ОТ КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ОТРЕКАТЬСЯ
Ч тоб ы м ы мо гли вернут ь нама з , са мо е велико е и са мо е необходимо е богослу ж ение , которо е на м по - велел совер ш ат ь А лла х , н а сво е зако нно е м есто , прежд е всег о необходимо хоро ш о понят ь з начени е намаза .
В се, что на м нужно , являетс я необходимым в м еру своег о з начения . В елики е м усуль м ан е про ш лог о да ж е н а с м ертно м одре н е пренебрегал и совер ш ение м намаза. Н о мы , м усульм ане последних лет, без всякой ува жи тель но й причин ы позволяе м себе отказы ваться о т совер ш ени я нама за .
Е сл и б ы нама з дл я на с б ы л з начимым в дол жн о й м ере , разв е столкнулис ь б ы м ы с такой проблемой ? Бы вало ли , чт о вы отказы валис ь от пи щ и , воды , воз духа? Н икако й челове к добровольно н е отказы вается
1 7
о т еды (за исклю чение м «голодовки протеста » ил и лечебног о голода ния ) , н е заб ы вае т сделат ь глоток вод ы , н е пытаетс я обходитьс я бе з воздуха . Продол ж ени е на ш е й м атериальной жи з н и связано с те м , как м ы удовлетворяе м эт и на ш и потребности. Значени е и ва жн ост ь эти х потребносте й дела ю т и х необходи мым и дл я нас .
А продолжени е на ш е й духовно й жи з н и зависит
о т того, како е м ест о за нимае т слу ж ени е Бо г у — в о главе которог о стоит нама з — в на ш е й повседневно й жи з ни .
|
|
Любимы й П роро к и ег о сподви жни к и да ж е в тя ж ел ы е вре м ен а Б адрско й битв ы н е с м ел и пре небрегат ь в ып олнение м нама за . Н е пытаяс ь спаст и сво и жи з ни , прито м чт о и х поджидал а с м ерть , он и предпочл и нама з .
П очему ?
П отом у чт о он и з нали , чт о сво ю ду ш у спасе т тот, кт о пожертвуе т свое й жи з нь ю . А чт о касаетс я нама за , т о эт о повелени е Того , кт о дарова л на м жи з нь . А разв е мож е т добр о исходит ь о т то й ду ш и , котора я н и в о чт о н е стави т повелени е Во зл ю блен но г о все х ду ш ? Ра зв е спасетс я ду ш а , котора я будет игнорироват ь повеление Того, в чье й десниц е — вс е ду ш и ?
С тоял а тиха я и спокойна я ночь . Звезд ы , деревь я и камн и воздавал и хвал у свое м у Господ у и восславлял и Е го . Д у ш а Абб ад а иб н
18
Бишр а нас троилас ь н а поклонени е А ллаху, а ег о сердц е страстн о потянулос ь к К орану .
О н л ю би л читат ь К ора н в о вре м я нама за , чт о удваивал о ег о духовно е наслаждение . О братив ш ис ь к кибле, Абб а д приступи л к совер ш ени ю нама з а и нача л читат ь аят ы и з сур ы Ал-Кахф («П ещ ера») свои м вол ш ебн ым , притягательн ым голосо м .
|
|
И вот , когд а Абб а д купалс я в это м Бож ес тве нно м сия ющ е м свете , целико м погрузив ш ис ь в ег о сверка ющ и й блеск , к долин е при близилс я человек . И здал и за м ети в стоя щ ег о
у вход а в долин у Абб ада , вра г понял , чт о в долин е находи тс я П роро к с о свои м отрядом ,
а это т челове к охраняе т их . Тогд а при ш елец , доста в и з колчан а стрелу , вло жи л е е в лук , а зате м пусти л в Абб ада . С трел а попал а в цель . Абб а д в ы рва л стрел у и з своег о тела , н е пере става я читат ь К ора н и совер ш ат ь нама з .
Н очно й при ш еле ц в ып усти л в не г о другу ю стрелу , котора я так ж е попал а в цель . О днак о Абб а д в ы дерну л е е и з тела , ка к и перву ю .
Ч елове к порази л ег о третье й стрелой , н о Абб а д в ы дерну л ее , ка к и дв е предыду щ ие . П осл е этог о о н допол з д о отд ы ха ющ ег о непо далек у товари щ а и разбуди л ег о с о слова ми :
« В ставай , я ране н и ослабел» .
