания поворота мышления от персонифицирующей фантазии к понимающей рефлексии, от мифологического предания и веры к теоретическому знанию. Да, сознанию и на его первых этапах развития был свойствен синкретизм — слитность, многоосновность.

Как отмечают исследователи, здесь трудно отделить логические формы познания от эмоциональных, религиозные от этических и эстетических. Соответственно и исторически первым типом культуры был первобытный синкретизм, основывавшийся на мифологии, которая объединяла разные способы освоения мира: знания и умения, нормы, образцы, верования и ритуалы. Это было обусловлено особенностями первобытного сознания, известного главным образом по наблюдениям за народами, оставшимися и до настоящего времени на уровне неолита.

К этим чертам относятся: эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность и а- или дологичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм) мироздание, одушевлять его части (анимизм), невольная склонность природные явления уподоблять человеку (антропоморфизм), а отношения между явлениями—отношениям в социуме (социоморфизм), происхождение вещи и мира в целом сводить к поведенческим реакциям (этология) и творению (чаще всего — к порождению от существ, олицетворяющих то или иное явление природы — генетизм).

Мифологические образы это не образы реальных предметов, а символы первотворений, первопредметов, перводействий, которые и являются образцом для воспроизведения. К. Маркс подчеркивал, что "всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы при­роды в воображении и при помощи воображения". Моделирование оказывается специфической функцией мифа.

Но мифологическое моделирование — это субъективированный процесс, а познание предполагает владение истиной как объективным знанием. Такое знание зарождается при решении реальных практических задач, способствуя развитию мышления.

С изменением социальных условий и выделением индивида как "единицы" общества появляется и соответствующее личностное сознание о "моем мире", "о моем месте" в структуре социума. Но эти мудрецы — практические деятели, поэтому в центре их внимания — не умозрительные истины, а живая правда. И это уже переход от мифологического мироощущения к рефлексивному (от греч. reflexio — размышляю, оцениваю) миропониманию, хотя рефлексия здесь носит еще практический, скажем современным языком, этико-правовой характер. Появление теоретической рефлексии и знаменует появление философии. При этом философская рефлексия с момента своего зарождения не сводима ни к сугубо рациональному, ни к утилитарно-прагматическому познанию. Однако на протяжении всей истории именно в этих рамках шли и идут дискуссии о сущности философии, путях ее развитии, значимости для культуры. Весь послеклассический период (философия после Гегеля и Канта) означен поисками в том или другом направлении, за исключением некоторых философских воззрений, претендующих на классическую целостность философского знания. В частности, последнее может быть отнесено к марксизму. Но об этом разговор впереди.

Итак, в период своего возникновения, как отмечал известный отечественный историк философии А. С. Богомолов, "философия представляла собой разрешение противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающе-мировоззренческой установки Мифа (не основанной, однако, на реальном знании) и эмпирической, наблюдательной установки древней науки" (A.C. Богомолов, "Диалектический логос"), что формировало качественную особенность философии именно как формы познания. Весь сложный процесс возникновения философии определен в историко-философской науке И как движение "от Мифа к Логосу" ("логос" дословно переводится как слово или смысл, здесь же имеется в виду возникновение теоретического мышления).

У Плутарха, древнегреческого историка, ("О падении оракулов") мы находим свидетельство о существовании "физиков", то есть философов, которые в своих исследованиях не ссылаются на божественное начало, а ищут иные объяснения явлений: "Всякая существующая вещь, как говорят, имеет две причины возникновения, из которых древние теологи и поэты предпочли обращать внимание на одну, наиболее могущественную, которая сообщая обо всех вещах: "Зевс — начало, Зевс — середина, от Зевса все исходит", не рассматривала причины необходимые. Некие же новейшие и именуемые физиками высказывались в обратном смысле. Последние полагали причины вообще, отбрасывая прекрасные и божественные начала, в телах и телесных воздействиях толчков, и изменениях, и смешениях". Одним из первых греческих "мудрецов", расширившим компетенцию практической мудрости до умозрительного испытания природы, был Фалес. Здесь важно подчеркнуть именно умозрительность, то есть теоретичность и отвлеченность философского познания. Отвлеченность позволяла перейти от частного к общему, что в развитии мышления способствовало переходу от представлений, в которых больше чувственного, личностно-опытного восприятия, к понятиям и категориям — предельно общим, фундаментальным понятиям, отражающим наиболее существенные, закономерные связи реальной действительности и познания. «Тенетическими предпосылками» философии являются прежде всего такие два явления дофилософской духовной культуры, как эмпирическое знание и мифология. При этом миф по отношению к эмпирическому знанию выполняет роль метатеории (от греческого meta — после, то есть имеется в виду следующий, более высокий по обобщению, уровень познания реальности), которая устанавливает границы возможного познания, а знание в этих рамках приобретает доверие и практическую значимость.

