IX. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»



1. С каким жанром русской народной музыки вы сегодня по­знакомились?

2. В сопровождении какого музыкального инструмента ис­полняют былины?

Х. Рефлексия

— Как назывались на Руси исполнители былин?

— О чем говорится в былинах?

— В каких операх композиторы используют былины?

— Какой композитор написал оперу «Садко»?

— Какое литературное произведение лежит в основе этой оперы?

— Какие еще произведения сочинил композитор Н.А. Рим­ский-Корсаков?

— Какую народную былину записал и обработал Н.А. Римский-Корсаков?

— О чем говорится в «Былине о Добрыне Никитиче»?

— Какие приемы игры на гуслях вы знаете?

— Какие музыкальные способности были у композитора Н.А. Римского-Корсакова?

— В каком учебном заведении он учился?

— Какие оперы этого композитора вы знаете?

— Как называется самый высокий мужской голос?

XI. Контрольный момент «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

• «Былина о Добрыне Никитиче»;

• арии Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки;

• арии Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы Н.А. Рим­ского-Корсакова «Садко».)

XII. Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя «Былину о Добрыне Никитиче».

Урок 18. Народность в музыке

Цели: научить исполнению двухголосных распеваний; повто­рить приемы вокально-хоровой работы, правила певческой посад­ки, взятия дыхания и звукоизвлечения; отработать выстраивание унисона при разучивании новой песни; провести анализ жанра «былина»; познакомить с воплощением сказочных образов в му­зыке русских композиторов; повторить понятия «народность», «меццо-сопрано».

Планируемые результаты: ученики научатся читать нотные партитуры; сопоставлять сходные образы в литературе и музыке; выстраивать унисон; называть принципы народности в авторской музыке.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Былины о Добрыне Никитиче», выходят под песню «Приходите в сказку» В. Дашкевича.

Оформление доски: репродукции картин с изображением сцен из опер «Садко» и «Снегурочка», эскизов костюмов В. Васнецова к опере «Снегурочка»; репродукция картины В. Васнецова «Сне­гурочка»; портрет Н.А. Римского-Корсакова; рисунки с изобра­жением музыкальных инструментов симфонического оркестра и гуслей; нотные записи арий Садко «Заиграйте, мои гусельки», «Ой ты, темная дубравушка» и «Высота ли, высота поднебесная».

Предварительная подготовка: распечатать пролог сказки «Сне­гурочка» драматурга А.Н. Островского для чтения по ролям.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение гаммы до мажор, распеваний с двухголосными элементами.

Педагог просит отгадать знакомую мелодию, после чего ис­полняет начальную фразу арии Садко «Заиграйте, мои гусельки». После того как школьники произносят хором название арии, пе­дагог разучивает с ребятами ее начальную фразу. Учащиеся пропе-вают фразу от разных звуков восходящей хроматической гаммы.)

III. Повторение пройденного материала

- С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке? (Былина.) - Чем отличается этот музыкальный жанр? - Какой инструмент сопровождал пение былин? (Гусли.)

 - Покажите изображение гуслей на рисунке.

- В состав какого оркестра входят гусли — симфонического или народного? (Народного.) В симфоническом оркестре звучанию гуслей подражает музыкальный инструмент под названием арфа. Это самый большой струнный инструмент, вот как он выглядит. (Педагог демонстри­рует рисунок с изображением арфы.)

— Какую былину вы слушали и пели? (Проводятся прослушивание «Былины о Добрыне Никитиче» и се разбор по модели прошлого урока.)

— В каких операх композиторы использовали жанр былин?

— Какие отрывки из опер вы слушали на прошлом уроке?

— Какими приемами в этих отрывках симфонический оркестр имитирует звучание гуслей?

— Какая былина стала основой для оперы «Садко»?

— Как еще называют эту оперу? (Опера-былина.)

III. Знакомство с понятием «народность в музыке»

— Музыка, под которую исполнялись былины, авторская или народная? (Народная.)

— Похожа ли музыка арий Баяна и Садко на народные были­ны? (Да.)

В чем сходство арии Баяна с народной песней? (Певу­честь, распевность мелодии, распев слогов, имитация зву­чания гуслей.)

— Каков характер арии Садко «Заиграйте, мои гусельки»? (Плясовой.)

Что еще сближает арию Садко с народной песней? (Вокаль­ный припев на слова «ле-ли, ле-ли».)

— Как называется такое пение без слов, на слоги? (Вокализ.)

В каких русских народных песнях есть вокализы? («Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот».)