А х м а д Зи а ад-ди н Гуму ш ханев и да ж е в са мы е опасн ы е период ы болезн и н е уклонялс я
1 9
н и о т каки х богослу ж ений , боле е того , стоил о е м у посидет ь с в ы тя ну т ым и но га ми , чтоб ы немно г о отдохнуть , о н ту т ж е подбира л но г и по д себя , говоря : « Я н е с м е ю проявлят ь не почтительност ь к свое м у Господу» .
|
|
Ещ е оди н праведник , страда я в м еся ц Рамадан о т тя ж ело й болезни , прове л пят ь дне й практическ и бе з капл и вод ы и кро ш к и хлеба , н о н и раз у н е нару ш и л установлени я пост а и нама за .
( А л-Ба ш а А . Р . « И стори и о сподви жни ка х
П р о р о к а — СП б . : « И здательств о «ДИЛЯ»,
2008 )
К а к ж е он и восприни м ал и нама з , ра з н е замеча л и пере д собо й никаки х препятствий? К ако й поро к овладе л сегодня ш ним и м усуль м ана ми , чт о он и с легкость ю , столкнув ш ис ь с первым и преградами , отказы ва ю тс я совер ш ат ь нама з ?
И вот здес ь на м необходимо обратитьс я к А ллах у и Е го П осланнику , потому чт о именн о он и пове лел и на м совер ш ат ь намаз, научил и ем у и объяснили,
как его читать .
Н е м ы сотворил и нама з . Н е м ы в ы думал и его, постоянно твердя : « К а к ж е м ы мож е м порадоват ь на ш ег о Творца ? Д авайте-ка будем вот та к вставать , кланятьс я и возносит ь Ем у моли тв ы » .
|
|
К а к повеле л А ллах , именн о к Н е м у м ы дол жн ы обра щ атьс я с вопроса м и о з начени и нама за . И нач е
20
м ы н е с мож е м , назы ва я себя м усуль м ана ми , осознат ь
у мо м ил и сердце м ценност ь нама за .
Бы т ь м усуль м анино м — з начи т вверят ь себ я Аллаху, по л ю бом у вопрос у обра щ аться к Н ему, б ы т ь покорным Ему, н е та к ли ?
Таким образом, пренебрежение , нерадение , не бре жн ост ь и невня т ны е предлог и демонстриру ю т то, насколько мы не вверяе м себя Аллаху. А эт о — боль ш о е противоречие , груба я о ш ибка .
П оэтому в м ест о тог о чтоб ы пытатьс я получит ь откровения в свое м эго , луч ш е обратитьс я к К ни г е А ллах а и к исламско й религии , пита ющ ейс я эти м и двумя источниками .
К акое з начени е он и прида ю т намазу, какое м ест о е м у отводят , ка к объясня ю т ег о и ка к опис ы ва ю т совер ш ени е этог о обряда ? К огда м ы узнае м это , воз растет значение , которое м ы придае м намазу, и нама з стане т нео тъе мл е мо й часть ю на ш е й жи з ни .
Д л я тог о чтоб ы нама з ста л са мо й необходимо й часть ю жи з н и м усуль м анина , е м у прежд е всег о сле дует приобрест и «здорову ю и сильну ю веру» .
П овеления и запрет ы приобрету т дл я на с значение с мы с л тогда, когда дл я на с будут имет ь нужну ю
степень ва жн ост и и ценност и вера , почтение , дове ри е и преданност ь Бо г у и Е г о П осланнику . Ребено к мож ет н е послу ш ат ь приказ ы брата . Н о отц а о н н е мож е т ослу ш аться .
Если кто-нибудь, хоть и говорит , чт о он мусульма
нин, а намаз не соверш ает или сильно им пренебрегает ,
2 1
перва я проблема очевидна : его вера в А ллахд не явля етс я здоровой. П отому чт о челове к — как дерев о ил и зда ние . Е го корни и ф унда м ен т — эт о вера. А ветки и стены — богослуж ения . М ы н е мож е м спаст и дерев о
с больн ым и корнями , обрабат ы ва я ег о ветки , м ы н е мож е м отремонтироват ь зда ни е с разру ш енн ы м ф унда м енто м , отремонтирова в ег о комнат ы .
Так и пренебрегающ и й нама зо м веру ющ и й сна чал а дол ж е н д о конц а укрепит ь сво ю веру, чтоб ы полноценн о совер ш ат ь нама з .
