Н АМ АЗ — САМОЕ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Н а м а з — эт о всеобъе млющ а я моли тва , т о ест ь поклонение , которо е соединяе т в себ е кратко вс е богослуж ени я и зикры.
Смы с л нама з а закл ю чаетс я в восхвалении слова м и С убхан Аллах (« А лла х превы ш е все х недостат ков ) С вятост и Господа , прославлении Е г о Кра соты слова м и ал-Хамду ли-Ллах («хвала А ллаху» ) и почитании Е г о С овер ш енств а слова м и Аллаху акбар
«Аллах, В елик») .
Господ ь на ш — О бладател ь беспредельног о В еличия , В сев ышний , не т Ем у н и сравнения , н и по добия . Тасбйх ( прославление С вятост и Бо г а слова м и
С убхан Аллах — «Аллах, превы ш е все х недостатков» )
говорит о то м , чт о О н ли ш е н всяки х недостатков и
И З ЪЯНОВ .
Он , ка к н и взглянуть , И деале н и С овер ш енен . Т а 'зим ( прославление В еличи я Бо г а слова м и Аллаху акбар ил и С убханарабби ал- 'Азйм — « С вя т Господ ь мой , В еличественн ый » ) свидетельствуе т о Е г о Ве личи и и Во зв ыш енности .
37
О н й в в ы с ш е й степени П рекрасен, и вс е велико лепи е — проявлени е Е г о бесконечног о совер ш енс тва. Значит , м ы дол жн ы прославлят ь Е го , восхвалят ь Е го , демонстрироват ь сво ю благодарност ь Ему.
Такбйр ( прославлени е В еличи я Бо г а слова м и Аллаху акбар), пгасбйх ( прославление С вятост и Бо г а слова м и С убхан Аллах ил и им подобными ) и хамд (в осхваление Бо га ) всегда встреча ю тс я в нама зе . М ы начинае м нама з с такбира, то ест ь с о сло в « А лла х В елик» , и посл е ка ж до й обязательной част и м ы пов торяе м это . П осл е этог о м ы начинае м прославлят ь Е г о С вятость , произнос я молитв у С убханака..., и в о вре м я зе мны х поклоно в м ы прославляе м достоинс тв о Господ а п о тр и раз а восхваля я Е г о С вятость . В начал е Ал-Ф атихи, котору ю м ы читае м в о вре м я ка ж дог о рак'ата, ест ь хвал а А ллах у В става я посл е поясног о поклона , м ы снов а восхваляе м Е го .
|
|
Н а м а з — эт о моли тва , н е з на ющ а я равн ы х себе , укра ш енна я цветами тасбйха, такбйра и тахмйда и осве щ енна я разноцветн ым и духовн ым и лучами .
К ром е того, ка ж до е дви ж ени е нама з а несе т сво й отдельн ы й с мы сл . С тоят ь с мирно , собра в руки , — в ы ра ж ени е ува ж ения . П оясно й покло н снов а говорит о почтительности. П аст ь н а колени — показател ь немо щ нос т и пере д Е г о величественно й С у щ нос ть ю . П реклонит ь голову в сужуде — вер ш ин а принесения ,
с л ю бовь ю и ува ж ение м , всег о в ж ертву рад и А ллаха. Земно й покло н означает : «Господ ь мой , Т ы да л мн е м атериальн ы е и духовн ы е блага , я вс е в ы стла л и х
|
|
3 8
н а пут ь к Тебе, Тебе прине с в ж ертву, ввери л себ я
Тебе» .
Н а м а з одновременн о вбирае т в себ я вс е поз ы поклонений , котор ы е совер ш а ю т таки е создания , ка к растения , звер и и ангел ы . П отом у чт о част ь и з ни х всегд а склонен а ниц , друга я всегд а нахо дитс я в поясно м поклон е и неко тор ы е всегда стоят прямо . К ром е того , неко тор ы е ангел ы помина ю т А ллах а тахлйлем ( произнесение м ла илаха 'ил- ла-.глах — « Н е т Бо га , кром е А ллаха») , неко тор ы е тасбйхом (С убхан Аллах — « А лла х превы ш е все х недос татков») , неко тор ы е тахмйдом (ал-Хамду ли-Ллах — «хвал а А ллаху» ) и неко тор ы е такбйром (Аллах у акбар — « А лла х В елик») . Н а м а з в м е щ ае т в себ я ка к и х позы, та к и и х моли тв ы .