Как отмечает А. В. Семушкин в работе "У истоков европейской рациональности", философия в отличие от научного знания не только познает свой объект, но и оценивает, "переживает" его с точки зрения социально-нормативных и личностно индивидуализированных критериев, которые непосредственно не следуют из логики познавательного процесса, а, наоборот, предшествуют ему. Эти мета-теоретическую и мировоззренческую функции философия по отношению к частно-научному знанию "заимствует" у мифологии, что вовсе не означает прихода на смену мифологическому философского мировоззрения. Как особая форма сознания философия связана с наукой опосредованно, их взаимодействие обусловлено нормами, ценностями и идеа­лами, принятыми и функционирующими в духовной жизни общества как отражение реальных социальных процессов.

И для современной науки возникновение философии — "открытая" проблема, одной из сторон которой является вопрос, что же считать философией, сохранилась ли она как культурное явление, вид знания, форма сознания и в чем же суть каждой из этих форм ее существования. Поэтому интерес к истории философии — ответ на злободневные мировоззренческие вопросы и единственно возможный путь постичь ее сущность и назначение.

Философия возникла в Древней Греции в конце VII —начале VI вв. до н. э., в Индии и Китае —в VI —V вв. до н. э.

В это время здесь сложились определенные социально-исторические условия и культурно-духовные предпосылки для данного цивилизаторски значимого события.

В этих регионах происходит переход к обществу, основанному на расслоении; закрепление определенных видов труда за отдельными социальными группами вело к повышению значимости индивида в жизни социума и вызывало необходимость установления различных общественных связей для организации совместной деятельности по достижению тех или иных целей.

Последнее обусловило возможность для определенной социальной группы или отдельной личности заниматься различными видами духовной деятельности профессионально. Культурно-духовным условиям и предпосылкам появления философии следует отнести развитие логических структур мышления; появление письменности; преодоление синкретизма первобытной культуры; появление различных ценностных форм сознания — религии, искусства, философии; преднаучного знания.

Синкретизм мифологического мышления содержал в себе и воз­можности развертывания различных форм общественного сознания. Так, религия для выражения своего мировоззренческого содержания "использует символическую сторону мифа; искусство оказывается свя­занным с аллегорией как одним из первых методов формирования художественного образа; философия развивает обобщение как способ формирования своего содержания.

Названные три формы общественного сознания роднит с мифологией и друг с другом то, что во всех них объектом отражения является "мир в целом"; в этих способах освоения действительности осуществляется креативная (от лат. creatio — сотворение) функция сознания, то есть, используя продуктивную способность воображения и такие логические операции, как обобщение, типизация и т.п., человек "удваивает" реальность и создает субъективный индивидуальный идеальный (в смысле отражения в сознании) мир; все три формы сознания имеют ценностную ориентацию, поскольку в них представлено "мое отношение" к миру и к месту человека в этом мире.

Устойчивость мифологического сознания как типа мировоззрения обусловлена, с одной стороны, противоречиями между сущностью и существованием человека и человечества, с другой стороны, духовными предпосылками: чувством неуверенности в будущем, разочарованием в идее прогресса, возможностях науки и т.п. Как отмечает известный исследователь Е.М. Мелетинский в работе "Поэтика мифа", "стремление выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки ради выявления этого общечеловеческого содержания" породило обращение к мифологии, которая "в силу своей исконной символич­ности оказалась... удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса".

Происходит и самостоятельное развитие эмпирического знания (начатки таких наук, как математики, астрономии, физики, медицины), вырастающего из непосредственного практического опыта людей, в котором выявленные элементарные и очевидные причинные связи начинают осознаваться в своей объективной значимости.

Философия во взаимодействии с преднаукой, являющейся совокупностью еще достаточно разрозненных знаний, проявляет свою амбивалентность (от лат ambo — оба и valentia — сила), то есть изначальное стремление ученого "выслушать и другую сторону", развить всесторонний анализ, который привел бы, насколько это возможно, к однозначной позиции при решении насущных задач или к истине в познании.

Что же общего и в чем особенности так называемой многими исследователями предфилософии Древнего Востока, Древней Индии и Древней Греции?

За исключением Древней Греции, философия в других регионах своего возникновения не получила классических форм выражения, под которыми понимается гармоничное соотношение мировоззренческого и рационально-систематического компонентов философии, ее связь с частнонаучным знанием и развитие внутри нее логического аппарата. Древневосточная предфилософия в Китае часто сливалась с обыденным нравственным сознанием, а в Индии — с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Стержнем древнекитайской философии является триада "знание — действие —нравственность". Знания необходимы для нравственного совершенствования и осуществления политической деятельности. Такое знание достигается за счет изучения добродетелей великих людей и правил поведения на всех ступенях сложной иерархии китайского общества. К правилам поведения относят и искусство управлять, и военное искусство. Даже религия, прежде всего, включалась в духовную жизнь общества именно как форма этических воззрений. Китайская предфилософия сохраняла тесную связь с мифологией и в содержании, и в методах, поэтому не была столь рационализирована и систематизирована, как европейская философия.

К наиболее известным формам философствования в Китае относятся даосизм, конфуцианство и буддизм.