Ч тоб ы контролироват ь себ я и н е уклонятьс я о т намаза, необходимо осознать , чт о А лла х везде и всегда наблю дае т з а тобой. М ы вс е дол жн ы заду м аться на д таки м и вопроса ми : ка к ж е м ы с мож е м овладет ь неру ш имо й и сильной верой? как на м обрест и эту велику ю силу, озаря ющ у ю на ш у жи з н ь и на ш у с м ерть ?
М ы н е дол жн ы подвергат ь себя опасности, осозна вая ее. М ы не должн ы оставаться равнодуш ными , будто не зная горьког о положения , которое на м грозит в этой жи зн и и посл е см ерти, если м ы пренебрегае м намазом . Такое наплевательское отнош ение не к лиц у нам. Разве челове к н е са мо е у мно е создание и з всех творе ний , которог о беспокоит его коне ц и который заботится о том , что будет с ни м посл е ухода из этог о мира?
А л-Газали о б этом та к говорит в свое м « П ослани и к ученику » {Аййуха-л-Валад):
П осланни к А ллах а сказал : « О тчитайтес ь пере д собой , прежд е че м о т ва с потребу ю т
2 2
отчета , взвесьт е сво и дела , прежд е че м он и буду т взве ш ен ы » .
И сказа л Али - «Тот, кт о полагает , чт о при
де т к цели , н е прилага я усилий , — м ечтатель . Тот , кт о думает , чт о достигне т ж елае мо г о са моо твер ж енн ы м трудо м , — заботя щ ийся» .
А л- Х аса н сказал : « Х отет ь рая , ниче г о н е делая , — оди н и з грехов» . И е щ е : « П ризна к ис ти нно й ценност и какого-либ о поступк а — эт о оставлени е вни м ани я к нем у (посл е совер ш е ния ) , а н е отка з о т не го» .
П осланни к А ллах а В сев ышн ег о сказал :
« Н аходчив ы й посвя щ ае т себ я и сво и пос тупк и то м у , чт о буде т посл е с м ерти . Глупы й потакае т свои м каприза м и м ечтает , чт о А лла х В сев ышни й исполни т ег о пусты е м еч
т ы о рае» .
Так разв е м ы н е дол жн ы ка ж д ы й ден ь продви гаться н а оди н ш а г вперед , ка ж д ы й ден ь думат ь пр о намаз, читат ь молитву, да ющ у ю воз можно ст ь заслу- жи гь са мо е луч ш е е воздаяние , есл и его совер ш ать , и наоборот, суля щ у ю са мо е ж естоко е нака за ние , есл и его не совер ш ать ?
ЧТ О ТАКОЕ СИЛЬНАЯ ВЕРА
С у щ ествуе т тр и близки х дру г друг у понятия , связанн ы х с веро й и поклонением:
2 3
Худур-и да'ими ( постоянно е о щ у щ ени е при сутстви я Бо га , «сладост ь вер ы ») , хакк ал-йакйн ( истинное , твердо е убе ж дени е в присутствии Бо га ) и ихсан (« благодеяние» , совер ш ени е благих поступко в исход я и з осознани я Бо га) .
Хакк ал-йакйн ( истинное , твердо е убе ж дени е в присутстви и Бо га ) являетс я третьи м и са мы м в ы с ш и м уровне м вер ы посл е 'илм ал-йакйн (досто верно е з нани е о присутствии Бо га ) и 'айн ал-йакйн (д остоверно е видени е присутствия Бо га) .
Ихсан (с овер ш ени е благих поступко в исход я и з осознани я Бо га ) — са мы й совер ш енн ы й уровен ь богослу ж ения , котор ы й появляетс я посл е уровн я Ислама (то ест ь полно й преданност и Бо г у в о всех деяниях) .
Худур-и да 'ими ( постоянно е о щ у щ ени е присутс тви я Бо га , «сладост ь вер ы » ) — состояние , когда ка ж д ы й мом ен т о щ у щ аетс я близост ь А ллаха , — яв ляетс я са мы м ва жны м и благостн ы м уровне м по з нани я Бо га .
В с е эт о имее т прямо е отно ш ени е к вере , основан но й н а истинно м з нании . Э то признак и не з ы блемо й и неру ш имо й вер ы .
