Интеграция и дезинтеграция социальных институтов.



Соц инст-ты – об-во распдается на органы – органы самоорганизации и управления. Все ячейки работают на интеграцию. Институты появляются в процессе эволюции, вносят свой вклад.

Группы: домашние – семья; обрядовые – устанавливают обычаи, регулируют нравы; политические; промышленные – организуются и усиливаются по ходу эволюции. Общая тенденция к увеличению дифференциации. Прямое принуждение сменяется на внутреннее самоограничение. Снимается конфликтность + инст обр-я – их роль повышается. Все друг с другом объединены. Не может быть политическогопринуждения. Не нужны реформы, об-во должно самостоятельно эволюционировать. Человек меняется. Если вмешиваться в соц мех-м, то можно его разрушать.

 


КАРЛ МАКС

Основная легенда: антагонизм и революция

Ключевые точки: классы, конфликт, эксплуатация, отчуждение, революция

Описание капиталистического общества – обмен деньгами посредством товаров.

Капиталистическое общество– товарный способ производства (независимая переменная, способная охарактеризовать любую формацию)

Класс – реальные группы, которые вступают существующего способа производства. Разбиение на классы происходит по системе организации разделения труда (владение и не владение собственностью)

Противоречиепроизводительные силы (средства производства и производительность труда, которую они обеспечивают пр. отношениям – отношения собственности и распределения дохода) обгоняют производственные отношения (производственные отношения – форма развития пр. сил – силы как деятельность обгоняют социальную структуру, сложившуюся по этому поводу – отношении не меняются в результате конфликт – противоречие в скорости движения)

Герои – капиталисты, буржуазия, собственники – производственные отношения; пролетариат – производительные силы (антагонизм – главный факт жизни современного общества, объективен, не зависит от обстоятельств) – вся история представляет собой историю борьбы классов. Всегда существует поляризация на 2 класса.

Эксплуатация – выражение объективного противоречия интересов, т.е. существует доминанта – эксплуататор.

Пролетариат производит продукты для буржуазии, а не для самих себя. Производство происходит в губительных условиях, а то, сколько они производят на данный момент, идет в карман капиталистам. Усилившаяся мощность производства никак не сказывается на отношениях к рабочим

Отчуждение – эффект эксплуатации. Настроение, которое олицетворяет реакцию на ситуацию со стороны пролетариата. Пролетариат отчужден от результатов труда. Тяжелое безразличие как реакция на данную несправедливость. Человек отрицает себя в труде, не развивает себя, а изнуряет. Мотивация на выживание.

Факторы отчуждения

  1. Частная собственность, не принадлежащая пролетариату – отчуждение от результатов производства.
  2. Анархия рынка – ситуация производства с целью обогащения. Дегуманизация буржуазия.

Целостный человек – homo faber (человек трудящийся) неотчужден. Человечество движется к данному человеку. Человек не завязанный в эксплуатации. Нахождение себя в труде. Человек должен жить трудом и трудится живя. Человек – предельный альтруист.

Революция – неизбежный исход конфликта. Силы возьмут верх над отношениями. Должны сложится объективные условия. Производственные силы должны развиться очень сильно относительно отношений.

Условия: 1. потенциально не бедное общество; 2. активность – коллективные действия, связанные с её осуществлением


БАЗИС и НАДСТРОЙКА

Базис – производственные отношения. Структура легенды: структура собственности, организация труда.

Надстройка – формы общественного сознания, которые соответствуют базису.

Конфликт объективно в раскладе производственных отношений в базисе. В надстройку входит все то, что люди думают по этому поводу.Надстройка идеологизирована и ориентированна на определенный базис. Доминирующий класс всегда внедряет свои идеи в институты. Политика должна исчезнуть в ситуации разрешения конфликта.

Для совершения homo fabia нам не нужно государство, институты и конфликт

Формация – крупные исторические этапы, развивающиеся по средствам производства (1. племенная или общинная – коллективная собственность; 2. античная – общинная и государственная, город – Полис, собственность коллективная, исключая рабов; 3. феодальная – крепостничество как способ эксплуатации; 4. капитализм – наемный труд; 5. азиатская - государство в роли эксплуататора, номенклатура пролетариат; 6.социалистическая - homo fabia).

