Политико-культурный проект соц.знания



Анализ идеологий и утопий позволяет выявить интересы разных групп. Угрожает либо анархия, либо диктатура. Анархия – морально-ценностная дизинтеграция. Принцип синтеза –баланс между а и д. Значит, нужно рефлексировать. Обретение контроля путём вывода знаний.

Активная группа:

1. Свободно парящая интеллигенция. Широкий вход в группу. Они должны помогать осмыслить себя другим группам. Только интелл может выйти за рамки предопределённости ситуации (он абстрагируется и мыслит независимо)

2. Социальные технологии: мероприятия, которые позволяют защитить опр группы (соц реформы).

Предлагаемый им проект был реализован в Англии (пункты программы). Социализм + либерализм


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ШЮЦ

Методологическая критика позитивизма у А. Шюца.

Философ, ученый должен преодолеть естественную установку и отрешиться. Принцип – не удивляться! (у позитивистов наоборот). Чтобы понять сознание, нужно во всем усомниться. Позитивисты же: не сомневаются в истинности знаний.

Интерсубъективный характер общества, типичность и повседневность социального порядка.

Интерсубъективный мир- это мир, который мы разделяем с другими. Мир, который коллективно наделяется значением.

Общ-во – соц. реальность, конструируемая людьми в процессе их повседневного взаимодействия.

Интерсубъективность возможна лишь при наличии общности между отдельными субъектами, т.е. при признании того, что наряду с индивидуальными характеристиками субъекту присущи некоторые общие характеристики, которые делают возможным существование "Мы". Интерсуб. – категория, обозначающая то, что является общим для разных индивидов. Интерсубъективностьпредполагает общность опыта взаимодействующих индивидов.

Априори, допущения: В повседневной жизни человек принимает существование других как само собой разумеющееся. Другие являются подобными ему самому.

Однако проблема феноменологии: как возможен успешный опыт взаимодействия с другим, каким происходит понимание другого мной и меня другим. Каким образом возможна общность в их организации опыта для успешного взаимодействия, если каждый индивид имеет свою биографическую уникальность. 

Ответ заключается в существовании Общности в организации опыта, заключенного в схемах типизации(существуют в сознании индивида).

Схемы типизации – формы запаса знаний, относительно различных ситуаций(типичных), которые направляют понимание, истолкование ситуации, мира. Эти знания получены как на основе собственного прошлого опыта, так и данного другими(родителями, учителями)в процессе социализации.

Успешное взаимодействие основывается на представлениях участников, имеющих определенный уровень типичности.(т.е. некую общность опыта)

У человека существуют фоновые ожидания относительно того, как должно развиваться типичное.

как возможно объективное общество. Я выстраивает в себе других, которые имеют свое представление о мире, и тем самым образует общность, объективную для всех.

Соц.порядок:                           

Соц. порядок возникает в процессе институционализации.

Институционализация – процесс возникновения, установления и передачи соц. порядка.

Типизация (хабитуализация - опривычивание) – возникновение порядка

Объективация (объективация типизаций происходит за счет переведения их в общедоступную знаковую систему, например, с помощью языка) – установление порядка.

Легитимация (расширение институц. порядка за пределы жизни одного поколения)- передача порядка.

 


ШЮЦ. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНОСТЬ, РЕАЛЬНОСТЬ

Компоненты здравого смысла:

1. Рациональность.

Человек считает себя рациональным, имея в виду понятность и предсказуемость действий. рациональный=нормальный.

2. Объективность.

человек создает мир, который затем воспринимается как нечто совсем иное, чем человеческий продукт. Все приписывается обстоятельствам. Люди вместе создают социальную реальность, социальный порядок, а потом воспринимают его как заданный.

3. Реальность повседневности.

высшая реальность для человека. Остальные реальности вторичны. Реальность повседневной жизни предстает как интерсубъективный мир, кт разделяется с другими людьми. Мир повседневной жизни столь же реален для других как и для меня(в отличие от мира снов).

 

4. "Социальное конструирование реальности": значение языка, реификации и хабитуализации. 

 

Язык дает возможность высказаться, назвать возможные феномены и одновременно ограничивает(типизирует опыт, принуждает называть как принято).

Я. типизирует переживания в терминах, приобретая значение для другого.

Посредством языка человек разделяет жизнь с другими. Я. используется в процессе объективации. Язык объективирует опыт, разделяемый многими, и делает его доступным для всех, кто относится к данной лингвистической общности. В я зыке происходит объективация опыта.