Хакк ал-йакйн — з начи т жи т ь верой , чувствоват ь ее вкус , в полно й м ер е о щ у щ ат ь ее сладость . По добн о тому, ка к то , чт о имеетс я н а кухне , узнаетс я тре м я способа ми . П ерв ы й спосо б — 'илм ал-йакйн (д остоверно е з нание ) : п о запах у определить , чт о эт о за бл ю до . В торо й — 'айн ал-йакйн (д остоверно е
2 4
явление) : убедитьс я в этом собственн ым и глаза ми . И третий: хакк ал-йакйн ( истинное , твердо е убе ж де -
ни е )са мом у съест ь его, распробоват ь его н а вку с я прочувствоват ь его особенности. П одобн о этому, последне е — са мо е сильно е з нание , хакк ал-йакйн (щ етинное , твердо е убе ж дени е в присутствии Бо га) , которо е являетс я са мо й в ы соко й степень ю вер ы .
Ихсан (с овер ш ени е благи х поступко в исход я и з дознани я Бо га ) означае т слу ж ени е Бо г у так , ка к
бодт о види ш ь Е го . Н а ш П роро к поясня я эт о в одному и з хадисов , говори т так : «Ихсан означае т слу ж ени е А ллах у так , ка к будт о т ы Е г о види ш ь .
Д а ж е есл и т ы Е г о н е види ш ь , вс е равн о О н види т тебя» . В этом с мы сл е ихсан, с одно й строн ы , «осоз - аани е того , чт о т ы всегд а находи ш ьс я по д взоро м А ллаха» .
О дна ж д ы , когда оди н и з л ю бя щ и х А ллах а совер - за л нама з , к нем у в до м пробралс я вор , собра л все ,
чт о б ы л о в доме , и у ш ел . Е г о спросили :
— К ак тако е в ыш ло , хот ь т ы б ы л дома , о н вс е равн о вс е забрал . Н еу ж ел и т ы ниче г о н е сл ыш ал ?
— В тот мом ен т я б ы л в нама зе . Я б ы л наедине с Господом. И боль ш е ниче г о н е виде л и ниче г о н е св ыш ал , — ответил он .
Так вот эт о и ест ь ихсан. Э то похоже на тот случай, ногда А л и (д а буде т доволе н и м А ллах ) попросил , чтоб ы стрелу , попав ш у ю в ег о но гу , в ы та щ или , когда о н будет совер ш ат ь нама з . П отом у чт о в это т мом ен т о н заб ы вае т о себе , и нама з дл я не г о т о ж е ,
25
чт о анестезия в о вре м я операции . Вый д я и з мир а бренного , о н попадае т в ми р духовн ый .
Худур-и да 'ими ( постоянно е о щ у щ ени е присутс тви я Бо га , «сладост ь вер ы » ) раскр ы вае т с мы с л аят а (57:4) ва-Хуа ма'акум айнама куцтум. То ест ь «где б ы в ы н и находились , О н всегда с ва ми » .
2 4 час а в сутки, сколько б ы доро г м ы н и про ш ли , куда б ы н и отправились , везд е с нам и на ш Творец, присутствующ и й везд е проявление м С вои х И м е н и С войст в и над зира ющ и й на д все м .
« С а м а я совер ш енна я вер а закл ю чаетс я в то м , чт о т ы з нае ш ь , чт о где б ы т ы н и б ы л , А лла х всегда с тобой» , — объясняе т на ш П роро к ка к это т аят, та к и худур-и да 'ими.
Худур-и да'ими ( постоянно е о щ у щ ени е при сутстви я Бо га , «сладост ь вер ы » ) з начи т та к чувствоват ь присутстви е А ллаха , о щ у щ ат ь Е г о И м ен а и С войства , чтоб ы всегд а помнить , чт о ка ж до е м г новени е являетс я Е г о благодеянием, вс е происходя щ е е находи тс я по д Е г о контроле м и набл ю дением . То , чт о указан о в аятах , подобных следу ющ им :
Не вырастет ни один плод из завязи, не понесет и не родит ни одна самка без Его ведома. (4 1 :47) ,
Даже лист падает только с Его ведома. ( 6 : 60 ) ,
Алла х знает о том, что вы обнаруживаете, и о том, что вы скрываете. (5: 99 ) ,
Аллщ знает, что у них в сердцах. (4: 63 ) ,
2 6
Знайте, что Аллах оказывается между чело
веком и его сердцем1 (8:24) , — являетс я правдой , в котору ю м ы вери м , и истиной , котору ю м ы прини м ае м . Любо й веру ющ и й принимае т и подтверждае т это . П рост о худур-и да 'ими ( постоянно е о щ у щ ени е врвсутствия Бо га , «сладост ь вер ы » ) — эт о когда
« жи ве ш ь , каждый момент осознавая , чт о чувству
е ш ь эти истины» .
