V. Знакомство с новым материалом
— Посмотрите на репродукции картин художника Б.М. Кустодиева, где изображены масленичные гулянья. Какие детали картин говорят о том, что у людей праздник? (Люди нарядно одеты, у всех улыбающиеся лица.)
— Какие развлечения организовывали в эти дни? Как создавалось праздничное настроение? (Люди катались на тройках, устраивали театральные представления — балаганы, украшали улицы, готовили вкусное угощение.)
— Посмотрите на картины и расскажите о музыке, которая могла сопровождать масленичные гулянья. (Звон бубенцов, колокольные звоны, масленичные заклички, музыка в балаганных театрах, звуки шарманки, плясовые наигрыши.)
Сцены народных масленичных гуляний с их песнями и весельем нашли отражение в музыке русских композиторов — П И. Чайковского, И.Ф. Стравинского. Но самый известный эпизод проводов Масленицы представлен в опере Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка». Сегодня вы послушаете фрагмент из этой оперы, который так и называется — «Проводы Масленицы».
— Запишите в тетради название отрывка.
Этот отрывок довольно длинный, в нем нашли отражение разные жанры народных песен. Композитор создал музыку, очень похожую на народную. Обратите внимание на то, какие виды народных песен есть в этой сцене. Почти весь отрывок поет хор, а в конце — солист, исполняющий роль чучела Масленицы; его партию композитор написал для низкого мужского голоса — баса. (Прослушивание сцены «Проводы Масленицы».)
|
|
— Отрывок из какой оперы вы прослушали?
— Как называется этот отрывок?
— Какие жанры народных песен вы услышали в этом отрывке? (Игровая, плясовая, жалобная, плач.)
— Кто исполнял эту сцену? (Хор и солист.)
Наибольшая часть отрывка исполнялась хором. И в тех местах, где требовался быстрый темп, хор произносил слова скороговоркой.
— Были ли в этом отрывке слова, которые повторялись несколько раз? (Да: «Прощай, прощай, прощай, Масленица!»)
— Повторите эти слова все вместе.
Теперь послушайте, на какой мотив их надо пропеть. (Педагог демонстрирует мелодию напева, класс поет.)
— Какая особенность русских народных песен здесь встречается? (Распев слогов в слове «про-щай».)
VI. «Проводы зимы» - разучивание
(Учащиеся слушают песню «Проводы зимы» Н. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина.)
— Услышали ли вы здесь знакомые слова и напев?
— Где вы уже слышали эти слова и напев? (В сцене «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».)
— Запишите в тетради название песни и фамилию композитора — автора музыки.
Композитор Римский-Корсаков собирал и обрабатывал народные песни. Здесь он использовал напев древней календарно-обрядовой песни из своей коллекции.
|
|
(Учитель исполняет 1-й куплет песни, после чего школьники разучивают и исполняют его по рядам.)
— Каждая фраза куплета и припева начинается с одного и того же звука - до второй октавы. В каком регистре начинаются все фразы? (В высоком.)
— Куда потом движется мелодия - вниз, вверх? - или стоит на месте? (Вниз.)
— Мелодия плавная или в ней есть скачки? (Плавная.)
Эта песня не очень сложная, в каждом ее куплете всего по две строчки. Поэтому сегодня вы сможете разучить ее целиком.
(Разучивают 2-й куплет.)
Мелодия 2-го куплета точно такая же, как мелодия 1-го. Но вот припев будет исполняться в среднем регистре.
(Педагог исполняет запев и припев, школьники повторяют.)
Осталось разучить 3-й куплет. Здесь запев и припев такие же, как в 1 -м куплете.
(Разучивание 3-го куплета и его исполнение с припевом.)
— Как можно разнообразить исполнение этой песни с помощью народных приемов? (Исполнить куплеты с запевалами.)
Пусть каждый ряд поет свой куплет, а окончание всех куплетов - слова «прощай, зимушка!» - исполните всем классом. (Исполнение песни с запевалами.)
— Имеются в этой песне вариации? (Да.)
— В чем проявляется вариационное развитие музыки — в изменении характеров куплетов, в разных регистрах или еще в чем-то? (В музыкальном фортепианном сопровождении)
|
|
Да, все три куплета вы пели на одну и ту же мелодию, но фортепианное сопровождение композитор сочинил для каждого куплета разное. В последнем, 3-м куплете мелодия хорового пения проходит в нижнем регистре, который исполняется левой рукой.
(Педагог показывает музыкальное сопровождение 3-го куплета песни.)
— Похожа музыка, созданная композитором, на народную?
— В чем вы увидели сходство народной и авторской музыки? (Композитор использовал подлинную народную мелодию для песни, в ней есть распевы слогов, короткие напевы фраз.)
— Расскажите, как проявляется народность в сочинениях русских композиторов. (Композиторы используют подлинные мелодии в своих произведениях, а также сочиняют собственные мелодии, очень похожие на народные.)
— Какие народные инструменты можно использовать при исполнении этой песни? (Ложки, бубны, трещотки, погремушки.)
Музыкальный фольклор — источник вдохновения многих поколений композиторов и музыкантов-исполнителей.
(Исполнение песни в сопровождении шумовых инструментов.)
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!