Эмпирический и теоретический уровни научного познания.



Эмпирический уровень познания – эмпирические исследования базируются на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. При эмпирических исследованиях используется средство для организации эмпирических наблюдений и экспериментов.

Методы:

1) Эксперимент

2) Наблюдение

3) Измерение

4) Сравнение

Теоретический уровень познания, по отношению к эмпирическому характеризуется повышением общности, отражением внутренних сущностных связей и закономерностей природы. Переход от эмпирического к теоретическому представляет восхождение от явлений к его сущности. В теоретических исследованиях отсутствуют средства практического взаимодействия с объектом. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно в мысленном эксперименте, но не в реальном.

Методы:

1) Абстрагирование

2) Идеализация

3) Моделирование

4) Формализация

5) Гипотоника Дедуктивный метод

 

Научная программа Аристотеля.

Аристотель был прежде всего систематизатор силлогичного знания. Он отец современного Европейского знания науки. Трудно назвать хоть одну отрасль науки, которая не находила бы начало у Аристотеля. Аристотель создал универсальную систему знаний, которое охватывает практически все области знания: логика; работа из области теории физики; то что после физики – метафизика (общие вопросы о бытие); практическая философия – этика, политика и т.д.; эстетика. Главная задача Аристотеля состояла в том чтобы избавиться от мифологизирования, от неоднозначности терминов. Путь на котором Аристотель пытался найти точные знания, это путь перехода от эмпирического к доказательному, т.е. ценность знаний зависит от степени его обобщенности. В этом смысле он выделяет:

1) Первую философию

2) Вторую философию, более конкретную науке

Физика – это важнейшее во второй философии. Это наука о телах находящихся в движении. Она открывает путь к метафизике. Метафизика достигает высшей степени абстракций. Ядром метафизики является логика – наука о доказательствах. Все это дает основание выделить аристотельский подход к познанию мира, как особую научную программу.

Программа Аристотеля основывается на достаточно простых и понятных соображениях здравого смысла. Человеческий опыт относительного мира не является чем то ложным. Опыт недостаточен и не всегда осознает то, чем располагает. Поэтому общая цель науки является установление истины, объективного знания. Субъективная цель не должны искажать правды вещей. Задача науки состоит не в том чтобы абстрагироваться от чувств, а в том чтобы с помощью суждений найти правильную интерпретацию того, что мы воспринимаем с помощью чувств. Научные знания есть знания наиболее достоверны , логически доказуемые и необходимые.

 

Схоластическая методология и ее критика.

Философия средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны значительную часть философии средневековья составляет теология (богословие), пытавшееся на основе сверхъестественного богодухновенного знания содержащегося в библии, других священных текстах обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертие души, т.е. иррациональный финал. Этот период называют патристикой. С другой стороны христианская философия опиралась и на возможности разума, разрабатывала нетрадиционные для рабочей философии проблемы - схоластика.

Патристика- совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8веков (так называемых святых отцов церкви - Филон Александрийский, Ориген Александрийский), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учений Иисуса Христа и философском учении Платона.

Второй период в истории средневековой философии начинается с 9 века и ее развитие продолжается до конца 15 столетия, обычно называется схоластикой (Абеляр, Фома Аквинский, Альберт Великий и др.).Вопросы вероучения в этот период подвергаются рациональному обсуждению, путем анализа текста, рассмотрение аргументов "за" и "против", в ходе которого находится разумное разрешение неясных спорных вопросов.

Метод схоластической философии был предопределен еще в ее исходных посылах. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том чтобы изложить и доказать эту истину по средствам разума т.е. философии. Из этого вытекает 3 цели:

1) С помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека;

2) Придать религиозной идеологической истине систематическую форму при помощи философских методов;

3) используя философские аргументы исключить критику святых истин. Все это не что иное как схоластический метод в широком смысле слова.

В узком смысле слова схоластический метод состоит формально логической операции вывода из противоположных тезисов "за и против", путем выявления различий выводится заключение, которое служит для того, чтобы эту схоластическую диалектику использовать для поддержания христианства.

14 век - это время поздней схоластики. Кризис схоластики связан с отказом от ее основной идеи - союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!