Разве мож ет согре ш ит ь человек, которому зара не е ведо мо , чт о Аллах, всегда наблю дае т за ним , которы й явствуе т истинност ь того , чт о везд е проявля ю тс я Его И м ен а и С войства , чт о о н в о все м зависи т о т Аллаха и преда н Ем у ? М о ж ет ли такой челове к лгать, может л и пр и этом поступат ь несправедливо? М о ж е т
л и веру ющ ий , осяза ющ и й все м и фи брам и худур-и оа'имй ( постоянно е о щ у щ ени е присутствия Бо га , сладост ь вер ы » ) за нима тьс я другими делами в т о вре мя , когда доносятс я звуки азана? Ра зв е он в со стоянии отказаться о т нама за ? Ра зв е о н мож е т спать ,
когда при ш л о вре м я утреннег о нама за ?
Э то нево з можно .
Тот правоверный, который искренне , всем сердце м верует в су щ ествование Господа , которы й знает, чт о О н присутствуе т везде С вои м Знание м и М илость ю
1
М о ж н о толковать как «Будьте уверены , что Аллах, Все
вышний знает тайно е ваш их серде ц и направляет их, как же лает. В ед ь О н стоит межд у вами и вашими сердцами, когда их охватывают страсти, и спасает вас от дурны х порывов, если вы встаете на прямой путь истины» .
2 7
и наблю дае т все , котор ы й полность ю принимае т то , чт о его жи з н ь и с м ерть , радост ь и печал ь — вс е в десниц е Бож ьей , никогда н е посмее т пойт и проти в повелени й и запретов А ллаха .
Таки м образом, достиг ш и й этог о уровня А х м а д
Зи а ад-дин Гуму ш ханев и отказы валс я в ы тя ну т ь но ги
1
пр и сидении , хот я и б ы л болен. П оскольк у о н б ы л
н а вид у у А ллаха . Ра зв е можн о в ы тя ну т ь но г и в при сутствии Ц ар я царей ? О кру ж а ющ ие , чтоб ы дат ь ем у отдохнуть , в ы тягива ю т ег о но ги , н о он , н и н а ми г н е позволя я себ е расслабиться , ту т ж е подбирае т но г и по д себя , прося : « Н е вводит е м ен я в грех» .
Д руго й подвижник , пребывав ш и й н а этом возвы ш енно м уровне , посвя щ а л себ я моли тва м , н е теря я н и едино й секунд ы , и из-з а постоянных зе мны х поклоно в н а его коленя х появилис ь ран ы . Е го учени к н е мо г понят ь тако й набожнос ти , н е удер ж алс я и сказал : « М ы вс е стра ш имс я Господа , н о т ы бои ш ьс я боль ш е всех» .
Та к вот этот подвижник , толку я поняти е худур-и да'ими ( постоянно е о щ у щ ени е присутствия Бо га ,
«сладост ь вер ы ») , повторя л слов а арабског о поэта :
« В ка ж до й ве щ и ест ь з намение , указ ы ва ющ ее , чт о
Бо г один» .
Д а , худур-и да 'ими ( постоянно е о щ у щ ени е при сутствия Бо га , «сладост ь вер ы » ) — з на т ь и заме чат ь в о все м проявлени е [ И м е н и С войств ] А ллаха .
1
Сидеть с вытянутыми ногами считается на Во стоке непри
Личным.
2 8
Зоздух , вода, гор ы , камень , лес , мор е , рек а — вс е указ ы вае т на м н а А ллаха . А том , клетка , се мя , пчела , яйцо , цветок, р ы ба , ф рукт , дерев о — вс е отра ж ае т Его И м ен а и С войства .
Таким образом, худур-и да 'ими ( постоянно е ощ у- щ ени е присутствия Бо га , «сладост ь вер ы » ) з начи т вспо мин ат ь о б А ллах е пр и вид е всег о сущ ествую щ его, в о все м созерцат ь Е г о И м ен а и С войства .
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!