Коммунизм – социализм, совпадающий с гуманизмом. Энергетический принцип будущего. Отрицание отрицания.«Свободное развитие каждого, приведет к свободному развитию всех».

Человек с полным превалированием социального. Человек становится всемирно историческим. Человек – космос. Т.е. существует роль человеческого начала как основного фактора явления коммунизма.

Государство постепенно отомрет как институт. Социальное возьмет верх над экономическим, политическое отсохнет.

Методологические посылки, образующие каркас легенды

  1. Социологический абсолютизм

А. Соотношение общества – индивид: человека индивид – ансамбль общественных отношений. У каждого в голове ровно то, что человек испытывает в той социальной позиции, в которую помещен. Человек возможен только в рамках отношений. Существует только коллективное сознание

Б. Способ проблематизации – как возможно не общение, а разобщение. Как получилось так, что люди разобщены. Капитализм отчуждает не только по способу организации труда но и по отношению друг к другу.

В. Соотношение экономика – общество: экономическая структура отображена в социальной – нет экономического детерминизма

2. Предопределенность структурой и ее снятие

А. Восприятие времени и деятельности: футуризм. Необходимо двигаться в будущее через деятельность (критиковать в теории, революционализировать на практике – необходимо подмывать основу базиса). Возможно подорвать структуру. Структура должно постоянно изменяться путем улучшения общей судьбы.

Б. Понимание знания – бытие определяет сознание. Идеи отражают ситуацию, но идеи могут становится материальной силой, если к этому готовы обстоятельства – точка снятия предопределенности структуры. Идеи абсолютно связаны с ситуацией, но они же способны прорвать базис.

В. Дополнительные посылки – идея конца – это происходило путем убийства одним классом другого. Последний класс сам ведет себя и гибнет. Пролетариат объединяется чтобы свергнуть того, кто его создал, при этом совершая абсолютный конец –производит революцию в пользу всех, а потом убъет сам себя (упразднит себя как класс) – скачок из царства необходимости в царство свободы родного сознания.


ТЕННИС

Гм и Гз: последовательно раскрывающаяся дихотомия. Открывает вторую линию в социологии – критическую, которая переворачивает идеи прогресса. Современное общество утрачивает общинное начало.

Гм (община, сообщество, общность): теория общности, которая исходит из совершенного единства человеческих воль, как из начального и естественного состояния, которое сохраняется и пронизывает общность (идеи Руссо + Полис как прототип). Основания существования: Кровь, Место, Дух (дружба). Единство, основанное на инстинкте привычке, памяти о взаимодоставленных удовольствиях. Доверие. Религия, фантазийное и образное восприятие. Социальное целое предшествует частям. Земля, владения общины, семейное право. Эмоциональная тяга, господство основанное на авторитете, достоинстве, силе. Согласие закреплено в языке (мало мобилен), традициях. Общество – организм, естественная родственная связанность. Люди любят друг друга, привыкают друг к другу, часто и охотно говорят и живут вместе.

Гз (association, общество):круг людей, которые мирно уживаются и соседствуют, но прибывают в существенной отделенности друг от друга несмотря на существующие связи (Гоббс). Объединение, с целью осуществления внешней деят, в ходе которой каждый пользуется услугами другого: корпорация, рынок, город, классы, государство. Отношения, а затем уже территория. Разделенность, напряженность, доходящая до предела. Гоббсова драма человека в обществе. Рациональное сознание, случайность. Наука, познание видимых фактов природы. Социальное целое – совокупность частей, ради которого они существуют. Деньги, жажда владения и вожделение, контракт (комплекс обязательств лица перед лицом). Рациональная оценка, равенство: я-личность, ты-личность. Неравенство на договорной основе. Соглашение, поддерживаемое значениями и понятиями, подлежащим обсуждению и вариации. Общественное мнение. 3 акта структуры: покупка, использование и продажа рабочей силы. Общество – система, механизм.

