Позитивистский проект общественной жизни (антииндивидуализм).



СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ

Конец 1840х – появление в С.В. Европе; середина 1880-1930х –институциональное становление.

Осознание своей возможности влиять на происходящее, реформаторский настрой.

Область поиска: определение общества, как возможно общество. Предмет: нечто между природой и божественным началом = рукотворное.

Общество: совокупность институтов (Дюрк), человек в социокультурном пространстве (Сорок), совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей (Зим).

Круг идей: проблема соц порядка, проблема автономности и универсальности  личности, общественный идеал.

Классические фигуры: Конт, Вебер, Дюркгейм, Маркс, Зиммель, Теннис, Парсонс.

Признаки классичности: осознание проблематики общественного устройства, отмечают новые черты в ежедневном для них обществе, изоляция социального и объяснение его черт, концепции отличает стройность и внутренняя непротиворечивость, база для современных теоретиков.

Способы воспроизводства знания: 1) Хронологический – хронология появления мыслей; 2) Формальный подход – создание параметров описания классиков; 3) Парадигмальный подход – выделение подходов по взглядам на предмет, 4 парадигмы: функциональная, конфликтная, интеракционизм, теория обмена, 3х парадигмальный подход: натуралистическая - Парсонс, Интерпретативная – Вебер, Оценочная – Маркс; 4) Национальный – по школам.

Теория как социальный феномен: 1) теория порождается практикой. Социология осмысляет текущие проблемы. Теория – ретроспективная мудрость, она привязана к месту и времени где она зародилась. 2) Теория порождает практику. Она предлагает проект возможного будущего, то что продуцируется теоретиками будет воспринято обществом.

Социология как нормативно ориентированное знание: 1) Во имя познания и понимания (мы углубляем свое знание о повседневности), Вещи суть не те, чем они кажутся (социолог ничего не принимает на веру); 2) удивление и оппозиционный настрой (постоянный поиск альтернативного объяснения) , «Состояние, когда данность становится возможностью» Бергер; 3) Свобода и различие «Социология оправдывает себя тем, чтобы знать и осознавать лучше, чем не знать и не осознавать» Бергер, «Социология дает возможность людям делать выбор сознательно».


ОБЩЕСТВО-ГОСУДАРСТВО. АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА

Значение Общества конкретно = Полис - город-государство. Человек в первую очередь гражданин полиса. Манера теоретизирования: Конкретные рекомендации – законы, правила поведения; Рассуждения о гармонии и этике, о том, как должно быть. Объект теоретизирования: Государство как место соблюдения порядка (внутри себя и снаружи), установление социального и военного порядка.

ПЛАТОН: государство раскрывает природу человека (круг – государство как душа человека, центр – точка приведения в соответствие (законы мудрецов), стрелочки – силовая гармонизация посредством государства. Сколько существует видов государства, столько душевных устройств и существует. 3 составляющие души (кони): вожделение – воздержанность, Пыл – Мужество, Разум – мудрость. Ремесленники, Воины, Стражи/Управители. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государственный строй. Человек сам не способен достичь гармонии, он порочен. Государство насильно гармонизирует людей. ТИПЫ устройства: 1) Правильные: Общежитие – все общее. Чтобы избежать заражения страстями, воспитание целостности духа; Монархия – 1 правит по закону; Аристократия – несколько правят по закону. 2) Порочные: Олигархия – несколько правят по произволу; Тимократия – право нескольких закреплено собственностью; Демократия: много правят по закону; Тирания – 1 по произволу.

АРИСТОТЕЛЬ: Первый проинституциональный анализ общества. Государство организовано по принципу матрешки: 1) Домохозяйство – удовлетворение первостепенных потребностей, все отношения вертикальны: Муж-Жена; 2) Демос (соседское поселение с управлением старейшиной) – все остальные потребности кроме безопасности и торговли; 3) Полис (несколько поселений) – все потребности. Тот, кто обладает властью наделен ей от природы, тот кто подчиняется только на это и способен. Тот кто находится в подчинении должен быть управляем. Рабов иметь законно и справедливо ибо хозяин – их колесница. Имущество закрепляет право на власть – право собственности у избранных. Формы устройства: Правильные: Полития – в интересах всего общества правит большинство. Граждане – хранители и носители закона. Монархия, Аристократия. Неправильные: см. Платон.

МАКИАВЕЛЛИ: Сфера политики это сфера жизни, которая поддается управлению. Существуют правила предвидения и корректировки. Адаптивность – ключ к политике = нужно отслеживать ситуацию во внешнем мире, вести мониторинг окр среды. Поведение и законотворчество регулируется окружающей средой. Механизм власти: прямой и косвенное силовое воздействие, государь должен принят в себе и человека и зверя. Сохранение власти возможно при достижении успеха, если государь руководствуется сверхмотивом (удержание власти) то любые его действия оправданы. Люди – чернь, они прельщаются видимостью и успехом, поэтому государю не обязательно обладать добродеятелями, но есть необходимость, чтобы так казалось. Необходимость конституции как гаранта независимости государства и устойчивого порядка. Социальный порядок искусственный и нуждается в поддержании.


