ОГРАНИЧЕНИЕ КАК АТРИБУТ РАЗВИТИЯ



 

Плоскунов Д.В.,

студент 2 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Уткевич В.А., канд. филос. наук, доцент

 

Всякое развитие, если понимать его не просто как простое количественное изменение состояния объекта, а только лишь как такое изменение, которое сопровождается переходом данного объекта в качественно иное состояние, уже по самой своей содержательной сущности требует наличия границы, разделяющей между собой эти различные качества. А так как указанное развитие является всеобщим свойством бытия, то, следовательно, ограничение (то есть наличие границы) является также всеобщим, неотъемлемым атрибутом развития. Применительно же к социальному развитию можно утверждать, что его ограниченность в первую очередь всесторонне детерминирована ограниченностью его главного субъекта – то есть человека.

Очевидно, что любое человеческое существо, во-первых, с самого момента своего рождения ограничено во времени конкретными рамками своей земной жизни. Во-вторых, человек ограничен и пространственными рамками своего бытия. Говоря языком экзистенциальной философии, человек живет только лишь здесь и сейчас («сейчас» – в данном контексте может означать любой квант человеческого бытия, в том числе и всю жизнь в целом). Если же соединить оба типа указанных ограничений в единое целое, то в результате можно прийти к выводу о том, что человеческая жизнь протекает в рамках ограниченного пространственно-временного континуума. Конечно, размеры этого континуума всегда носят конкретно-исторический характер, что, безусловно, не означает полного исчезновения указанных границ, а означает лишь их изменение.

В-третьих, существует целый ряд индивидуальных особенностей, характерных для каждого субъекта развития. Именно целостная совокупность данных особенностей во многом определяет тот конкретный вклад в общий процесс развития, который способен внести каждый отдельный индивид. Указанную совокупность логично назвать термином «субъективная ограниченность». Конечно, в данном случае мы ведем речь всего лишь об изначальной ограниченности потенции всякого отдельного человеческого «я». Потенция эта огромна, но все же не бесконечна. Очевидно, что человек вплотную подходит к своим субъективным границам только лишь в случае полной практической реализации данной потенции.

На практике главная проблема заключается не в недостаточном объеме потенции, а в том, что она может быть либо вообще не реализована, либо реализована в крайне незначительной степени. Конечно, в данном случае могут сыграть свою негативную роль причины, носящие чисто случайный характер, но наряду с ними важнейшей социальной причиной такого феномена является отсутствие необходимых благоприятных общественных условий для практической актуализации потенции человеческого «я». Именно социальные условия бытия индивида и являются четвертым типом ограниченности человека как субъекта развития. Отметим, что социальные ограничения существовали во все времена человеческой цивилизации и у всех без исключения народов. Причем осуществлялись эти ограничения не только государством, но также религиозными сообществами, семьей, производственными коллективами и другими различными социальными структурами.

Права и свободы человека не являются абсолютными сущностями, а поэтому должны быть ограничены. В том числе должно быть социально ограничено и само право на развитие. В данном случае мы имеем дело с одним из основополагающих законов социального бытия и в качестве такового он не может подлежать никакой нравственно-аксиологической оценке. Мы можем говорить лишь о том, адекватен или нет данный закон человеческой природе, но не можем осуждать его. С существованием этого закона нужно просто смириться как с неизбежной объективной данностью. Проблема в данном случае заключается, во-первых, в том, что необходимо найти какой-то достаточно четкий критерий, с помощью которого возможно отделить неправомерные, а практические бесполезные и даже вредные социальные ограничения на развитие, правомерных и практически полезных. А, во-вторых, создать эффективный механизм, с помощью которого данный критерий воплощался бы в реальной жизни.

В основе развития любого социального организма лежит развитие отдельного человеческого индивида. Вот почему каждый человек дважды ответственен за свое собственное развитие: перед самим собой и перед обществом. Именно такая двойная ответственность требует от него применения сознательных ограничений на собственное развитие. Если индивид попытается «распылить» всю энергию своего потенциального «я» на все точки пространственно-временного континуума человеческой цивилизации, то в результате плотность этой энергии в каждой точке окажется настолько малой, что практически ее нельзя будет заметить.

Конечно, различного рода ограничения, не зависящие от воли субъекта развития, будут существовать всегда. В данном же случае речь идет о совершенно иных ограничениях, связанных именно со свободной человеческой волей. Тот, кто хочет добиться существенных успехов в своем развитии, должен сознательно ограничить это развитие некоторыми направлениями. Конечно, речь в данном случае вовсе не идет о том, что человек должен сознательно превратить себя в узкого специалиста. Однако и идея «всестороннего» развития также должна иметь свои разумные границы. Причем эти границы носят индивидуальный характер. Каждый из нас должен на практике найти оптимальный баланс между всеобщим и частным в своем собственном развитии.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!