В нама з е ест ь ду ш а и су щ нос т ь таки х богослуже ний, как пост , закят и хаджж. О то м , чт о в нама з е не едят и не пьют, напоминае т пост , а. хаджж напомина ет обра щ ени е в сторону киблы. Н а м а з одновременно являетс я занятом на ш ег о тела .
|
|
Е сл и ж е нама з совер ш аетс я недобросовест но , есл и о н восприни м аетс я ка к об ы чно е действ о и привычка , тогд а глубоки е тай ны , закл ю ченн ы е в нем. н е постигаю тс я и н е чувствуетс я величи е этог о слу ж ения .
С этой точк и зре ни я необходимо понят ь вс е ис ти н ы нама за , истинн о совер ш ат ь его и доводит ь д о идеальног о состояния .
39
Н А М А З — ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК МУСУЛЬМАН
С а мы й ярки й призна к м усуль м анина — нама з . С ам ая больш ая истина в этом мир е — вера, посл е ве ры — намаз. Н ам аз в то ж е врем я самы й яркий призна к веры , которая сам а по себе невидима на ш и м глазом.
Ра зв е П роро к , сказав : « Н а м а з — эт о действие , которо е стоит м е ж д у нам и и им и ( безбо жни кам и и лицемерами) . Тот, кто его покинет , попаде т в разря д неверных » (Т ирмизи , 2623 ) — н е объясняе т эт у правду ?
С лучай из жизни
Русска я деву ш к а Н аталь я пол ю бил а ю но ш у- м усуль м анина . Он и поженились , и Н ата ль я сознательно , бе з принуждени я принял а И сла м . К онечно , ка к праведна я м усуль м анка , изуча я И сла м , в ы учил а моли тв ы и начал а совер ш ат ь нама з . П р и это м он а обратил а вни м ани е н а своег о м у ж а — а о н нама з и н е совер ш ает , и н е собирается . О дна ж д ы он а в огорчени и упрекнул а его : «Что т ы з а мусуль
|
|
м анин ? Я н е ви ж у , чтоб ы т ы хот ь ра з совер ш и л нама з . Т ы н е посе щ ае ш ь н и м ечети , н и церкви . М о ж ет , т ы неверу ющ ий? »
И , к со ж алени ю , случа й этот нередкий . И в са мо м деле , множ еств о л ю дей , приняв ш и х И сла м , жи ву т
4 0
религией, совер ш а ю т нама з усердне е те х л ю дей , ко тор ы е о т ро ж дени я м усуль м ане . Значит , м ы дол жн ы х юм ни ться , прийт и в себя .
П отому чт о нельз я вообразит ь м усуль м анин а бе з за м аза . Н асколько содер ж ательны следу ющ и е слов а одног о из великих учен ы х и праведников , Х асана Ба гри: «Е сли б вам довелос ь увидет ь сподви жнико в М у- хамм ада подумал и б ы , чт о он и безумн ы е . Е сл и б ы
« н и вас увидели, т о сказали б ы , чт о в ы неверные» .
Д а . сколько ест ь л ю дей , испытыва ющ и х чувств о гордост и з а то , чт о он и явля ю тс я м усуль м ана ми , неспособных да ж е н а ми г подумат ь обратное , н о ш тор ы е н е проявля ю т никаког о интерес а к нама зу — столпу религи и — и не показыва ю т дол жн ог о дриле ж ания . М усуль м анин , удостоенн ы й чест и де
р ж аться И сла м а , счита ющ и й са мы м стра ш ны м дл я себя потер ю И сла м а , н е дол ж е н представлят ь сво ю жи зн ь бе з нама за .
О ТКАЗ от НАМАЗА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ к МНОГОБОЖИЮ И БЕЗБОЖИЮ
Н а м а з — покорност ь А ллаху, повиновени е Ем у пребывание в Е го присутствии, мол ьб а к Н ему, доверительн ы й расска з Ем у о свои х нужда х и забо тах . Н а м а з увеличивае т л ю бовь , преданност ь и веру
человека в А ллах а
О тказ ы ватьс я о т нама з а — з начи т противитьс я
Его воле, отдаляться от Н его, поворачиватьс я к Н е м у
41
спиной , отстранятьс я о т Н его . Е сл и н е совер ш ат ь нама з , вер а человек а ослабевает , у м ень ш аетс я ре лигиозность , исчезае т за щ ит а о т грехов и соблазно в в ду ш е .
