XIII. Контрольный момент «Угадай-ка»



(Педагог исполняет начальные такты следующих произведений, школьники отгадывают их названия:

• запева «Песни Сольвейг» Э. Грига;

• «В пещере горного короля» Э. Грига;

• финала 1-го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.)

XIV. Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя украинскую народную песню «Веснянка».

Урок 2 4. Звуки весны в музыке

Цели: работать над исполнением песни в динамическом кон­трасте; повторить правила исполнения синкопы; продолжить знакомство с симфонической музыкой и музыкальным театром.

Планируемые результаты: учащиеся научатся исполнять пес­ни в динамическом контрасте; исполнять синкопу; распознавать особенности театрального искусства.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, выходят из него после урока под норвежскую народную песню «Волшебный смычок».

Оформление доски: репродукции картин с изображением ве­сенних пейзажей, сцены из балета «Спящая красавица»; портреты П.И. Чайковского, Э. Грига, Н. Паганини; рисунки с изображе­нием музыкальных инструментов симфонического оркестра; ри­сунки с изображением героев древнегреческих мифов.

Предварительная подготовка: сделать карточки с текстом для. вокальной импровизации.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Разучивается новое распевание «Ноты» (динамическая перекличка по группам).

Упражнение разучивается по звукам гаммы до мажор. До, ре, ми. (Громко, протяжно.) До, ре, ми. (Тихо, легко, отрывисто.) Ми, фа, соль. (Громко, протяжно.) Ми, фа, соль. (Тихо, легко, отрывисто.) Соль, фа, ми, ре, до. (Громко, протяжно.) Соль, фа, ми, ре, до. (Тихо, легко, отрывисто.)

Распевание поется 3—4 раза начиная от разных звуков восходящей хроматической гаммы.

Повторяются гамма до мажор и упражнения в форме канона.

ill. Повторение пройденного материала

(Повторяется и исполняется украинская народная песня «Веснянка», рассматривается ее нотная запись, проводится ее разбор. Проводится прослушивание финала 1-го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского и разбор музыкального по модели предыдущего урока. Проводятся прослушивание и разбор отрывков «Фея Сирени» И ея Карабос» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» по модели предыдущего урока. Школьники рассматривают и  обсуждают нотные записи начальных тактов данных отрывков

III. Музыка к пьесе «Пер Гюнт»- повторение, разбор

Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в гсиерную страну Норвегию. Представьте себе величавые нор­вежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Чистый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родины. Один из восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами». И действительно, музыка Грига удивительно мелодична. Его мотивы узнаешь, даже услышал их всего один раз. Вот, например, вспомните, как называется эта пьеса.

(Педагог исполняет вступление и начало «Песни Сольвейг», школьники вспоминают название произведения, проводится его повтор по модели предыдущего урока.)

- Для какой пьесы сочинил это произведение Э. Григ? Что происходит с героем пьесы «Пер Гюнт»? (Ответы уча­щихся.) Пер Гюнт отправился странствовать по свету и оказался в пещере горного короля. Послушайте, какими удивительными красками рисует бал в его пещере композитор Григ. Здесь он использовал эффект, который называется «приближение и ударение». Сначала на бал к королю собираются волшебные существа они - гномы и тролли, мы будто слышим издалека приближающиеся к нам шаги. Их пляска начинается тихо, ровно. Но вот словно зловещий вихрь врывается в пещеру, и волшебный танец начинает напоминать бешеный хоровод. А в самом конце раздаются громкие удары: праздник кончился, все сказочные существа устремляются прочь.

(Прослушивание и разбор пьесы «В пещере горного короля».)

— Как происходит развитие музыки в пьесе «В пещере горного короля»?

— Какие еще музыкальные произведения Э. Грига вы знаете?  (Ответы учащихся.)

(Прослушивание «Танца Анитры» и разбор пьесы.) Вы совершили путешествие в Норвегию, где вновь встрети­лись с музыкой Эдварда Грига. Я думаю, что музыку этого ком­позитора вы теперь не спутаете ни с какой другой.

IV. Разучивание песни

Чтобы вам легче было представить себе музыку Норвегии, сегодня вы разучите норвежскую народную песню. Послушайте ее I и отметьте особенности.

(Педагог исполняет норвежскую народную песню «Волшебный смычок».)

— Каким был характер музыки в этой песне?

— Какие музыкальные жанры в ней встретились? (Песня и танец.)Щ

Какие признаки народной песни здесь есть? (Короткие фразы, которые поются по 2раза.)

— О каком музыкальном инструменте говорится в этой песне (О скрипке.)

— Покажите изображение скрипки на плакате.

— Покажите, как играют на скрипке.

Скрипку называют «королевой оркестра», считается, что этот инструмент может выразить и передать своим звучанием все самые тонкие человеческие чувства.

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко,

Затихло все: играет скрипка.

МЛ. Давыдова

Вспомните, какую красивую тему для скрипки сочинил композитор П.И. Чайковский в пьесе «Мелодия».

(Прослушивание начала пьесы «Мелодия» П.И. Чайковского. В песне, которую вы начнете разучивать, также говорится о скрипке, на которой играл бродячий музыкант. Запишите название песни в тетради: «Норвежская народная песня "Волшебный смычок"».

(Педагог читает слова 1-го куплета.)

Пришел к нам в село музыкант-старичок.

В руках музыканта — волшебный смычок.

Ударил по струнам — сбежался народ,

Танцует, ликует, смеется, поет.

(Проговаривают текст, дублируют ритмический рисунок хлопками.)

В этом отрывке ритм мелодии полностью повторяет ударные и неударные слоги текста. Но мелодия здесь довольно сложная -она начинается в среднем регистре, а потом поднимается в вы­сокий.

(Педагог демонстрирует мелодию песни, школьники ее раз­учивают и исполняют.)

- Как надо исполнить песню, чтобы подчеркнуть ее тан­цевальный характер? (С ударением на первые доли каждой из фраз.)

(Педагог показывает прием акцентирования ударного слога, школьники отрабатывают нужное исполнение 1-го куплета.)

- Как еще можно подчеркнуть ударный слог? (Хлопками в ла­доши, ударами в бубен)

(Проводится разучивание 2-го куплета и его исполнение.)

Шел мимо богач — услыхал скрипача,

 И вспыхнула зависть в душе богача. —

Продай свою скрипку! Ты беден и стар!

Я дам за нее тебе хлеба амбар.

- Как можно разнообразить звучание 1-го и 2-го куплетов? (Первый куплет надо спеть легко, солнечно, второй куплет сердито, мрачно, передавая зависть богача)

- Будет ли в исполнении этих куплетов присутствовать кон­траст? (Да.)

Тогда постарайтесь исполнить их так, чтобы было слышно 11 от контраст.

(Учащиеся исполняют оба куплета, пение 1-го куплета можно сопровождать игрой на народных шумовых инструментах.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 542; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!