Концепция исторической динамики Томаса Куна.



Кун вел философию науки, понятие научная парадигма, сообщество, нормальная наука, научная революция. Его основная работа – структура научной революции. Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов: нормальной науки и научной революции. Главное по Куну, что научное сообщество, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки. Парадигма обладает двумя свойствами:

1) Приняты научным сообществом, как основа для дальнейшей работы.

2) Содержит переменные вопросы, т.е. простор для исследователей.

Наука в культуре о современной цивилизации.

Наука является культурно-историческим феноменом. Она возникла в контексте исторического развития цивилизации и культуры на определенной стадии.

В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости существовало множество цивилизаций – конкретных видов общества, каждая из которых имела свою самобытную историю. А. Тойнби (историк) выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут быть разделены на два больших класса, соответственно типам цивилизационного развития – на традиционные и техногенные цивилизации. Различие традиционной и технической цивилизаций носит радикальный характер. Традиционное общество характеризуется замедленными темпами социальных изменений. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставив одни и те же структуры отечественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средств и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Соответственно в культуре этих обществ, приоритет отдается традициям, образцам и нормам аккумулирующих опыт предков канонизированный стилем мышления.

Техногенная цивилизация началась за долго до компьютеров и дана за долго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, особое понимание человека в средневековье и эпоха Ренессанса (возрождение). С этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начала развитие в 17 веке. Техногенная цивилизация существует более 300 лет, но она оказалась весьма динамичной, подвижной и очень агрессивной; она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционное общество их культуру – это мы видим повсеместно и сегодня этот процесс идет по всему миру. Человек понимает как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направлена на преобразование внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе. Техногенная цивилизация в своем бытии определена как общество, постоянно изменяющая свои основания. Поэтому ее в культуре активно поддерживают и ценят, постоянная генерация новых образцов идей и концепций.

 

Возникновение и основные этапы развития науки.

Наука являясь своеобразной формой духовного производства не может быть представлена как нечто раз и навсегда данная, неизменная. Она имеет свою историю, т.е. прошлое, настоящее и будущее.

В истории науки выделено 2 стадии возникновения и стадию общественной науки. В свою очередь стадия возникновения науки включает в себя период до науки и преднауки.

Донаучные знания в мире отражены в мифологии, характерной особенностью донаучной мифологии представления к миру является отсутствие представления реального и нереального, объективного и субъективного, подлинного и мифного – в нем все едино, слитно.

Следующий этап развития донаучного знания определяется как период от логоса к преднауке. Наиболее ярко этот процесс проявил себя в древневосточной цивилизации – Египет, Индия, Китай и т.д. В целом эта стадия в истории науки определяется как переходной период от донаучного к научном познанию. Его характеризуют следующие черты: знания в этот период возникали путем обобщения непосредственно практического опыта, не имели дедуктивного доказательства и имели цели практического применения, т.е. носили рецептурный характер. Дальневосточная наука небыла рациональной, знаниями владели жрецы, представители демократии, власти. Их мнения принимались истиной. Несмотря на огромные успехи в дальневосточной мысли, знания науки в целом не имели систематического характера, древние не владели приемами доказательства.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Колыбелью становления теоретической науки считается Античная Греция. Отличительные черты этого периода:

А) в отличии от востока, где знание имели рецептурный характер, в античной культуре начала развиваться наука “доказывающая” теории, аксиома.

Б) в Античной сложился иной способ построения знания – абстрагирование знания, что обеспечило предсказание результата

В) идеальные объекты погружаются в особую сеть отношений, структуру, которая заимствует из другой области знания. Соединение исходных идеальных объектов “с новой сеткой отношений” новые знания, которые отражают неизученную деятельность.

Специфические особенности средневековой науки.

Заимствуя из античности идею, согласно которой подлинное знание – это знание всеобще доказательства, доступна всем. Средневековые схоласты доказали, что такими знаниями может обладать лишь творец, следовательно познавать следует от слова Божьего передано человеку, выступающий орудием постижения мира, так сложился революционизм (откровение).

Новоевропейские культуры и становление опытной науки.

Предпосылки восстановления опытной науки историки находят в ряде факторов экономического и общекультурного характера, сложившийся в Европе в 14-15 вв. К ним относят разложение феодальных отношений, сопровождающийся обменом товаров, переход к денежному обмену, что способствовало к накоплению капитала и постепенного перехода к капиталистическим отношениям.

У истоков становления опытной экспериментальной науки стоят Коперник и Галилея. Коперник опираясь на астрономические наблюдения, расчеты сделал открытие о первой научной революции в естествознание – это гелиоцентрическая система. Галилео Галилея считают основателем опытного изучения природы, но при этом он сумел соединить эксперимент с математическим описанием, поставив перед собой цель, что природа живет по определенным математическим законам. Он проводит эксперименты с помощью различных приборов. Галилей не просто проводил опыт, но и производил их мысленный анализ, при котором они получили логическую интерпретацию. Этот прием во многом способствовал возможности не только объяснять, но и предсказывать явления.

Главное достижение научных изысканий Ньютона – механическая картина мира (мат начало натуральной философии). Она содержит следующие положения:

А) утверждение о том, что весь мир вселенной есть совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в пространстве и времени связанных между собой силами тяготения передающиеся от тела к телу через пустоту.

Б) все события жестко предопределены и подчинены законам классической механики

В) сутью данной картины мира является синтез научных знаний и законов механики, который сводил всё разнообразие явлений и пределов механическим.

Революция естествознания начала 19 конца 20 вв и становление некласической науки.

Конец 19 начало 20 вв ознаменованы целым каскадом научных открытий, который совершили подрыв механистичной концепции Ньютона. Открытие элементарной частицы электрона, положительной частицы ядра внутри атома. Таким образом к концу 19 столетия завершился период формирования классического типа научного знания в финале которого значит достижение.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 682; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!