Реификация- это овеществление социальной реальности, сопровождающееся превращением созданного человеком мира в мир "нечеловеческий", "дегуманизированный", "мир вещей". Реификация — это восприятие продуктов человеческой деятельности как чего-то совершенно от этого отличного, вроде природных явлений, следствий космических законов или проявлений божественной воли. Реификация означает как то, что человек может забыть о своем авторстве в деле создания человеческого мира. Реифицированный мир, по определению, мир дегуманизированный. Он воспринимается человеком как чуждая фактичность, который ему неподконтролен, а не как его собственной производительной деятельности. Реификацию можно считать последней ступенью в процессе объективации, благодаря которой объективированный мир перестает восприниматься как человеческое предприятие и за ним закрепляется качество нечеловеческой фактичности.

Хабитуализация – процесс типизации. Опривычивание. Позволяет не определять каждую ситуацию заново. Повторяющиеся действия становятся привычными, хабитуализируются. В результате так возникает соц.порядок. Сознание закрепляет опред.типы поведения, ситуации как привычные.


ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

 

Радикальное своеобразие в этнометодологии:

1.научная удивленность:изучение необыкновенную организацию обыкновенного

2.бытовая очевидность:изучение значений, которые люди считают естественным

3.антропологичность:изучение культуры в мелочах

Место Э. В истории социологической мысли:

1.Критика:функц-структурализм,марксизм. Против методов: прямое воздействие общества на человека,модель объяснения поведения человека ч/з целерацональное,аналитическое абстрагирование (Парсонс)

2.ЗА:феноменология,культурная антропология

3.Допущение:иная версия о возможности общества-люди-участники взаимодействия. Общество возможно когда люди взаимодействуют,постоянно сотрудничают. Возможность общества должна подтверждаться в каждый момент(каждый чел должен постоянно участвовать). Как люди создают и поддерживают представления о том, что соц мир реален и упорядочен?

Этнометодологи ищут уникальные частные способы воссоздания нормальности!

Категории этнометодологов:

1.Индексность-наше поведение погружено в ситуацию,наши действия индексированы

2.Деиндексация-обратный процесс:истолковение/вербализация объяснений для других,невербализирован объяснение (для себя),отчет

3.Ретроспективный-перспективный характер интерпретации(ориентация на прошлый опыт)

Участник как социолог: все люди наделены способностью приписывать значения действиям,понимать их. Речь задает однородное восприятие происходящего. Понимание (соц.порядок) достигается с помощью речи

Социолог как участник: у социолога нет превосходства перед другими людьми,наука-место для изучения самих себя

Анализ разговоров:

Нормальность поддерживается собеседниками совместно

Используется построчная интерпретация

Использование речевых норм:реплики строятся поочередно

Рутинизация (содержательная сторона речи)


НЕОМАРКСИСТЫ

Стиль теоретизирования:

1.Основные категории в анализе:субъект объект. Субъект-личность,я. Объект-общество,принимающая сторона. Проблема современности:инверсия-субъект и объект поменялись местами. Я из субъекта превращается в объект воздействия.

2.Способ постижения общества:Общество как макросубъект,тотальный связанный.

3.Исходный настрой теоректика:Неомарксисты эмоциональны

Критика общества:

1.общесистемная слаженность где нет места индивидуальному:технологический аппарат производства. Существует много институтов, которые задают тип поведения,контролируют его и формируют,лишая свободы выбора

2.принцип господства (аппарата)

3.эксплуатация-соблазнение людей на удовлетворение ложных потребностей,нет творчества в труде,отчуждение в труде

Историческая логика становления:

На заре цивилизации ( поздняя античность) человек начинает распространять свою субъектность на природу. До этого он жил в согласии с природой, потом он начал использовать ее в своих целях. Чел боиться что природа его поработит и становится садистом. Стремление к господству в основе кот страх и погубило человека. Происходит разрыв (природн/соц,духовн/телесн). Реализация господства на уровне мышления и поведения, а также на уровне предпочтения выгодного разумному

Многомерная реализация принципа господства:

Все сферы включены в реализацию господства:политика,эк,наука,культура

1.На уровне экономики: Идеология господства внедрена в процессе производства и распределения. Рынок как удовлетворяет так и формирует потребности людей

2.На уровне культуры индустрии. В интересах аппарата,есть деньги-сняли фильм. Культура транслирует то, что людей успокаивает и отупляет. Трансформация культуры в сферу потребления.

