Исходные ориентиры символического интеракционизма



А. Прагматизм, как набор идей – реальность существует в виде конкретного действия. Актор отбирает элементы внешнего мира с точки зрения их полезности. Актор отбирает объекты в действии и восприятии.

Б. Бихевиоризм – среда дает стимул, актор – реакцию. Реакция на воздействие уловимав действии. Вопрос совмещенияактивности актора и его ограниченности контекстом.

4 ступени деятельности – 1. импульс (чувственный стимул, который действует на агента); 2. восприятие (объект преломляется во внутреннем мире агента); 3. манипуляция (после того, как объект сформировался, наступает фаза обдумывания действия); 4. совершение действия или реализация.

2,3 – усложнение, присущее только человеческому сознанию. Ориентация на людей, чтобы было восприятие. Стимул как повод для поступка.

Действие в социальном контексте

А. Действие и интеракции в контексте взаимодействия (ситуативно организованные)

Жест – основной механизм действия. Совершает один участник, а 2-ой реагирует. Характерен для животных. Всегда влечет за собой ответ. Самый сильный жест – головой, потому что слышим самим актором.

Жест осознанный – символ – стимул, который вызывает социально принятые реакции. Осознанность означает включать мыслительные образы. Способен оказывать сходное социально значимое воздействие на всех участников. Имеет значение, выходящее за рамки ситуации.

Язык – универсальный набор символов. Приносит совокупное социальное действие в сознание. Мышление осуществляется с помощью символов.

Б. Социальная интеграция и MIND

Символы побуждают действовать наравне с другими. Отвечая ожиданиям других людей, актор может достигать своих целей. В социальном мире агент осуществляет поведение. Если действия ориентированы на других и удовлетворяет потребностям актора, то общество состоялось. Человек живет в мире взаимностей а не стимулов, действует, а не реагирует

MINDразум (проявляется в способности вызывать в себе отклик сообщества в целом), интеллект (взаимное приспособление в действиях), сознание (хранилище мышления, интеллекта на уровне индивидуального сознания или свойство окружающей среды)


МИД. SELF отдельного носителя сознания

А. Содержание SELF

SELF – человек способен видеть себя объектом и на основании этого производить поведение. С одной стороны – связь с обществом, с другой – с ситуацией.

1. Позволяет ориентироваться на партнера по интеракции; 2. курирование всех этапов интеракции; 3. система привычных откликов; 4. обеспечивает понимание всех проявлений. На протяжении всей жизни формируется характер – может быт предсказан с точки зрения других.

Б. Генезис SELF

Сначала интеракция – потом SELF – сознание как значимый атрибут

1. Вокальный жест; 2. Особые практики play (SELF играет сам с собой, интеракция проговаривается одним человеком, действия сопровождаются общественно значимыми фразами) and game (игра в коллективе с согласованными действиями; учет ожиданий, нужно представить себя объектом для других; ключевые смыслы оформлены в виде правил поведения для всех).

В. Про наполнение SELF

SELF=I+ME – две неразрывно связанных и противостоящих друг другу стороны

  1. Основное свойство I (являет собой непредсказуемую или антисоциальную форму) ME (носит общество в себе)
  2. Основной акцент I () ME (преобладание социального контроля)
  3. Отношение с социальным миром I () ME (открытость обществу)
  4. Моральное значение – каждый компонент SELF имеет определенное значение для общества I (аппелирует к чувству свободы) ME (принимает ответственность)
  5. Представленность во времени I (будущее) ME (прошлое и настоящее, человек способен рефлексировать) I в памяти становится ME
  6. Последствия существованияI (выгода в форме возможности) ME (существует в форме выгоды – позволяет достигать целей, обрасти капиталом в прок; функция – воспроизводство образца)

Синтез идей

Интеграция и наполнение (здесь было слово!)

  1. Про универсальность мышления – поскольку мышление отсылает к багажу знаний, результатом становится одинаковость, шаблонность в поведении. Через МЕ люди ведут себя безлично. Знания закодированы в общие системы.
  2. Про универсальность SELF – проблематика области I (разное соотношение I и ME в разных людях; особое стилевое осуществление реализации; разная биография)

ПАРСОНС ТАЛКОТТ

Замысел и стиль теоретизирования

Создание суперсистемной теории; синтез парадигмальных установок (французская и немецкая школа, например); синтез теории и практики

Критерии адекватности теории

1.Теория не должна отображать эмпирическую реальность. Она дает категории как инструмент для описания и объяснения.

2.Теория должна содержать аналитические категории, конструкты, которые внутри себя логичны и связаны

3.Конструкты должны быть средством для построения гипотез

Содержание теоретического синтеза – намерение соединить Дюркгейма и Вебера (реализм и натурализм); создание универсальных закономерностей объединения.

Содержание теории

Переход от актора к системе.

А. Начало теоретического отсчета – unit act– единичное действие. Нужно начинать с действия, однако, интересен субъективный процесс принятия решений, которые совершает актор. Основной критерий социального действия – цель. Любое зафиксированное действие понимается как осознанное.

Unit act – actor, aim (что-то изменить), situation (средства – то, что актор может использовать; условия – обстоятельства в которые он погружен) + нормативная ориентация – то, что задает выбор среди разнообразных целей – задает способ взаимоотношений всех элементов. Область поиска общего.

Действие одновременно волюнтаристично (актор определяет ситуацию) и нормативно (завязано на одних нормах или управляется помимо желания)

Общество – упорядоченный набор единых акторов

Б. Шаг к уровню системы

Как возможен порядок, если каждый преследует свои цели?

Теория должна объединять действия и общество. Происходит смена фокуса с unit act на общество в целом.Общество – организованные формы взаимодействия акторов.

Признаки системы

1.Система (единство, которое имеет внутреннюю структуру и внешнюю, с которой вступает во взаимодействие; самоподдерживающийся порядок, сколько бы не было акторов)

2.Функции (действия, направленные на удовлетворение нужд системы)

3.Структура (композиции, поддерживающие целостность)

Актор очень мал перед ситуацией, однако в нем содержится сугубо системное начало. Актор– человек (организм), чье научение происходит в контексте определенной культуры, а его действия могут иметь сходные черты. Акторы адекватны системе.

Фундаментальная динамическая теорема социологии.

Имеется интеракция  целостных образцов и потребностных диспозиций (ценности объединенные с потребностями, которые есть у актора. Нормы определяют цели). Цели актора под оформляющим воздействием ценностей воплощены в ролевом исполнении.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!