Общественное воление, способность хотеть – способность мочь. Весь дух выражается в способности мочь и в соответствии с этим – в волении.

Сущностная воля – способ мышления и ощущения, унаследованный от ушедших, но продолжающих оказывать влияние предков и предшественников. Обладает своего рода разумом, представляющего творческое, созидательное, искусное воление или деяние, как дух гения. В своих простейших формах - непосредственное, страстное и одновременно наивное воление. Избирательная воля – рациональная воля, исключающая подсознательные мотивы и глубинные основания, основана на мышлении и стремиться быть ясно осознанной настолько, насколько это возможно. Ее отличает делячество в противоположность творчеству, то есть механическая работа, и наш язык улавливает разницу, когда мы говорим о прожектерстве, махинациях, интригах, лжи и о всем том, что направлено на создание средств , единственное предназначение которых – вызвать желаемые нами следствия , соответствовать нашим практическим целям.

Тенденции становления: количественный рост, утрата единства и дробление; Феодализм и крепостничество (сословия, классы); Сильные своевольные личности, склонные к экономическому доминированию; Экономический прогресс: массовый переход из общины в города на производство; Индивидуализм.


ЗИММЕЛЬ

Решающее отличие единства общества от единства природы состоит в следующем: единство природы осуществляется исключительно в наблюдающем субъекте, производиться только им среди элементов, которые сами по себе не связаны, и из их числа. Напротив общественное единство реализуется только своими собственными элементами, ибо они сознательны, синтетически активны, и оно не нуждается нив каком наблюдателе. Сознание соучастия с другими в образовании единства и есть то единство, о котором идет речь. Общество есть объективное единство, не нуждающееся в созерцателе. Общество есть «мое представление», то есть основано на активности сознания. Единству человека с человеком, которое заключается в понимании, любви, совместном труде нет аналогии в пространственном мире.

Содержание: влечение, потребность, цель, мотив, интерес, намерение = смесь сознательных и бессознательных импульсов. То из чего формируется воздействие на других людей и что способствует их восприятию, то что движет изнутри.[Описание]. Частное, конкретное живое начало.

Форма: отношения между людьми, взаимодействие элементов, благодаря которому они и образуют единство, соотносит несколько содержаний, отделяет и структурирует их [Выделение функции]. Форма индивидуальна и каждый раз наполняется символическим смыслом посредством содержания. Типология форм:1) соц процессы: соревнование, господство, динамика социальных кругов; 2) Соц типы: соц роль – чужак, чужой, кокетка; 3) сценарии развития: разделение труда развитие инд сознания. Форма более общая, безлична, универсальна и инертна.

Априори: 1) форма – средство для понимания другого. Мы представляем себе каждого человека как тип, к которому он принадлежит в силу своей индивидуальности, мы мысленно подводим его под некоторую категорию, причем человек не полностью охватывается ею и она не полностью охватывается им. 2) каждый элемент группы есть не только часть общества, но и помимо того, еще нечто. Обобществление включает в себя индивида и одновременно индивид противостоит обобществлению. 3) существует гармония между человеком и обществом. Человек занимает позицию, которая нуждается в нем равно как и он в ней.

Общество – сумма индивидов, вступивших во взаимодействие. Такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные или индивидуальные содержания и интересы благодаря влечению или цели обретают или сохраняют форму. Обобществление - форма форм,  в основе разнообразных мотивов и интересов создают общее единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение.

Вместо соц групп люди обобществлены в социальные круги а далее в формы. 1) форма как соц круг служит для выражения содержания. Индивидуальное я всегда оформлено как комбинация ролей. Человек осознает свою причастность, он рефлексивен и может передвигаться между мирами, воспринимая их как равные возможности. 2) форма ограничивает. Чем более развито индивидуально сознание, тем более оно дистанцировано от разных кругов, оно фрагментарно.  Человек обречен на драмув угрозе потери себя. Выход – проф признание. Обрести себя можно только в себе, сознание способно сталкивать внутренние роли и через конфликт выходить на новый виток развития. Ценность в целостности. Уникальность личности малоописуема. Существует часть, спрятанная от языка, невербализуемая. Удел обособленной личности – одиночество и свобода – человек не будет управляем какой-то одной ролью.


