XI. Солдатушки, бравы ребятушки» - исполнение



Вы знаете народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»,которая также рассказывает о солдатах — героях России.

(Повторение текста песни и ее исполнение.) Со времен царя Петра I в русской армии начали создавать­ся оркестры военной музыки, для обучения русских музыкантов из-за границы выписывались учителя. Музыка не только позволя­ла отдавать военные приказы — «в бой» или «отбой», но и давала солдатам нужный настрой на победу. Полководец А.В. Суворов говорил о том, что военная музыка «удваивает, утраивает армию». Поэтому в каждом полку, батальоне или эскадроне русской армии были свои запевалы — те, кто помнил много песен, пригодных для исполнения как во время военных походов, так и на привалах.

— Каков характер песни «Солдатушки, бравы ребятушки»? {Бодрый, мужественный, юмористический, мажорный, мар­шевый.)

XII. «Приходите в сказку» - исполнение

(Повторяется и исполняется с дирижерами песня «Приходите в сказку».)

XIII. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»

1. Какую героическую музыку вы знаете?

2. В каком жанре написана песня «Вернусь, — сказал солдат»?

XIV. Рефлексия

— Почему опера, балет и симфония относятся к произведе­ниям крупной формы?

— Назовите признаки произведений крупной формы.

— Какие виды народной музыки вы услышали в сцене «Про­воды Масленицы»?

— Какую героическую музыку вы сегодня слушали? (Повторное исполнение песни «Вернусь, — сказал солдат».)

— Назовите особенности мелодии песни «Вернусь, — сказал солдат».

Сегодня вы вспоминали и исполняли музыку героического характера, ту, которая посвящена героям нашей страны, солдатам, которые охраняют и защищают нашу Родину, берегут мир во всем мире. Послушайте, какие стихи написаны про это. (Педагог чи-| тает стихи поэта М. Пляцковского.)

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И Землю удивительную эту!

Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой зовется.

Пусть будет мирным небо над Землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!

XV. Контрольный момент «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

• песни «Вернусь, — сказал солдат» композитора Е. Ботярова;

• арии Сусанина из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;

• 1-й части хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».)

XVI. Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя песню «Вернусь, — сказал солдат».

Урок 22. Музыка для мамы

Цели: работать над двухголосным распеванием; развивать гармонический слух; учить приемам контрастного исполнения песен — активному, энергичному и мягкому, лирическому; рабо­тать над художественным исполнением песен; повторить понятие  музыкальный театр».

Планируемые результаты: учащиеся научатся художествен­ному исполнению песен; подбирать нужные инструменты для сопровождения песни; давать определение музыкальному театру.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под песню «Вернусь, — сказал солдат» Е. Ботярова, выходят из него после урока под «Песенку мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка» композитора В.Я. Шаинского.

Оформление доски: репродукции картин с изображением русских воинов; картины или фотографии с портретами мате­ри; рисунки с изображением народных инструментов; портреты П.A. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, В.Я. Шаинского; текст на плакате — отрывок из поэмы АС. Пушкина «Руслан и Людмила» с характеристикой Фарлафа.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Проводится по модели предыдущего урока.)

II. Исполнение песни

(Исполняется песня «Приходите в сказку».)

III. «Вернусь, - сказал солдат» - работа над выразительностью исполнения(Художественная отработка песни «Вернусь, - сказал солдат».)

— Как с помощью музыкальной динамики можно показать, что рядом проходит отряд военных, а потом уходит все даль­ше и дальше? (Сначала исполнить произведение с усилением, а потом с затиханием.)

Вот и эту песню про ожидание солдата надо исполнить с такой динамикой: начать негромко, второй куплет исполнить громко, а в третьем сделать затихание, будто солдаты уходят далеко по дороге. (Проводится художественная отработка динамики песни по куплетам.)

Чтобы сделать затихание более продолжительным, после 3-го куплета я исполню проигрыш на фортепиано — 1-ю и 2-ю стро­ки куплета, в это время вы должны помолчать. А в самом конце на динамике «пиано» спойте заключительные 3-ю и 4-ю строчки последнего куплета 2 раза. (Проводится отработка финала песни и исполнение песня с нужной покуплетной динамикой.)

— Какой музыкальный инструмент мог бы сопровождать пение этой песни? (Барабан.)

— Почему вы выбрали именно этот инструмент?


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1998; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!