3.Наука как надстройка. Технический прогресс,плоды кот поддерживает процесс производства. Технические изобретения идут не на творчество а на отупление человека

Одномерный человек:Особенностью эволюции позднего капитализма является ее автономный и одновременно тотальный характер, где все возможные внутренние источники протеста – в том числе и со стороны традиционного пролетариата, «погашены», привязаны к уже достигнутому наличному уровню благ и потребностей, и безальтернативному сценарию дальнейшего прогресса. Одномерности общественного развития соответствует одномерное позитивистское мышление, призванное воспроизводить и отражать в теории наличную действительность, формы и нормы восприятия которой уже заданы логикой Рациональности и Прогресса.

Диагноз:Чел в современности нах-ся в состоянии вещи, на ряду с другими предметами потребления,конформность сознания.

Авторитарная личность (Адорно):

Покорность,конвенциональность,цинизм,деструктивность

Возможная альтернатива:

-цивилизация дает основу для перемен

-новое понимание природного (ценить)

-творческое самовыражение человека


ГОФФМАН

 

Теории влияющие на Гофмана:

Феноменология(роль сознания в повседневном поведении),прагматизм(субъект достигает конкретных целей),социологизм, структурализм

Постановка и решение проблемы порядка:Наши действия помещены в соц ситуацию. Соц ситуация – ситуация прямого взаимодействия. 2 вида соц порядка:субстантивный (сущностный,вечный) и церемониальный(обмен репликами,ритуалами)

Св-ва ситуации face-to-face:Сосредаточенность и вовлеченность участника,осуществление не только передачи информации но и телесная координация,неизвестен исход взаимодействия(риски),face work-производство лица

Ключевая метафора:общество подобно естественному театру.Человек одновременно и зритель и актер

Ключевые действия:управление впечатлениями,создание лица – работает на поддержание видимости нормальности жизни

Форма поддержания порядка:участники должны демонстрировать соответст-е нормам,нормы воплощаются проживаются в конкретных ситуациях. Ритуалы-фиксированные элементы поведения в церемонии. Принцип поддержания порядка-взаимное давление для единого понимания ситуации. Участники стремятся убедить др др в том, что они демонстрируют

Актерское исполнение:

1.Исполнение роли – дисплей – активность участника по производству определенного впечатления, все поведение на людях. Виды знаковой активности:произвольн/непроизвольн. Даже самый удачный актер обладает изъяном, который можно скрыть. Стигма – изъян который сложно скрыть. Чел стремиться демонстрировать один образ – стратегический контроль над дисплеем.

2.Публика – мишень и риципиент дисплея. Оценивает в терминах ценностей,обобщенно

3.Место-любое соц учреждение

Уровни игры:индивидуальн самопрезентация,команда исполнителей

Передний план – создается един впечатление о ситуации. Задний план – расходиться с передним

Манера игры:искренние актеры(верят в то,что происходят) и циничные ( осознают расхождения). Все актеры рискуют т.к есть разграничения м\у природным и социальным. Во взаимодействии природное минимизируется.

Фрейм-перспектива рассмотрения ситуации,способ структ-я опыта. Внутри фр заложен пакет ожиданий,норм. Для кажд вр есть языковая метка.

Св-ва ФР

:задают способ описания сит,не обязательно осознанно человеком,но он может использ это во взаимодействии,человек может действовать благодаря фрейму,повсеместность и культурн адекватность,организованы иерархически

Фреймы:природные и социальные.

1.Природные фр объясняются социальными

2.Устранение природного как недоразумение (промахи)

3.Демонстрация возможностей социального мира (дрессировка животн)

Проблема личности:Законные основания ерзать и почесываться не вписаны ни в один фрейм. Конфликт сэлф-часть личности,которая погружена в интеракцию. Ощущение дистанции свойственно человеку. Это позволяет ему быть собой и исполнять роль одновременно.


ХАБЕРМАС

Вебер, феноменология, парсонс – 3 основания его теории коммуникативного действия (метапарадигма). Задачи: обозначение современности как модерна. Фокус на культуре. Возможность конструирования потенциально не насильственного способа построения бытия. Нужно восстановить утраченное единство научного понимания.

Модерн, настроен созидательно – предлагает как преодолеть ужасы модерна – создание разумного ценностно-насыщенного проекта. Кризис в ценностном единстве научного понимания и повседневного.

Противоречия общества модерна: модерн – современное сост общества, технологии, рыночные и политические институты – т.е. системы. Сферы жизни сильно взаимосвязаны. Экономическая сфера не настолько важна, самостоятельного давления нет. Сфера культуры находится в жопе, ее каналы используются для закрепления господства. Жизненный мир состоит не из институтов, а из чел сознаний «нетематизированный горизонт значений». Этот мир растоптан системой.