На этих примерах вы видите, что композиторы используют инструменты народной музыки в своих сочинениях. Какие именно? Во-первых, это народные образы, герои народных былин и сказок — Баян, Садко. Во-вторых, приемы исполнения, характер­ные для народной музыки, — распевность, музыкальное сопрово­ждение, вокализы. Все это позволяет сделать авторскую музыку похожей на народную. Запишите в тетради новое определение: «Народность в музыке».

Перечислим, в чем проявляется народность в музыке.

(Педагог делает запись на доске или диктует нужный текст.)

1. Использование народных образов.

2. Использование приемов народной музыки: распевы слогов, вокализ, инструментальное сопровождение.

3. Использование подлинных народных мотивов. Запомните, что народность в музыке может проявляться двумя  способами.

(Педагог делает запись на доске.) Способы проявления народности в музыке:

• первый - композитор создает свою музыку в народном стиле;

• второй - композитор использует подлинную народную музыку.

— Какой способ проявления народности в ариях Баяна и Сад­ко? (Первый композиторы создавали свою музыку, похожую на народную.)

— Какой способ проявления народности в отрывке «Белка» из антракта «Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? (Второй композитор использовал мелодию народной песни «Во саду ли, в огороде».)

IV. Работа с нотной записью

Вы послушали арию героя оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Но ведь Садко — главный герой оперы, и, конечно, у него много вокальных номеров. Сейчас вы познакомитесь еще с двумя отрывками из этой оперы - ариями, которые тоже исполняет Сад­ко. Запишите их названия: «Ой ты, темная дубравушка» и «Высота ли, высота поднебесная».

— Посмотрите: на доске выписаны начальные такты всех трех арий Садко. Найдите среди них запись арии «Заиграйте, мои гусельки». Поясните ваш выбор - как вы узнали мело­дию этой арии? (Школьники определяют нужную нотную запись и поясняют свой выбор.)

Теперь послушайте две новые арии — «Ой ты, темная дубра­вушка» и «Высота ли, высота поднебесная» — и для каждой из них найдите верную нотную запись. (Прослушивание двух новых арий Садко.)

— Какой была по характеру ария «Ой ты, темная дубравушка»? (Медленной, с распевами слогов, тихой.)

Верно. Запомните еще одно ее определение — протяжная. Послушайте, как движется мелодия в этой арии. (Педагог играет начало арии на инструменте.)

- Найдите на доске нотную запись этой арии. (Школьники показывают нотную запись арии.)

- Поясните, почему вы выбрали именно эту нотную запись. (В нотной записи этой арии много распевов слогов, мелодия плавно идет сначала вверх, потом вниз.) Композитор обо­значил динамику этой арии как меццо пиано - не очень тихо — и дал определение ее темпа: медленно.

- Какой была по характеру вторая ария — «Высота ли, высота поднебесная»? (Быстрой, громкой, легкой, игровой.)

- Кто еще пел эту арию, кроме солиста? (Хор.)

- В какой динамике звучала ария? (Громко.)

Верно, у композитора она обозначена как меццо форте, что означает «не очень громко», но все же громче, чем предыдущая ария. И еще композитор Н.А. Римский-Корсаков дал такое опре­деление ее характера — праздничная.

Послушайте начало этой арии и скажите, чем отличается ее мелодия.

(Педагог наигрывает начало арии, которое идет на одном звуке.) Как здесь движется мелодия — вверх, вниз или стоит на одном месте? (Стоит на одном месте.)

- Найдите нотную запись этой арии и поясните ваш выбор. (Школьники показывают нотную запись и поясняют свой выбор.

Вот, оказывается, какие разные арии поет Садко в этой опере.

В арии «Высота ли, высота поднебесная» композитор Н.А. Римский-Корсаков использовал подлинный былинный распев.

- Как называется голос певца, исполняющего партию Садко? (Тенор.)

- Что это за голос? (Самый высокий мужской голос.)

- Угадайте, какая из арий Садко сейчас прозвучит. (Педагог проводит мини-игру «Угадай-ка», исполняя началь­ные такты арий.)

- Были ли новые арии Садко похожи на народную музыку?

- Как проявлялась народность в арии «Ой ты, темная дуб­равушка»? (Протяжностью, распевом слогов, музыкальным сопровождением.)

- Как проявлялась народность в арии «Высота ли, высота поднебесная»? (В ней использован подлинный мотив былины.)

Вот как древняя новгородская былина описывает мастерство музыканта, былинного героя Садко, который покорил своей игрой на гуслях самого морского царя.

(Педагог читает отрывок из былины.)

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи —

А все пляшет царь морской во синем море.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 927; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!