Я-концепция как интерпретация опыта



У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но интерпретацию индивидуального опыта.

Мы часто полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в группе какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действии может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, вожатый хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой».

Неважно, насколько позитивным будет выглядеть действие вожатого в глазах других детей, насколько сам вожатый будет вкладывать в него искренние благие намерения - ребенок может отреагировать отрицательно. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Я-концепция как совокупность ожиданий

Я-концепции определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком». Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию, обычно сомневаются в своей Ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества».

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Феноменалистический подход

Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Именно это является задачей психотерапии: она не снимает проблему, по позволяет человеку, испытывающему психологические затруднения, взглянуть на себя по-новому и более эффективно справиться с ситуацией.

Центральным понятием феноменалистического подхода является восприятие, то есть процессы отбора, организации и интерпретации воспринимаемых явлений, приводящие к возникновению у индивида целостной картины психологического окружения. Поведение человека можно понять, лишь встав на его точку зрения. Поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. Восприятие, разумеется, отличается от того, что физически существует вовне. Тем не менее то, что человек воспринимает, является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе категорий, заданных наблюдателем.

Ваше восприятие действительности будет сильно различаться в зависимости от того, какого вы мнения о себе как о вожатом.

Появление негативного самовосприятия способствует тому, что последующее поведение индивида подтверждает его неполноценность в собственных глазах. Это явление известно под названием «самореализующееся пророчество». Оно хорошо срабатывает и в случае позитивной установки на себя: в результате подтверждающих ее данных формируется благоприятная Я-концепция.

Феноменалистическое направление в психологии стимулировало разработку Роджерсом особого подхода в психотерапии, получившего название «терапия, центрированная на клиенте».

Основные положения теории Роджерса выглядят следующим образом:

1. Человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

2. Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.

3. Я-концепция - это система самовосприятий. Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида.

4. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих.

5. Потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интерналнзации позитивного отношения к себе со стороны других.

6. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации.

7. Человеческий организм представляет собой единое целое, которое имеет тенденцию к самоактуализации.

8. Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу Целого.

9. В качестве первопричины личностных нарушений выступает конфликт между Я-концепцией и непосредственным, «организмическим» опытом индивида.

Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции. Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих Я-концепции, индивид использует один из двух защитных механизмов - искажение или отрицание. Первое используется для того, чтобы изменить личностную значимость переживания; второе как бы устраняет сам факт наличия переживания. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придает отягощенный прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей Я-концепции.

Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к Я-концепции, возникает дезадаптация. Главный источник дезадаптации заключается в потенциальном конфликте между установками личностного Я и непосредственным опытом индивида. Например, внутренний конфликт возникает у человека в том случае, если его Я-концепция сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Я-концепция этого человека не может смириться с мыслью о том, что он способен испытывать ненависть.

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры (рис.1). На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности.

Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Идеальное Я связано с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!