Театр графа С. Г. Зорича в Шклове



В 1778 году Зорич появился в Шклове, бедном еврейском местечке, которое раньше принадлежало князю Адаму Чарторыйскому. Он приказал тут построить «новый деревянный дом, большую каменную ограду и театр». Так в Шклове появилась оперная, балетная и драматическая трупы, кадетский корпус, в котором было до 300 дворян.

В Шклов приезжали многие знаменитые люди. Так, некоторое время в Шклове жили сербские писатели и ученые-аматоры Петр Негош, Эмануил Янкович. В 1792 году тут прятался французский якобинец граф де-Монтегю.

В 1780 году Шклов посетила Екатерина 2 и австрийский император Иосиф 2.

Репертуар театра состоял из аллегоричных балетов с хорами, мифологических пантомим, комичных опер и феерий. Одним из основных достижений шкловского театра был балет. Он возник на грани 1779-1780 гг. Организация театра и обучение крепостных были поручены П. Барцантии – уроженцу города Флоренция. Репертуар балетной труппы, к сожалению, остался неизвестным. После смерти С.Г. Зорича шкловский придворный театр прекратил свое существование. Оркестр уехал вместе с кадетским корпусом, а балетная труппа осталась не у дел. Только 1800 г. из балета было отобрано 14 человек, которых увезли в Санкт-Петербург. Закрытием шкловского театра в 1799 г. окончилась эпоха крепостного балета на территории Беларуси. В итоге театр был закрыт, а здание его разрушено в 1844 г. Также по инициативе Зорича в Шклове был создан кадетский корпус, который вскоре перешел в ведение военного ведомства. В 1801 г. корпус был переведен в Гродно, а затем в Москву, где был назван Первым кадетским.

Несвижский замок – резиденция магнатов ВКЛ князей Радзивиллов

Замок был заложен Николаем Кристофором Радзивиллом по прозвищу Сиротка в 16 в. Дворцовая часть замка имела 3 этажа. Декорированный лепниной фасад был ограничен с запада двумя башнями. Двухэтажное здание арсенала находилось в северной части двора. Центральный двор замка был выложен булыжником и представлял собой плац. Сюда приезжали кареты. Осадный колодец являлся обязательным атрибутом комплекса. В замке насчитывалось 12 больших залов и множество комнат, в которых были собраны ценнейшие музейные коллекции: бронзовые щиты, документы по истории Западной Руси, более 300 портретов Радзивиллов, иконы, мифологические картины, коллекция Слуцких поясов, библиотека и архив.

Капелла Несвижского замка существовала с 1724 г, в которую входили музыканты и певцы. Несвижская театральная культура одна из самых ярких на территории Беларуси, она сочетала в себе как западноевропейские, так и национальные традиции.

Характерным узором этой культуры было творчество Франтишки Уршули Радзивилл, которая создала не только театр, но и драматургию.

Ее руке принадлежат знаменитые «Комедии и трагедии», напечатанные осенью 1754 г. Сюжеты для своих произведений Уршуля брала из средневековых драм и народных сказок, античной мифологии, арабских и персидских юморесок и др.

В 1753 г. княгиня Уршуля умерла в имении Пунцевича около Новогрудка. После ее смерти – князь “Рыбонька” заново оживляет театр, организовывает балет, создает специальную школу.

В начале 1750-х начала работать несвижская балетная пригонная труппа. Для ее подготовки балетных номеров был приглашен французский балетмейстер Любе Матье. Через год в Несвиже открывается музыкальная школа для подготовки музыкантов и певцов из детей крепостных селян. Они пополнили капеллу.

Несвижский театр существовал 50 лет, пережил эволюцию от аматорских до профессиональных форм спектаклей, создал свой оригинальный репертуар, подготовил большую группу артистов-музыкантов, певцов, танцоров. Первый камень в фундамент Несвижского замка был заложен в 1583 году. Замок перестраивался много раз и в результате приобрел вид дворца, сочетающий черты многих архитектурных стилей: ренессанса, барокко, рококо, классицизма, неоготики, модернизма.

В 1764 и 1768 годах из-за антироссийской позиции тогдашнего владельца замка Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Каханку Несвиж был занят русскими войсками. Все ценности замка были конфискованы, библиотека из 10 тыс. книг и архив были вывезены в Санкт-Петербург.

В конце XIX века возле Несвижского замка был заложен один из крупнейших ландшафтных парков в Европе.