П отом у чт о внутр и ка ж дог о грех а ест ь путь , веду щ и й к богохульству и безбо жию . Ч еловек , со вер ш ив ш и й грех , ка к только вспо мни т о нака за ни и з а сво й проступок , приходи т в расстройство . Е г о м учае т совесть . О н м ечтает , чтоб ы н е вер ш илос ь
на д ни м нака за ние , н е б ы л о расчет а и суда. Д аль ш е боль ш е , и ег о начинае т беспокоит ь да ж е сущ ество вание ангелов и А ллаха . Таким образом ка ж д ы й грех приближае т человек а к безбо жию . Вы хо д — немед ленн о моли т ь Бо г а о про щ ени и и , ввери в себ я Ему, усердно совер ш ат ь нама з .
Н а ш П роро к , чтоб ы указат ь н а опасность , к которо й мож е т прийт и человек , н е совер ш а ющ и й нама з , сказал :
Между человеком и безбожием стоит отказ от намаза. ( М усли м , « В ера» : 134)
Э то т хади с указ ы вае т н а огромну ю опасност ь и показывает , каки м бесконечн ы м нака за ние м мож е т оказатьс я удаление о т нама за .
Будьте бдительн ы , друзь я мои ! Н а м а з за щ и щ ае т ва с о т идолопоклонничеств а и безбо жи я , то ест ь о т придани я А ллах у соучастнико в и о т отрицани я Е г о су щ ествования . К а к тольк о в ы отка ж етес ь о т
4 2
намаза вы приблизитес ь к идолопоклонничеств у и неверию . П отому чт о друга я сторона оставления намаза - мно гобо жи е и неверие .
М но гобо жи е и безбо жи е — грехи, которы е А лла х никогда н е про щ ает , и непреодолимо е препятствие , чтобы заслу жи т ь Е г о довольств о и попаст ь в рай . П лодом идолопоклонничеств а и безбо жи я являетс я вечн ы й ад.
Если вы н е совер ш ает е нама з 5 ра з в день , придит е в себя , опомнитесь . П осмотрите , к чем у приводи т за с отсутствие нама за , проснитесь , срочн о начни т е совер ш ат ь нама з . Ра зу м еется , в ы н е ж елает е похо дит ь н а неверных , безбо жни ков , богохульников . Н о тот. кто н е совер ш ает ь нама з , становитс я похожи м
н а них .
Е сл и ж е в ы совер ш ает е нама з , н о иногд а пропус кает е неко тор ы е моли тв ы , спланируйт е сво е вре м я так, чтоб ы он о н е пропадал о зря , и с о все м рвение м приступит е к исполнени ю нама за .
Н е отклад ы вайт е эт о д о понедельник а ил и следу ющ ег о понедельника . Н ачнит е действоват ь сейчас . Когда приде т вре м я у мир ать , никако е раскаяние н е принесе т пользы. К а к сказа л ал-Газали:
Во т есл и б ы теб е стал о известно , чт о жи т ь теб е осталос ь н е боль ш е недели .. . Т ы стане ш ь вс м атриватьс я в сердц е и познават ь ду ш у , избегат ь зе мны х привязанносте й и освобо ж дат ь себ я о т черт , достойн ы х порицания ,
4 3
возл ю би ш ь А ллах а В сев ышн ег о и отда ш ьс я поклонени ю Ем у , буде ш ь приобретат ь по ло жи тель ны е качества . В ед ь н е проходи т дл я раб а Бож ьег о н и одног о дн я и н и одно й ночи , в тече ни е котор ы х с м ерт ь н е мо гл а б ы нас тиг ну т ь его . (« П исьмо к ученику» )
Во т ка к в К оран е опис ы ваетс я коне ц тех , кт о отрекс я о т нама за :
После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям (своей похоти). Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы, или понесут наказание за невежество, или встретят зло), кроме тех, кото рые раскаялись, уверовали и поступали праведно. О ни войдут в рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо. ( 19 : 59-60 )
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!