ГОББСОВА ПРОБЛЕМА

«Человек – естественное тело, но в качестве гражданина участвует в создании искусственного, а именно – государства»

Возможность государства: общественное состояние – проблема. Изначально государства, как и общества, не существует. Общественное состояние – полноценное государство, но существует догосударсвенное состояние, поскольку человеку трудно находиться в обществе. Природа человека – естественное состояние, в котором люди обуреваемы страстями: соперничество, недоверие, жажда славы. Люди в состоянии страха ведут войну всех против всех, борьба не заканчиваются поскольку люди примерно равны между собой. Существует потребность в объединяющей социальности, для концентрации власти. Естественное право человека- самосохранение => естественный закон – движение к миру. Общественный договор – реальное единство воплощаемое в одном лице по средством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия. Монархия обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутреннее единство воли в государстве и ее единство с исполнительными органами. Суверен - не только верховный политический властитель, но и верховный судья в вопросах веры и всех иных суждений и мнений, могущих иметь значение для государства. Задача суверена - сохранение и продление жизни "государственного тела", т. е. поддержание мира и безопасности. "Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных им законным путем, безопасным и безвредным для государства" (Левиафан. Гл. XXX). А для этого надо укреплять и охранять абсолютную власть суверена. Социально-политические взгляды Гоббса внутренне противоречивы. Так, гарантии личного благополучия в гражданском состоянии противоречат неограниченному произволу суверена. Своекорыстное поведение, непосредственно безвредное для государства, противоречит политическому единству. Признание права на борьбу за самосохранение вопреки воле суверена ограничило бы его могущество, что противоречит определению. Суверен заставляет повиноваться благодаря полномочному распоряжению жизнью граждан. Но угроза расправы со стороны суверена - не лучше естественного состояния всеобщей войны в том, что касается безопасности.

Естественные законы (19): основной - следует искать мира и следовать ему. Существует право защищать себя всеми возможными средствами.2) в случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе. 3) люди должны, выполнять заключенные ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения и являются лишь пустыми звуками, а раз при этом остается право всех на все, то люди продолжают находиться в состоянии войны.4) благодарность;5) взаимная уступчивость и любезность; 6) легко прощать обиды.

РУССО

Естественное состояние: ключевое стремление человека – самосохранение и способность к состраданию. Но существует еще и жажда свободы. Отношения в племенах первозданны, цивилизация губит природу, разрушает естество. Науки и искусства не способствуют развитию природы. Закрепляют положение рабства (неравенство, нашедшее закрепление в цивилизации посредством  частной собственности и власти. На уровне власти неравенство закрепляется в полит режиме. Но есть возможность все исправить путем возвращения к природе внутри себя. Наше спасение в том, чтобы найти полит модель должного.

Республика: 1) найти такую форму ассоциации, которая защищала бы но не ограничивала свободу; 2) актом разумной воли является соглашение о суверене (политическом организме, образованном из частных лиц). Свобода в таком государстве не реализована без ограничений, самоограничение выводит свободу на уровень моральной свободы – свободы следовать в формировании которых ты участвовал. Личность – морально свободный участник государства.3) Суверен – условная личность, инстанция, которой передается возможность управления.4) идеальная форма правления – республика – государство, управляемое посредством законов, ориентированная на свободу и равенство. Народ участвует в создании законов и имеет возможность сместить правящую верхушку. 5) 3 типа воли: воля всех – мнение большинства, выражает интересы частные и представляет собою лишь сумму изъявлений воли частных лиц; 2) всеобщая воля - неизменно направлена прямо к одной цели и стремится всегда к пользе общества, всегда принимает сторону всякую справедливую, всегда защищает общее благо; 3) частная воля – индивидуальное хотение, не всегда примыкает ко всеобщей: если заблуждается ее носитель, если это не включается в цели всеобщей воли, если заблуждается всеобщая. Если человеку кажется, что он хочет другого, то нужно обратить внимание на народ и понять, что ты хочешь того же самого. Свобода и равенство – процесс пресечения альтернативных тенденций.

МОНТЕСКЬЕ

Миром управляет не фортуна, частные причины зависят от некоторого общего начала. Природа правления – число обладателей суверенной власти, принцип правления – чувство, которым должны руководствоваться люди внутри каждой формы правления. Формы правления: республиканская - добродетель (уважение к законам) – верховная власть находится в руках или всего народа или части его, основана на эгалитарных взаимоотношениях членов коллектива; монархическая – честь (соблюдение каждым того, чем он обязан своему положению)  – единственный обладатель власти правит по единым, твердо установленным законам, основана на дифференциации и неравенстве; деспотическая – страх (примитивное чувство вне политики) - власть одного по произволу, возврат к равенству в том смысле, что каждый человек начинает бояться всех остальных. Различие форм правления означает одновременно и различие организационных и социальных структур. Каждый из 3х типов правления соответствует определенным размерам территории, занимаемой данным обществом. Существует естественная связь между количественными характеристиками общества и формой правления. Рассмотрение географической среды как двучастного образования: климата и земли. Основным фактором противопоставления одного строя другому служит сравнение: что преобладает воинское дело или торговля. Факторы: физические (климат, почва, рельеф) и моральные (дух народа и религия). Темперамент зависит от климата.