В 1939 году, когда в Несвиж вошла Красная Армияи была установлена советская власть, Радзивиллы покинули замок.

После Второй мировой войны в Несвижском замке размещался санаторий,парк пришел в запущенное состояние.

В 1993 году в Несвиже был создан Национальный историко-культурный музей-заповедник, куда вошел и замок.

В 2006 году Несвижский дворцово-парковый комплекс включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Несвижский замок и парк с декоративными озерами и тенистыми аллеями – самыйкрасивый дворцово-парковый ансамбль Беларуси,привлекающий множество туристов. На сегодняшний день там ведутся реставрационные работы, в ходе которых дворцово-парковый ансамбль станет одним из лучших в Беларуси.

«Усадьба муз» Михала-Казимира Огинского. Канал Огинского

Слоним – главная резиденция Великого гетмана Литовского, мецената и композитора Михаила Казимира Огинского. В 1761 году Михал-Казимир приступил к созданию величественной «усадьбы муз» в своей резиденции в Слониме. Здесь был создан оперно-балетный театр, который по своим техническим возможностям и художественному уровню спектаклей стал одним из лучших в Восточной Европе. Здесь работали две оперно-балетные труппы и высокопрофессиональный оркестр.

Также с этого времени Михал-Казимир начал активную хозяйственную и благотворительную деятельность на Слонимщине: с большими усилиями и значительными финансовыми затратами была осуществлена прокладка через полесские болота при помощи дамб двух дорог-трактов и знаменитого канала, связавшего бассейны Балтийского и Черного морей. Канал Огинского обошелся князю в 12 миллионов злотых и стал для всего Полесья основанием для гордости и экономического подъема.

М. К. Огинский – создатель первого «Плавательного театра», который перемещался по каналу реки.

Строительство театра было закончено в 1780 году по проекту и под руководством итальянского архитектора и театрального художника Иноченцо Мараини.

Считается, что Михал-Казимир Огинский является автором нескольких опер и музыки к балетам, но партитуры этих сочинений до сих пор не найдены. Известны только 26 песен Огинского и 1 инструментальная пьеса -Полонез для скрипки и фортепиано).

Жил М. К. Огинский в небольшом одноэтажном дворце, в котором было 40 комнат. В одной из них находился танцзал – первое помещение, где проходили театральные представления и концерты его знаменитой капеллы. Первая информация о капелле относится к 1765 году. Она состояла из 12 человек и работала под предводительством капельмейстера Майзнера. В 1776-1778 она имела ансамбль из 53 инструменталистов и вокалистов, во главе которого стояли Ю. Паули, А. Данези и Ян Стефани.

Слонимский театр культивировал барочную оперу и «зингшпили». Славился театр и своим балетом. По традиции возникновение слонимского балета относят к середине 1777 г. В 1778 г. М. К. Огинский официально открывает школу для своих крепостных – «Департамент балетных детей». Во времена Огинского популярностью пользовались праздники – где ставились так называемые дивертисменты - театрализованные спектакли-приветствия. Слонимские танцовщики участвовали во всех пантомимах, массовках и «живых» картинах. С 1788-го по 1790-й - самые плодотворные годы в истории слонимского театра и коллектива. Именно в этот период на слонимской сцене начали ставить многоактные сюжетные балеты различного содержания: балет «Медея», балет «Дезертир», два балета итальянских композиторов и др. После 1790 г. школа окончательно переводится в Телеханы, в усадьбу Гоноратин. Туда приезжал Огинский, в итоге это стало его последней резиденцией. По некоторым данным, школа еще функционировала на рубеже 1795 и 1796 гг., но потом, перед смертью гетмана, прекратила свое существование.

Таким образом, «Полесские Афины», как тогда называли резиденцию, которая находились как бы на периферии культурной Европы, благодаря Огинскому возвысились до роли первостепенного музыкального центра, посредника между Мангеймской школой и ее последователями в Речи Посполитой, стали одним из важнейших мест культурной деятельности времен короля Станислава-Августа.

Таким образом, на примере предложенного маршрута, можно сделать следующий вывод: развитие регионального туризма, использование новых, ранее не задействованных объектов, создание интересных, направленных на познание самобытности Беларуси маршрутов, привлечение не только своих покупателей, но и иностранных туристов, правильная информационно-рекламная и маркетинговая работа в продвижении туристического объекта – все это поможет развитию туризма в нашей Республике, увеличит прибыль, создаст положительный имидж нашей стране.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2048; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!