ШЕЛЕР АКСИОМЫ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ



1. Знание каждого человека о том, что он - "член" общества, - не эмпирическое знание, a a priori. Оно генетически предшествуетэтапам его так называемого самосознания и сознания собственной ценности: не существует "я" без "мы", и "мы" генетически всегда раньше наполнено содержанием, чем "я"2.

2. Эмпирическое участие человека в переживании окружающих его людей реализуется всякий раз различным способом в зависимости от сущностной структуры группы. Эти "способы" следует понимать как идеальные типы. На одном полюсе находится идентификация, какой мы ее видим, на другом полюсе - умозаключение по аналогии от физически-телесного жеста к качественному содержанию переживания.

3. Существует твердый закон порядка происхождения нашего знания о реальности, т. е. знания о "том, что способно воздействовать" на нас, а также порядка наполнения [содержанием] постоянно присущих человеческому сознанию сфер знания и коррелятивных им предметных сфер

Структура личности, априорная иерархия ценностей и тип личностей

Строение личности. Свобода – спонтанность, духовность центра в человеке. Личность двойственна, быть ею – проблема. 1. Жизненная составляющая 2. Идеальная и ценностная. Смысл человеческого бытия. Она помогает превозмочь телесность.     Проблема личности – в объединении этих двух горизонтов. Личность может подчинить себе одну, снимается био-психологический детерминизм.

Ценности и их проявления в личности. Ценность – ключевая начинка личности. Ценности – транциндентны, не доступны сознанию. Невыводимые свойства предмета. Ценности выписывают нормативность, образцы поведения. Влияют на мотивации личности. В человеческих намерениях и интересах разная востребованность. Они ранжированы. Интенция –намерение, в котором личность соединяет свои компоненты. В зависимости от интенции личность формирует поведение. Порыв к ценностям. Чтобы актуализировать личность, нужно достичь ценностного уровня восприятия. Её потребность => ценности. Порыв к ценностям сложен.

Мех-мы порывов: Apriori – способность узреть ценность, усмотреть . Отличать сущность от бытия. Переводить ситуацию на язык абсолютных значимостей (з. – иерархия ценностей). Рассудок ценностно слеп. Их можно только чувствовать. Взывает к любви. Ценности постигают через любовь.

Универсальная априорная иерархия ценностей и типы личностей:

1. Гиденестическая ценность полезностей. Приятное/неприятное.

2. Витальные и желынные. Желанное/нежеланное, важное/неважное

3. Духовные ценности. Эстетика познания, этики права. Благородн/поле, легальное/нелегальное.

4. Ценности святости.

След-е задаёт тип личности: 1. Весельчак 2. Деятель /герой 3. Законодатель /артист/ учёный 4. Святой.

Взаимодействие элементов личности: Базис – инстинкты, телесные состояния. Надстройка – дух ценности. Базис создаёт условия для принятия определённых ценностей, но надстройка ответственна за конечный выбор. Трагичность бытия в давлении базиса, а человек-личность должен противостоять.

Связь личностного и социального: Этос – исторически поколенчески представленная структура интенций. Тип жизненных реакций , направленных как «вверх» к ценностям, так и «вниз» к жизненной реальности. Макросостояние предопределяет поведение личности. Личность принадлежит обществу, истории. Она в определённом кругу ценностей. Макросостояние – общественная динамика.


МАНГЕЙМ

Специфика знаний современности. Сейчас нет единого стидя мышления, тк существует интеллектуальная эклектика, много взглядов и позиций. Нет и морального единства. Идеи разных эпох находят своих адептов. Ex: свобода личности, равенства и справедливости (антич), сверхчеловека(философ, религ). Предлагает восстановить утраченное единство по-новому: принимая множество идей прийти к единой морали. Новая ситуация в обществе: впервые зап. Цивил об-во может установить контроль над знаниями. Религиозное знание утрачивает свою монополию. Социолгия – аргумент самостоятельность общества. Знание ради действия. Реорганизация. Знания привязаны к политике . Множество взглядов имеют свои философ обоснования. Имеется открытая политическая дискуссия. Рефлексия, осознание. Опасность: плюрализм дискурсов (как знаний). Слишком много разных знаний => поддержка разных нормативных моделей. Аномия, отсутствие закреплённых нормативов.

«Нужно понять мышление, как оно функционирует в качестве орудия копмл.д-я в общ жизни и политике». Как мышление преобразуется в действие. Экзистенциальная предопр. знания. Индивид – представитель группы, мыслит на её языке. 1. На уровне экзистенции индивида – индивид обнаруживает сложившуюся ситуацию в обществе (соц контекст) – есть возможности и ограничения. 2. Знание предопр-но на уровне языка – язык урезает, направляет мыслить определённым образом. Каждое понятие – своего рода табу по отношению к другим смыслам.3. На уровне коллективного понимания - всякий раз знание сгруппировано но уровне общества.

Ценности – осознание компоненты знания. Существуют бессознательные мотивы – тоже входят в набор знания, но на глубине. 4. Структурная предопрделенённость – структура соц-я, которая влияет на знание. Локализация внутри соц стр-ры. Иерархичность классов, групп, проф групп. Стили мышления, устойчивый набор знаний, Продвигают опр сочетания групп. Констеляции – расстановки соц-классовых позиций.

Стили мышления политических течений:

1. Бюрократический консерватизм

2. Исторический консерватизм

3. Либерально-демократический буржуазный

4. Социализм-коммунизм

5. Фашизм

Осознание бессознательных мотивов, придание им ценности. Необходимость осознания и рефлексии. Нужно сознательно подойти к организации общества. Предпосылки осознания:

1. Интенсивная вертикальная мобильность => знание циркулирует стремительно

2. Демократизация. Образ мыслей низших слоёв обретает право голоса. Коммуникация между слоями.

3. Изменение положения интеллигенции как группы . Им дана возможность интерпретировать мир (нач ХХ в.)


МАНГЕЙМ. ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ

 

Знания: идеология и утопия. Оба обусловлены соц ситуацией и не до конца отрефлексированы.

Идеология:

1. Форма – теоретизированное знание

2. Группа-носитель –господ класс

3. Сущностное свойство – апология (восхваление текущей ситуации), легитимация

4. Как работает: коллективное бессознательное определяет. Группа/класс скрывает действительное состояние общества как т себыя, так и от других и тем самым стабилизирует его, не замечает тёмных пятен.

5. Возникновение: когда можно выделить класс-носитель. Полит конкурент тоже может подкреплять позицию оппонента.

Отправная точка сознания – идеология. Есть частичные/тотальные. Тотальная – вся структура сознания. Весь язык об-ва, то, что удерживается общей рамкой. Частичн – присуща отдельн группам, классам.

Утопия:

1. Духовное образование, эмоционально окрашено.

2. Угнетённые, но стремящиеся к реваншу

3. Знание о будущем

4. Угнетённые группы столь заинтересованы в уничтожении и преобр-и сощн-го ощества, ч то невольно видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Соприкасается воля к действию и знания.

5. Позволяет констатировать начало политической борьбы

Можно выделить адекватное действительности и транциндентное знание. И идеология и утопия –транциндентны. Идеологии никогда не достигают результата своего сюжета.

Утопия о будущем ориентирована на идеологию настоящего. При реализации, утопия прошлого превращается в идеологию будущего. Утопии присущи человеческой природе и помогаю движению.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!