ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ФИЛОСОФИИ А.И. ГЕРЦЕНА



 

Пискунов А.А.,

студент 2 курса УО «ВГАВМ», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Лукина Л.В., канд. ист. наук, доцент

 

Одним из первых мыслителей XIX века Александр Иванович Герцен (1812-1870гг.) поднимал вопрос о взаимоотношениях мировых культур, о нравственной ответственности за связь культур и времен. Во многом это было обусловлено творческими и духовными исканиями философа. Эту тему не мог не затронуть в своих работах «русский европеец»
А.И. Герцен. Его воспитание и образование представляет синтез двух противоположных культур (мать-немка по происхождению, отец-русский дворянин). Решая, задачи культурно-исторического развития России, еще в раннем периоде своего творчества А.И. Герцен, осмысливая западный образ жизни, стремился приблизиться к Западу, прибегая к западным ценностям и культурным традициям как средству материального и духовного преобразования общества, старался «прописать» российскую историю и культуру в духовном наследии всемирно-исторического процесса.

В работе «С того берега»[1] в форме «логической исповеди» А.И.Герцен высказывает концентрированный взгляд на человека и цивилизацию. Каждая цивилизация является частью общего мирового эволюционного процесса и для него характерны общие законы универсального развития. При рассмотрении культурно-исторического развития России А.И.Герцен опирается на понимании о глобальном, едином для всего человечества действии закономерностей. В истории, действуют законы, обязательные для всех стран, но их осуществление в жизнь различных народов наблюдается огромное многообразие. И культурно-историческое развитие цивилизаций не должно полностью повторять пройденные фазы, ушедшими вперед народами.

По А.И. Герцену, культура определяется как духовный стержень, сущность которой раскрывается в литературе, искусстве, науке, и конечно, в философии. Духовную культуру, А.И. Герцен рассматривает с точки зрения ценностного потенциала её носителей, воспевая философов, писателей, публицистов, идейных вдохновителей, которые выступают с вольнолюбивыми идеями и лозунгами: свободы, равенства, братства.

Исследователи философско-науковедческого наследия А.И.Герцена выделяют «элитарную» и «чинную» культуру. Элитарная культура определяется как культура, свойственная лишь особому привилегированному слою. «Чинная» культура это порождение цивилизации. Эта культура характерна для мещанства и имеет два таланта: «умеренность и аккуратность», здесь культура, включая искусство, служит лишь для удовлетворения практических нужд. «Чинная» культура напоминает современную массовую культуру.

Герцен рассматривал «диалог» культур, проявляющийся во взаимосвязи и взаимовлиянии. Межкультурное взаимодействие ярко выражается в культурно-историческом развитии. Древняя Греция и Древний мир заложили фундамент современной западной культуры. И первый шаг к взаимодействию культур и преодолению националистической закрытости каждой культуры был осуществлен в провинции Римской империи, родившей идеологию христианства, для которой не было ни эллина, ни иудея. А.И.Герцен стремился согласовать представления о различных путях развития множества самостоятельных исторических образований с идеей единства мировой истории, идеи исторической эстафеты. Такой подход, несмотря на нерешенность многих вопросов, отсутствие четкого логического построения в цивилизационной концепции А.И. Герцена, в дальнейшем способствовал появлению теории плюрально-циклического понимания истории в философии.

Диалог культур, рассматривается Герценом, как эффективная попытка согласования различных культурных образований. При всем многообразии и самобытности культур существует настоятельная необходимость согласования и универсализации реальных практических форм социокультурного бытия, которое осуществляется в диалоге культур. Диалог культур указывает на сочетание и диалектику глобальной и локальной теории культурно-исторического развития. Мыслитель предлагал такое понимание культур, которое разрешал противоречия между центральным и периферийным содержанием в культурах. Герцен прозорливо еще в XIX веке рассматривал диалог культур как эффективное средство разрешения современных коллизий глобального и локального, универсального и уникального, планетарного и регионального.

Оригинальное философское творческое наследие А.И.Герцена актуально и притягательно неутомимостью гуманистического поиска, неотделимостью философского и художественного мышления. Анализируя «взаимодействие культур» в философии Герцена прослеживается, что именно экзистенциональное переживание этой проблемы составляет смысловое содержание его цивилизационной концепции. Вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии культур является непростым. Отрицать или остановить взаимодействие невозможно, так как это, по мысли А.И. Герцена, в целом является положительным, обогащающим культуры, способствующим общему движению вперед как в материальном, так и в духовном плане.

Литература:

1. Герцен, А.И. С того берега. Собрание сочинений в 30-ти томах. / ред. коллегия В.П. Волгин. / М., 1955. Т.6.

2. Зеньковский В. Русские мыслители и Европа: критика европейской культуры у русских мыслителей. М., 1991.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 2005.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!