ДЮРКГЕЙМ

Правозвестник чистой научности, объяснять общества такими как они есть, а не какими они должны быть. Общество обладает самостоятельной природой. Склонность к взаимодействию у индивидов – нечто приобретенное.

Об обществе. Социологический реализм. Общество-реальность особого рода. Общество не есть сумма индивидов, а система, образованная их социацией. На основе индивидуальных энергий рождается коллективное сознание.

Социальные факты. Предмет социологии, образуют соц реальность; способ мышления, деятельности и чувствования группы (язык, разделение труда). Признаки:1)обладает принудительной властью. Принудительность и соц факт не ощутимы индивидом. 2)распространенность внутри группы и независимость от индивидуальных проявлений.2 вида соц фактов: духовные (процессы) и морфологические (строение).

Социология – наука с самым сложным объектом. Социальные факты как вещи. Нужно объяснять одно социальное явление через другое соц явление.

Две сущности человека: индивидуальное, социальное.

Разделение общественного труда. Общество имеет моральное превосходство над индивидом. Мораль – соц факт, поддерживает со порядок, обеспечивает солидарность. Об-во характеризуется через разделение труда.

2 типа общества: архаическое (клановая стр-ра, низкая частота взаимодействий, подавление, религия, соц порядок - искусственный), современное (организованный тип, высокая частота взаимодействий, восстановление текущего положения, индивидуализм, соц порядок -добровольный). 2 солидарности: механическая (коллективное сознание), органическая (разделение труда)

Необходимо создавать дополнительный способ внедрения норм.

Самоубийство. Несоциальные факторы воздействуют лишь опосредованно. Самоубийство обратно пропорционально связано со степенью интеграции с группами, к кот принадлежит индивид. 1)эгоистическое (особь, отбившаяся от стада) 2)альтруистическое (группа толкает ч-ка на самоубийство) 3)фаталистическое (высокий контроль, давление), 4)аномическое (человек восстает против существующего порядка)

Религия: верования (опред состояние сознания) + ритуалы (опред способы действия). 2 мира: священное и светское. При выполнении ритуала ч-к выходит за пределы своего я, принадлежит группе, взаимное заражение, действительный объект поклонения –общество, об-во и соц порядок влияют на индивида через верования и ритуалы, сакральный хар-р морали обеспечивает ей должную силу, об-во задает особый способ мышления.


ВЕБЕР

Единица анализа социолога – соц действие. Социальным называется то действие, которое по своему смыслу отнесено к поведению других людей. Метод социологии – понимание. Индив действие осмыслено, индивид осознает свои мотивы. Понимать действие=понимать смысл действия=понимать деятеля. Социология хочет истолковывающим образом понять соц действие и причинно объяснить его в его протекании и последствиях.

Принципы социологической науки: свобода от оценок, социология не есть история, идеальный тип (оптимальный инструмент анализа). Ученый должен конструировать социальный тип. Эмпирический объект должен обязательно отличаться от идеального типа.

Типы и мотивы действия: целерациональное (опред цель, зачем?), ценностно-рациональное (ориентир-ценность, почему?), традиционное действие (по привычке), аффективное.

Власть – способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, независимо от встречной воли или согласия. Власть на макроуровне-господство. Гос-во-единсвтенный ин-т в обществе, кот обладает правом на насилие. Действующий агент соц порядка – ин-ты.

Типы господства: рациональное (легальное) – формальные правила; традиционное – личная преданность монарху+привычка, харизматическое – личные качества правителя..

Капитализм. Ведение хозяйства построенное на ожидании прибыли, по средством использования обмена. Атрибуты: товарный рынок, группа предпринимателей, продуктивность(на производстве наращивают прибыль). Связь между религией и капиталистической деятельностью. Тот, кто трудится, тот избран. Идея самообуздания – то что произвели не тратить. Интересы Бога и работодателя сливаются.

Выводы: Трансформация этики, аскетизм утратил свое значение, спад религии.


МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 532; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!