Сложность восприятия глазами клиента



Эта борьба за достижение понимания внутреннего ус­тройства клиента, его системы смыслов и координат, его чувств, за возможность добраться до самого центра его восприятия и посмотреть на мир его глазами во многом аналогична попытке понять внутреннюю феноменологию клиента в гештальт-терапии и работе с феноменами вос­приятия в гештальт-психологии. Как, например, человек способен с помощью некоторого усилия, сконцентриро­вав внимание, вдруг увидеть в стимульном материале диаграмму, изображающую то восходящие ступени, то нис­ходящие, или поочередно два лица и вазу, также и кон­сультант определенным усилием может погрузиться в си­стему восприятия своего клиента. Но так же как и в слу­чае с визуальным восприятием, когда фигуры могут нео­жиданно стать фоном, а фон фигурой, также и консуль­тант может вдруг обнаружить себя стоящим вне системы миропонимания клиента и смотрящим на нее как сторон­ний наблюдатель. Это, к примеру, может произойти во время длительной паузы, которую выдерживает клиент. В случае, если консультант слушает эмпатийно, у него есть несколько ключей к разгадке внутреннего состояния сво­его клиента, но тем не менее он все равно остается сто­ронним наблюдателем, который никогда не может знать наверняка, что происходит внутри другого человека. Сама ситуация вынуждает консультанта оставаться в стороне, и он может лишь предположить, что находится в поле вос­приятия своего клиента в данный момент, если сможет отследить некоторые его проявления.

Читатель может самостоятельно, на личном опыте убе­диться в этом, если попробует понять систему смыслов и представлений (в их взаимосвязи и динамике) какого-либо человека из тех, что разговаривают рядом с ним в трамвае, или даже еще проще: представить себе внутрен­нюю феноменологию собственного друга, описывающе­го свои эмоциональные переживания. Думается, что мно­гое из того, что заключено во внутреннем мире любого из живущих на этой планете людей, никогда не удастся пе­ренести на бумагу.

Для того чтобы дать вам более наглядное представле­ние того, о чем идет речь, мы предлагаем вам поставить себя на место консультанта при обсуждении одной беседы, ко­торую мы взяли из реального случая мужчины в возрасте приблизительно тридцати с небольшим лет. Мы умышлен­но изъяли ремарки консультанта, чтобы вы, прочитав этот материал, вернулись назад и вспомнили те мысли и чувства, которые возникали у вас в процессе прочтения, и то отношение, которое вызвал у вас этот отрывок.

 

Я не чувствую себя полностью нормальным, несмотря на то, что мне бы очень этого хотелось... Мне кажется, что мне есть о чем рассказать — тогда все встанет на свои места. Уверяю вас, я пытался заранее продумать, о чем я, собственно, буду говорить. И вот, как только я пришел сюда, все вдруг где-то застряло и я никак не могу это извлечь... До того как я ре­шил прийти, мне казалось, что это гораздо проще. Я никак не могу найти в себе достаточно уверенности, принять ре­шение; я сам не знаю, чего я хочу. Я пытался рассуждать об этом логически, пытался найти этому какое-то объяснение — я хотел выделить, какие вещи важны для меня, а какие нет. И я подумал, что это могли бы быть две вещи, которые мужчина мог бы сделать: он мог бы жениться и создать се­мью. Но если он продолжает оставаться холостяком и вла­чить праздное существование... Знаете, мне кажется, это не­нормально. Это не совсем правильно. Когда я мысленно по­гружаюсь в прошлое, я вижу себя в те дни, когда я был ре­бенком, и тогда я мог плакать совершенно спокойно. И эта плотина может скоро прорваться... Я служил в армии четы­ре с половиной года, и там у меня не было никаких проблем, никаких надежд, никаких желаний. Моей единственной мыслью было поскорее уйти оттуда, как только наступит мир. И теперь, когда я оттуда наконец-то выбрался, у меня остались все те же проблемы, что и были всегда. Я скажу вам... эти проблемы корнями уходят в прошлое, в те дни, когда я еще не служил в армии... Знаете, я люблю детей. Когда я был на Филиппинах, — тогда я был еще совсем мо­лодым, — понимаете, я поклялся, что никогда не забуду того, как несчастлив я был в детстве. И когда я видел этих фи­липпинских детей, я старался как можно лучше позаботить­ся о них, чтобы они не чувствовали себя обделенными: я покупал им мороженое, давал деньги, чтобы они смогли схо­дить в кино. Но это длилось всего лишь недолгий период моей жизни, и, уверяю вас, я хотел бы вернуться туда, назад... И это возрождает во мне чувства, которые, как мне казалось, я уже давно похоронил. (Пауза. Кажется, что он вот-вот заплачет.)

