ГОНЕНИЯ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ В БССР В КОНЦЕ 1950-х – НАЧАЛЕ 1960-х годов



Николаева Л.А.,

студентка 5 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Горидовец В.В., ст. преподаватель

 

При написании работы мы преследовали цель проанализировать положение Православной Церкви в БССР в конце 1950-х-начале 1960-х годов. Описать методы, которые применялись властями для борьбы с религиозностью нашего народа, показать, как проводились в жизнь антирелигиозные постановления. Основой работы послужили материалы Государственного архива Витебской области.

Задачами работы являются: 1) раскрыть содержание государственной религиозной политики в период 1950-1960-х гг.2) выявить роль уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров БССР, уполномоченного Совета по делам РПЦ при Витебском облисполкоме, партийных органов в реализации государственной политики в отношении к религии, Церкви и верующих Витебской области.

Объект исследования: Православная Церковь на территории СССР в целом и на территории БССР в частности в контексте государственной политики советской власти.

Следует заметить, что в настоящее время имеется недостаточное количество литературы, посвящённой данной проблематике. Уже существующие работы рассматривают поставленные вопросы лишь фрагментарно. Научная новизна определяется тем, что в научный оборот введён большой объём неопубликованных документов, архивных материалов, фактов и сведений, которые вносят значительный вклад в освещение данной темы.

Конец 1950-х-начало 1960-х годов стали трагическим периодом в жизни Русской Православной Церкви. Это время ознаменовало собой период последних попыток руководства СССР радикально, в кратчайшие сроки решить религиозную проблему в стране. Сильнейший удар был нанесен и по Русской Православной Церкви как самой влиятельной и многочисленной в стране.

В конце 1950-х – начале 1960 гг. основными направлениями государственного давления на жизнедеятельность Церкви были: 1. Резкое сокращение количества приходов и монастырей; 2. Подрыв материально-финансовой базы; 3. Ликвидация духовных учебных заведений; 4. Изменение положения об управлении Церковью, жёсткий контроль над кадровой политикой Патриархии; 5. Давление на различные категории верующих, вплоть до полного запрещения некоторым из них (подростки, военнослужащие и т.д.) посещать храмы [3, с.10].

Перечислим лишь несколько причин такого давления на Церковь: 1. стремление партийного аппарата построить коммунистическое общество в стране, где коммунистическая идеология заняла бы главенствующее положение, а роль религии свелась бы к минимуму; 2. Тревога властей в связи с начавшимся русским религиозным возрождением, начавшимся в середине 1950-х гг. [3, c. 360]; 3. Использование Церкви как источника доходов для пополнения государственной казны.

Что касается БССР, то за период с 1950 по 1966 г. здесь с регистрации было снято 609 церквей и молитвенных зданий Православной Церкви. За один только 1960 г. в республике было закрыто 219 православных храмов. В 1963 г. была закрыта возобновившая свою работу в 1946 г. Минская духовная семинария, перестали действовать женские монастыри в Полоцке и Гродно [2].

В Беларуси акции по массовому закрытию церквей начались после принятия ЦК КПБ секретного постановления "О мерах по ликвидации нарушения духовенством советского законодательства" от 3 февраля 1960 г. Уполномоченные Советов по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов (местные исполнительные органы для контроля над Церковью) упрекались в бездействии и попустительстве, слабом контроле за выполнением советского законодательства о культах религиозными группами. В своей практической работе аппарат уполномоченного Совета по области, горрайсоветы народных депутатов, органы народного образования, комиссии по содействию исполкомам, комсомольские, пионерские организации уделяли огромное внимание работе с подрастающим поколением, воспитанию юношей и девушек убеждёнными атеистами. Изучалось состояние религиозной обстановки в школах, контролировалось соблюдение законодательства о религиозных культах по отношению к школьникам [1, л. 54].

В результате многолетних жестоких гонений на церковь ее позиции и влияние в обществе оказались сильно подорванными. Религиозные ценности утратили функцию стержня духовной культуры и были вытеснены на периферию сознания и образа жизни. Их место заняла коммунистическая идеология, которая подмяла под себя мировоззрение, сделав последнее исключительно материалистическим и атеистическим. Соответствующей была и система образования и воспитания.

 

Литература:

1. ГАВО. - Ф. 1439. - Оп. 5. - Д. 31. л. 54

2. Теплова В. Православная Церковь Беларуси на рубеже тысячелетий: история и современность[электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.church.by. – Дата доступа: 12.01.2012 г.

3. Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве / М. В. Шкаровский. – 3 изд. – М.: изд-во Крутицкогоподворья, 2005. – 424 с.


ГРАМАДСКА-ПРАВАВОЕ СТАНОВІШЧА ЖАНЧЫНЫ-ШЛЯХЦЯНКІ Ў ВКЛ

ПАВОДЛЕ СТАТУТА 1588 г.

