ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ Г. ВИТЕБСКА



 

Лесная О.Ю.,

магистрант УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Демидов А.Б., канд. филос. наук, доцент

 

Возведение памятников культовой архитектуры происходит под воздействием определенных канонических правил, а также идеологий и культур. Это находит отражение в конструкциях и символах храма. В зависимости от того, какая господствует религия и идеология можно выделить определенные тенденции в развитии храма. Цель работы: проследить эволюцию памятников культовой архитектуры г. Витебска.

Витебск, как в целом и Беларусь, находился под влиянием православной и католической идеологии, что ярко проявилось в процессе храмостроительства. Первый этап возведения храмов начинается после принятия и распространения христианства. Поэтому, анализируя первые церковные строения в Витебске можно отметить характерные черты, которые присуще всем культовым строениям этого периода на территории города. Храмы возводились в древнерусском архитектурном стиле, сочетавшем в себе византийские традиции и местные особенности. В Витебске были построены церковь Святого Михаила на Замковой горе и Благовещенская церковь в Нижнем замке, воплотившие в себе эти архитектурные особенности. Оба культовых сооружения играли доминирующую роль в пространственно-планировочной композиции города [1, с. 167].

Новый этап в развитии сакрального зодчества Витебска начинается в составе ВКЛ. В XIII в. каменное православное зодчество пришло в упадок. Большинство построек были деревянными. Они в связи с частыми пожарами не единожды перестраивались. До конца XIV в. единственной централизованной церковной организацией ВКЛ являлась православная церковь. Сильным влиянием она пользовалась до середины XVI в., в том числе и в Витебске [2, с. 203]. В этот период была перестроена Благовещенская церковь, а храм Архангела Михаила был разрушен и восстановлен в другой технике и материале. К сер. XIV в. в Заручевье уже существовала православная церковь Св. Духа, по преданию построенная князем Ольгердом [2, с. 210]. Известными по источникам деревянными православными храмами были церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, располагающаяся на Пречистенской (Лысой, Успенской) горке и церковь Воскресения Христова на Рынковой площади [2, с. 208, 210]

После заключения Кревской унии начинается постепенное проникновение католических элементов в архитектурные формы храмового зодчества. Распространение получают формы и конструкции западноевропейской готики. К моменту создания единого государства РП в Витебске появляются монахи различных католических ордеров. XVII–XVIII в. становится временем строительства их резиденций и новых костелов, таких как бернардинский костел Св. Антония, костел иезуитов в честь Св. Иосифа. Переданные униатам Благовещенская, Успенская и Воскресенская церкви претерпевают архитектурные изменения в рамках новых канонов [2].

К сер. XVIII в. складывается новый архитектурно-художественный стиль в храмовой архитектуре – «виленское барокко». В этом стиле был создан архитектурный комплекс Ратушной или Рынковой площади. Единый градостроительный ансамбль площади составляли здание городской ратуши, Воскресенская церковь и костел Святого Антония [3, с. 240]. Площадь впечатляла зрителей общей возвышенностью зданий, утонченностью форм, декоративным украшением фасадов.

После вхождения Витебска в состав Российской империи храмы передаются в православное ведомство, начинается их перестройка по православным канонам. Так, под управление православного Синода перешел костел иезуитов, переименованный в Николаевский собор и перестроенный в псевдорусском стиле. Полоцким епархиальным архитектором А. Портом был разработан проект реконструкции Воскресенской церкви в стиле постклассицизма [3, с. 168, 183].

В годы советской власти храмы начинают закрывать, запрещается служба, здания используются не по назначению. В храмостроительстве начинается упадок. Большинство культовых сооружений было полностью разрушено, и только некоторые подверглись незначительным разрушениям. Были взорваны Успенский и Николаевский кафедральные соборы, Благовещенская и Воскресенская церкви, костел Святого Антония [2].

И только к нач. 90-х годов вновь начинает возрождаться храмостроительство. Сейчас восстанавливается много старых храмов и строятся новые. Так, была проведена реконструкция Благовещенской и Воскресенской церквей, восстановлен Успенский собор, в проекте строительство Николаевского собора.

Таким образом, в ходе социальной эволюции культовая архитектура Витебска была подвержена многочисленным изменениям, что выражалось как в создании новых храмов, так и в разрушениях ранее существовавших построек, не отвечающих установкам политической власти. Культовая архитектура менялась под воздействием господствовавшего в ту или иную эпоху мировоззрения и архитектурного стиля

.

Литература:

1. Архітэктура Беларусі: нарысы эвалюцыі на ўсходнеславян. i еўрап. кантэксце. У 4 т. Т. 1. IX–XIV стст. / А.I. Лакотка [i iнш.]; навук. рэд. А. I. Лакотка. – Мн.: Бел. навука. 2005. – 392 с.

2. Левко, О.Н. Витебск / О.Н. Левко; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. – Мн.: Беларус, навука. 2010. – 335 с. – (Древнейшие города Беларуси).

3. Габрусь, Т.В. Мураваныя харалы: Сакрал. архітэктура бел. барока / Т.В. Габрусь. – Мн.: Ураджай, 2001. – 287 с.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!