ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА



(на примере УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Леонова И.Ю.,

студентка 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Кривцун-Левшина Л.Н., доцент

 

Одним из гарантов развития общества является студенческая молодежь. В социальной структуре общества она рассматривается как большая социальная группа, занятая деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду и в период обучения активно участвующая в разнообразной общественно-полезной деятельности. Личностные и профессиональные свойства студентов можно рассматривать как совокупность характерных для них качеств, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности на определенном этапе их становления.Основной статусной характеристикой студентов является их особая роль в общественном разделении труда – подготовка к выполнению функций интеллигенции. В этой связи выпускники вузов гуманитарного профиля должны стать всесторонне развитой личностью, способной оказывать разнообразное социализирующее воздействие на другие социально-демографические группы в процессе своей профессиональной и социокультурной деятельности, активно влиять на формирование у них общественно значимых и личностных свойств.

В структуре общественно и личностно значимых видов деятельности студентов гуманитарного вуза немаловажное место занимают их позиции в области искусства как одного из развивающих и формирующих сторон жизнедеятельности человека и общества. С целью изучения поведенческих ориентаций студентов в области искусства в рамках научного исследования кафедры философии был предпринят анкетный опрос, в ходе которого решалась задача изучить направленность и структуру культурно-развивающего аспекта их жизнедеятельности. Объектом исследования стали студенты 2 и 5 курсов обучения, а предметом – их поведенческие ориентации в области театрального и художественного искусства. Структуру и объем выборочной совокупности составили 540 человек 8 факультетов. Из них мужчин – 21.6 %, женщин – 73.4%, что соответствует квотному распределению студентов по полу в вузе.

Исследование показало, что только 11,1% опрошенных студентов посещают выставки, экспозиции, музеи и 20.5% - театры. Предпочтительным стилистическим направлением художественного искусства здесь является классический (33.6%), менее предпочтительными - авангардизм (21.6%) и импрессионизм (22.0%). Практически не входит в число предпочтений китч (3.3%) и кубизм (2.9%). Среди жанров художественного искусства у студентов наиболее привлекательным является пейзаж (44.8%), менее привлекательными – портрет (22.8%), изображения животных (14.5%). Практически не привлекают их историко-военные баталии (6.2%), бытовые сцены (2.9%).

Среди «театралов» 59.0% предпочитают комедию, 38.6% - драму, 28.6% сатиру и юмор, 15.8% - трагедию, 12.7% - мюзикл, оперетту, 12.5% - цирковое искусство, 10.8% - балет, 2.9% - оперу. У 13.7% респондентов предпочтений среди жанров театрального искусства нет.

Преобладание у студентов различных по своим качественным характеристикам видов, жанров и стилей живописи и театрального искусства дает основание утверждать, что большинство из них находится в стадии становления и не имеет устоявшихся поведенческих ориентаций в этих областях жизнедеятельности общества. Это, в свою очередь, вызывает понимание проблемы противоречивости ценностей самой социальной среды, в которой на сегодняшний день нет устойчивых ориентиров в воспроизводстве, трансляции, формировании и оценке определенных моделей духовной культуры в его различных социально-демографических группах. Результаты этой противоречивости, неустойчивости (аномичности) и отражаются в духовно-культурологических характеристиках студентов как следствий их процесса социализации в макро- и микросоциуме. Однако следует отметить, что такие деструктивные образцы массовой культуры, как авангардизм (21.6%), китч (3.3%) и кубизм (2.9%) привлекают менее 1/5-1/30 опрошенных студентов, что в целом характеризует положительную направленность ценностных предпочтений студентов в духовных видах культуры.

В то же время следует отметить, что 88.9% студентов не интересуются живописью, 79.5% не посещают театры. Основными мотивами отказа студентами от посещения художественных выставок и театров являются: «Нет свободного времени» (38.6%), «Театр не люблю вообще» (21.1%), «Есть более интересные занятия» (19.3%), «Не нравятся театральные спектакли в нашем городе» (17.5%). Содержание мотивов пассивного отношения студентов к таким интеллектуальным видам искусства как художественное и театральное свидетельствует о неразвитости такой направленности их сознания, чувств и поведения в ходе их учебной стадии социализации. Поэтому данная сторона духовного становления личности студента требует соответствующей коррекции как со стороны вузовской социально-воспитательной среды, так и со стороны ближайшего социального окружения - родителей и родственников.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!