 

Паўлоўская Я.Г.,

студэнтка 5 курсаУА “ВДУ імя П.М. Машэрава”, г. Віцебск, Рэспубліка Беларусь

Навуковы кіраўнік – Дулаў А.М., канд. гіст. навук, дацэнт

 

Сёння у Рэспубліцы Беларусь ажыццяўляецца палітыка, скіраваная на фарміраванне гендэрнай роўнасці. У сувязі з гэтым актуальным становіцца зварот да вывучэння сацыяльна-прававога становішча жанчын Беларусі ў розныя гістарычныя перыяды, у прыватнасці, у XVI ст., калі прававы статус прадстаўнікоў розных станаў феадальнага грамадства ВКЛ быў замацаваны ў Статутах. Вяршыняй праватворчасці стаў Статут ВКЛ 1588 г.

Мэта даследавання: ахарактарызаваць сацыяльна-прававы статус жанчын шляхцянак у беларуска-літоўскай дзяржаве паводле Статута 1588 г. [1]. Гэтая праблема закраналася ў працах Н.У. Сліж, якая займаецца даследваннем становішча жанчын-шляхцянак у ВКЛ у XVI – XVIII стст. [2, 3]. Пры напісанні працы мы абапіраліся на прынцыпы сістэмнасці, аб’ектыўнасці, гістарызму. Былі выкарыстаны агульнанавуковыя і спецыяльна-гістарычныя метады.

Статут ВКЛ 1588 г. – звод законаў феадальнага права, які замацоўваў асновы грамадскага і дзяржаўнага ладу, сістэму і паўнамоцтвы судовых органаў, прававы статус розных пластоў насельніцтва. Ён утрымліваў шмат новых, прагрэсіўных ідэй, сярод якіх ідэя умацавання прававога становішча жанчыны шляхецкага саслоўя.

Да вольнасцяў шляхцянкі, замацаваных у Статуце, адносілася права выходзіць замуж па добрай волі. Гэтае права акрэслена ў 39 артыкуле 3 раздзела. Дзякуючы гэтаму шляхцянка ў пэўнай ступені была самастойнай і незалежнай. Высокі статус шляхцянцы надавалі яе маёмасныя правы: права мець уласную маёмасць і самою ёй распараджацца (раздз. 3, арт. 41).

Маёмасныя правы забяспечваліся выдачай пасагу пры выхадзе замуж і запісам вена пры ўступленні ў новую сям’ю (гэтаму пытанню прысвечаны ўвесь 5 раздзел). Пасаг і вена былі маёмасцю, якая часцей за ўсё заставалася за шляхцянкамі і пасля смерці мужа, і пры разводзе. Значнае кола маёмасных правоў надавалася жанчыне, калі яна заставалася ўдавой. У такім выпадку праяўлялася маёмасная дзеяздольнасць жанчыны ў дачыненні да вена, а часам і да ўсёй сямейнай маёмасці (раздз. 5, арт. 16). Але шляхцянка пазбаўлялася маёмасці (пасагу), калі выходзіла замуж без згоды бацькоў, або страчвала правы шляхецтва, калі яе абраннікам станавіўся не шляхціц (раздз. 5, арт. 8).

Некаторыя артыкулы Статута надавалі жанчынам грамадскія правы, зыходзячы з іх маёмаснага і сямейнага становішча. Так шляхцянкам, якія былі замужам або ўдовам надавалася права заключаць розныя маёмасныя пагадненні, быць апекунамі не толькі сваіх, але і чужых дзяцей і нават іх маёнткаў (раздз. 6, арт. 3).

У выпадку парушэння правоў жанчыны і пасягання на яе гонар, яна падлягала судовай ахове. Вельмі значным з’яўлялася тое, што за гвалт над жанчынай прызначалася суровае пакаранне (раздз. 11, арт. 12), а калі жанчына была цяжарнай – нават смерць, а “галоўшчына” і “навязка” за жанчыну вызначаліся ў двайным памеры (прычым гэта тычылася і жанчын “простага” стану. Па справах аб выкраданні жанчыны з мэтай жаніцьбы злачынец, пры адсутнасці з яе боку згоды, караўся смерцю, а пацярпелай у якасці кампенсацыі прысуджалася трэцяя частка яго маёмасці (13 арт. 11 раздз.)

Такім чынам, Статут ВКЛ 1588 г. замацоўваў значнае кола маёмасных і грамадскіх правоў за жанчынамі шляхецкага саслоўя. Абараняўся гонар шляхцянкі. Пры гэтым, прадстаўніца прывілеяванага саслоўя не была роўная ў прававых адносінах шляхціцу. Шляхцянка не мела палітычных і некаторых грамадскіх правоў, яна не магла ўдзельнічаць у судовых пасяджэннях, пасяджэннях Рады, Сойма і мясцовых соймікаў, падпісваць документы ў якасці сведкі.

 

Літаратура:

1. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588: Тэксты. Давед. Камент. – Мн.: БелСЭ, 1989. – 573 с.

2. Сліж, Н.У. Статус жанчыны-шляхцянкі ў ВКЛ (XVI – XVIII стст.) / Н.У. Сліж // Беларускі гістарычны часопіс. – 1996. – № 4. – С. 57–78.

3. Сліж, Н.У. Жанчына ў шляхецкай сям’і ў XVI–XVIІ стагоддзях // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Под ред. И.Р. Чикаловой. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – С. 270–277.                                                                   

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!