Труд и коммуникация – 2 индикатора развития общества.

Труд – целерац.действие (инструментальный и стратегич.).

Стратегическое искажает коммуникацию.

Противоречие системы и жизненного мира (объект-субъект.непонимание, ценности – смыслы, макро – микро).

Общество – контроль за человеком. Политическое господство и идеологическое доминирование воспроизводятся в извращенном труде и взаимодействии.

Рациональность (формальная и материальная). Рац-сть обеспечивает 2 вида эмансипации – от внешн.прир.принуждения и от репрессии от собст.внутр.природы.

Коммуникат.действие => достижение понимания, взаимопонимание. Координация достигается посредством достижения понимания. Важно, чтобы оба агента комм были услышаны и поняты. Участники согласуют планы и вырабатывают общее определение ситуации. В процессе аргументации достигается добровольное согласие.

Нужна политически-функционирующая общественность, к ним приобщить массы т.о.:1)исправление искажений коммуникации; 2)индив.рефлексивность; 3)субъект-субъектная ориентация;4)конструирование норм

нужно вернуть 3 уровня комм-ции:1)объективный (институты);2)интерактивный (соц.нормы)3) жизн.мир (чел-к).

рефлексия – один из институтов борьбы человека с внешними ограничениями в понимании мира.

Дискурс – идеальная коммуникативная ситуация, он в ней происходит. Главный мотив – поиск истины, основной силой является обособленный аргумент, участники, темы и степени активности не ограничены. Честность, искренность. Трудности: дискурсу мешают латентные стратегические действия, маскировка. Они проникают в разные места, появляется неискренность, сговор, вынужденное согласие.

Итог: утопичность и потребность в утопи. Концепция эмпирически мало реализована. Первый шаг на пути к социальной справедливости.

 


ГИДДЕНС

Теория структурации.= Стр.функц+структ-зм+понимающ

Для модерна характерны 4 институциональные оси:1) индустриализм;2) капитализм;3) институты надзора;4) институты монопольного контроля над средствами насилия

Время и пространство в социальных системах изменилось – из-за глобализации современная техника позволяет их нарушить. Становится возможным действие на расстоянии, вплетение в локальный контекст. Информация циркулирует быстро. Повседневность наводнена отдаленными событиями. Изменилась связь чел с соц системами.

Агент – практики - Правила и ресурсы (системный уровень): сегодня (бессознательность). Вчера (условия). Завтра (последствия). Практики упорядочены, они повседневны и общеприняты, есть правили и ресурсы, которые способны задавать правила и контролировать практики (средства накопления и удержания власти)

Стратификационная модель действующей личности: 4 компоненты агента(уровни сознания):1) Дискурсивное сознание; 2) рационализация; 3)рефлексивный мониторинг; 4)практическое сознание. 2 направления динамичности агента:1) открепление соц.институтов.Механизмы открепления – симв.значки и экспертные системы.2) рефлексивность на всех уровнях. Последствия практик ни один агент не может контролировать и продлить до конца. Динамику ситуации обеспечивает компоненты непредсказуемости современности.

Рефлексивное общество – посттрад.общ-во,общ-во,в кот.люди осмысляют традиции.

Модерн в индивидуальной жизни: Личностный типаж: чувство онтологической безопасности – все хорошо; базисное доверие – доверие, формирующиеся у ребенка, общество в лице родителей. Модерн подрывает чувство базисной безопасности.

Межличн.отн-ния– активное доверие, должны постоянно подтверждаться, рефлексивные отношения. М и Ж проживание вместе, активное доверие на основе текущего опыта

Структурация – есть некая схема, полагаясь на которую можно увидеть как актеры конституируют социальную действительность и одновременно конституируются ею. 1. Основной предмет соц. анализа заключается в изучении природы современности. 2. Современность является сутью социологии. Она ее формирует (идеи Хабермаса). 3. Совеременность – рефлексивна. Рефлексивно не только участники, но и все общество. Главное для социолога – рассмотрение современности, открытость интерпретации и нельзя принимать ничего на веру.

Причины динамизма: рефлексивность и разделение времени и пространства. Направления динамичности: 1) открепление соц институтов (они парят в неоднозначном состоянии), с помощью значков и экспертных систем (деньги);2) рефлексивность на всех уровнях: постоянно происходит переосмысление настоящих практик. Высокий темп постоянных изменений.

Посттрадиционное общество – общество повышенных возможностей и опасностей.

ЭЛИАС


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!