Конфуцианство получило свое название по имени основателя школы — Конфуция. Эта теория сосредоточивает свое внимание на проблемах организации общественной жизни. Человек посредством воспитания должен научиться следовать своей судьбе, предначертанной Небом. Небо — высший гарант справедливости, и если человек правильно понял его веления, то он живет достойной жизнью, цель которой — формирование уважения и почтительности по отношению к окружающим, обществу, и тогда будет обеспечена упорядоченная жизнь в согласии, подчиненная закону и долгу. Основные ценности конфуцианства — человеколюбие, справедливость, мудрость (управления), сыновняя почтительность, отцовская любовь.

Здесь познание и деятельность человека не связаны с достижением истины, а продолжают традиционалистскую норму следования принятым некогда ценностям и образцам.

Даосизм (основатель — Лао-цзы, полулегендарная личность) более распространен как образ жизни, как правила постижения жизненной мудрости путем радикального отказа от суетного бытия. Поэтому, в противовес ценностям конфуцианства, главная добродетель — недеяние; мудрость состоит в том, чтобы предоставить всему идти своим естественным путем. Даосизм наиболее философичен, в нем есть и разработка онтологических (онтология —учение о бытии как таковом, о сущем) проблем. Дао — это и закон, и основа всего сущего, но оно не существует само по себе, а постоянно находится в глубине вещей. Разнообразие мира, в том числе и человек, порождены частицами, выделяемыми небом и землей, которые в свою очередь образовались из порожденных Дао частиц: отрицательных ("инь"), женских, и положительных ("ян"), мужских.

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Философическая часть этих воззрений, распространенных в Китае, призвана обосновать возможность для любого человека стать Буддой — совершенным. Мир вокруг, все его предметы — иллюзорны, так как меняются и проявляются в зависимости от нашего сознания.

Поэтому и страдания, и желания, и наслаждения также иллюзорны, являясь порождением нашего сознания.

Сознание — вечно, жизнь человека есть перерождение его души для избавления от волнений, страданий и, тем самым, достижения совершенства. Из этих положений делались выводы о таких философских вопросах, как соотношение сущности и явления, тождества и различия, относительности времени, которое содержит в каждом миге прошлое, настоящее и будущее. Но более всего места в учении буддизма отведено все же религиозным вопросам. Древнеиндийская философия в целом также представляет собой различные системы практической мудрости, давая человеку понимание природы добра и зла, картину вселенной, определяя смысл жизни. • Наиболее существенным в древнеиндийской онтологии было различе­ние истинного бытия и мира явлений. Это относится и к пониманию Двойственной природы человека, который должен освободиться от всего телесного, чтобы прекратить страдание и достичь блаженства.

Античная философия — первая исторически известная в Европе форма философии. В ее многообразных проявлениях уже имеются в зародыше, в становлении все позднейшие типы мировоззрений. Отличительной и наиболее привлекательной ее чертой для позднейших мыслителей и для нас с вами является целостность взгляда на мир. Древнегреческие философы еще не дошли до расчленяющего природное целое анализа. Природа рассматривается ими в единстве ее составляющих, во всеобщей связи явлений.

И хотя этот взгляд был результатом непосредственного созерцания как первой ступени в теории познания, он формулировал и закон гармонии (так называемый закон "золотого сечения", то есть целое относится к большей в нем части так, как большая часть к меньшей), благодаря которому и могло сохраняться это целое, несмотря на бесконечные различия возможных его проявлений.

Каждое сложное, многоплановое явление в соответствии со своей сущностью вступает во взаимоотношения с другими явлениями и, как необходимое и закономерно возникшее, соотносится с универсумом в целом. Эти взаимовлияния получили название функций. У философии в связи с ее основными ипостасями — мировоззрения и познания -выделяются две ведущие функции: мировоззренческая и методологическая, каждая из которых имеет свои производные. К мировоззренческим подфункциям относятся объяснительная, аксиологическая, воспитательная; к методологическим — систематизаторская, эвристи­ческая (предсказательная) и преобразовательная. Следует отметить, что разные исследователи выделяют и различные функции, подфункции, что не представляется принципиальным на данной стадии рассмотре­ния философских проблем, которые будут уточняться по мере раскрытия их содержания.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В., Панин A.B.Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

Алексеев П.В., Панин A.B.Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

Биневский A.A.Философия в истории ее идей и концепций.

1. Философия Востока: Учеб. пособие. Владивосток, 1997.

Блинников Л.В.Великие философы: Слов.-справ. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

Богомолов A.C.Диалектический логос. М., 1982.

Виндельбанд В.Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993.

Гильдебрандт Дитрих фон.Что такое философия? СПб., 1997

Кант И.Трактаты и письма. М., 1980.

Кессиди Ф.Х.От мифа к логосу. М., 1972.

Лосев А.Ф.Мифология. Философия. Культура М 1991

Мелетинский Е.М.Поэтика мифа. 2-е изд М 1995 Спиркин А.Г.Философия: Учебник М 1998 ^ Философия: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.,


 

Глава I ФИЛОСОФИЯ КАК ОНА ЕСТЬ

Специфика философской рефлексии. Философия как тип знания и основа мировоззрения. Основные этапы постижения сущности философии и формирование ее предмета. Средства и уровни освоения действительности. Исторические типы философии.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!