 

Теперь, когда этот материал прочитан, у вас, как у кон­сультанта, вероятно, оформились некоторые типичные для вас и отражающие вашу позицию мысли. Если ваша внутренняя система координат предполагает, что жизнь человека зависит в первую очередь от внешних обстоя­тельств, это могли бы быть мысли, выраженные в словах, подобных нижеследующим:

 

«Интересно, смогу ли я помочь ему начать говорить?»

«С чем связана его неспособность осуществлять свои планы? Может, это один из вариантов зависимости, несво­боды от чего-либо?»

«Откуда такая нерешительность? Чем она может быть вызвана?»

«Что значит эта его сосредоточенность на семье и бра­ке?»

«Похоже, он закоренелый холостяк».

«Восклицание «плотина может скоро прорваться» гово­рит о том, что он подавляет в себе что-то».

«Он ветеран. Может, было бы лучше посоветовать ему поискать хорошего психиатра?»

«Я чувствую сожаление к любому, кто провел на службе в армии четыре с половиной года».

«Возможно, в течение некоторого времени ему было бы полезно покопаться в своем раннем негативном опыте. Он нуждается в этом».

«Почему он так заинтересован детьми? Может, он иден­тифицирует себя с ними? А может, это скрытая педофилия?»

 

Заметим, что большинство выраженных мнений на­полнено сочувствием. Мы не хотим сказать, что с этими высказываниями что-то «не в порядке». С ними «все в порядке». Более того, они являются попыткой понять дру­гого, но скорее попыткой понимания чего-то о клиенте, нежели попыткой понимания чего-то вместе с клиентом. Локус восприятия ситуации все равно находится вне кли­ента. Ни одно из высказываний к нему не обращено.

В порядке сравнения мы приведем примеры высказы­ваний, которые могут возникнуть, если ваша система от­ношения к миру предполагает, что жизнь человека зави­сит в первую очередь от самого человека, если вы уделяе­те большое значение внутренним переживаниям клиента и достаточно успешно их предугадываете:

 

«Вы боретесь с тем, что мешает вам чувствовать себя нор­мальным, не так ли?»

«Это действительно так тяжело для вас — начать гово­рить?»

«Принятие решений кажется вам непосильной задачей». «Вы хотели бы жениться, но вам кажется, что у вас мало для этого возможностей».

«Вы чувствуете, что переживания и ощущения детства наполняют вас до краев».

«Для вас пребывание в армии означает внутреннюю стаг­нацию и застой».

«То, что вы были очень ласковы и добры по отношению к детям, значило для вас что-то».

«Этот опыт волновал и до сих пор продолжает волновать и тревожить вас».

 

Как было отмечено раньше, если эти мысли излага­ются в декларативной форме или форме окончательной и беспрекословной истины, то они теряют свое первона­чальное значение и не только приобретают вид оценоч­ных высказываний с позиции консультанта, но и стано­вятся ими. Ситуация начинает рассматриваться не глаза­ми клиента, а глазами консультанта. Но если консультант вместе с клиентом, осторожно экспериментируя с фор­мулировками, пытается понять сущность ситуации, в ко­торой находится клиент, он демонстрируют ту самую по­зицию, которую мы стараемся описать и называем «пониманием внутренней феноменологии клиента», «усвое­ние системы его мировосприятия».


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!