ПОЗИТИВИЗМ. КОНТ

Позитивный – сугубо научный. Органицизм, эволюция (Спенсер). Отделение от метафизики и теологии. Мышление + наблюдение.

Конт. Эл-ты: 1. Позитивное знание – реальное, открытое – доступное уму. 2. Полезное, в отличие от негодного 3. Достоверное – способствует установление гармонии между человеком и обществом 4. Точное – совместимость с природой явления 5. Положительное. Посвящение выявлению законов, нет выявлению причин.

Стадии развития человеческого духа: 1)Теологическая: объяснение на обращении к божеству (фетишизм, политеизм, монотеизм). Объяснение фиксировано, нет конфликтов. Состав об-ва: господство духовенства и военной знати. 2)Метафизическая: разрушительный характер – богословство и вольнодумство, пошатнуло вариант объяснения мира. Развитие интеллекта. Об-во лишается единого объяснения (1300-1800). Объяснение природы абстрактными силами и идеями. Идеи возмжности личности, прав и обязанностей. Состав об-ва: философы и юристы. 3)Позитивная: вполне нормальная и окончательная (с 1600 в Европе). На основе наблюдений и создание описаний, выявление ествественных природных законов. Состав: учёные и промышленники, НТП. Растут соц-е чувства.

Области изучения социологии – статика и динамика. Статика – соц группы,; взаимоотношение элементов социального организма как единого целого (семья, промышл орг-и, гос-во, сети) Динамика – процесс изменения в этих институтах, прогресс (+). Нужно исследовать, что именно является движущей силой в развитии общества. Факторы :духовный и физический (умственный). Речь идёт об идеях, которые управляют обществом. Вторичные факторы – климат, раса, продолж жизни, прирост населеня… Основа прогресса – общественный порядок; понятия должны быть позитивными => развитие разума =>матер-я часть тоже.

Социология – единственная наука, изучающая, как совершенствуется разум человека и психика под влиянием общественной жизни. Индивид – абстракция. Общество – реальность, действительность, оно делает разум.

Методы: наблюдение, метод эксперимента, сравнение. От абстрактных наук к конкретным.

Позитивистский проект общественной жизни (антииндивидуализм).

Столпы об-ва: семья, производ группы, государство.

1. В семье представлена социальность в её основе. Природный индив-м человека семья способна изжить, появление альтруизма. Семья воспитывает.

2. Производственные группы: разделение труда обеспечивает особую форму кооперации – сотрудничество. Но солидарность развивается слабо, внутри себя. Непрерывное материальное развитие.

3. Гос-во: орган социальной солидарности. Оно отвечает за соц-й прогресс, должно пользоваться позитивным знанием. Солидарность и гармония – основные принципы статики. Осуществляет регуляцию и контроль. Практическая политика. Никаких революций.


СЕН-СИМОН и КОНТ

Сам жизненный и творческий маршрут Конта от проповедника новой науки к проповеднику новой религии в известном смысле повто рил маршрут Сен-Симона, в деятельности которого так же различаются три периода: научный, социально-реформаторский и период чувства и веры, в который он разрабатывал «новое христианство».

Но было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент на проблеме социального прогресса; Конт, также веря в прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт -сторонник концентрации и централизации политической власти, социальной иерархии и субординации; Сен-Симон, наоборот, предсказывает и обосновывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение интел лектуальной реформы как необходимого условия реформы социальной, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в зародышевой, неразвернутой форме, это часто лишь отдельные высказывания, наброски концепций, но не сами концепции. У Конта, наоборот, те же идеи представ-лены в виде развернутых, систематических концепций и теорий.

СПЕНСЕР

Эволюция повсюду. Общие принципы. Фазы: неорганиеская, органическая, надорганическая. Факторы эволюции, объективны проявления: географические, психологические, биологические. Общество как организм, он усложняется усиливается взаимозависимость и повышается устойчивость. Регулятивная система – гос-во. Произ-во и поддержание – производство. Распределение система – разделение труда.

«Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной разнородности, а сохраняемое веществом движение претерпевает аналогичное превращение».

Переход от состояния «неопределенной однородности» к «определенной разнородности» демонстрирует смену состояния общества, процесс усложнения его структуры. В качестве примера можно привести усложнение системы социальных институтов. В данной ситуации «неопределенной однородностью» будет являться начало общества – период, в котором не было функционального разделения институтов. Институт религии регулировал все сферы деятельности человека. Состоянию «определенной разнородности» соответствует современное общество со сложной структурой институтов


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!