Эволюция экологических идей в контексте духовно-нравственных ценностей



 

Коцур В.М.,

магистрант УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Слемнев М.А., канд. филос. наук, профессор

 

Идеи рационального взаимодействия с природным окружением, понимания неразрывности связи человеческой цивилизации с природной оболочкой Земли на протяжении XX века находят все больше понимания в обществе, становясь неотъемлемым компонентом мироощущения, мировосприятия и миропонимания современного человека. Начиная с классических работ В.И. Вернадского "Химическое строение Биосферы Земли и ее окружения» и «Несколько слов о ноосфере» идеи «экологизации сознания» планомерно развивались мыслителями и общественными деятелями, чтобы в итоге, к началу нового, XXI века, стать важным компонентом взглядов человека на мир и свое место в нем.

В настоящей работе сделана попытка анализа значения «экологических идей» на протяжении истории и в мировоззрении современного человека.

Мировоззрение среди прочего предполагает помещение человека (самим себя) в некую систему координат: суждений, идеалов, ценностей, убеждений относительно которых он оценивает свои поступки и планирует действия. Набор таких критериев велик и индивидуален для каждого человека. Однако можно выделить наиболее общие, глобальные критерии, в той или иной мере присущие каждому образованному человеку: моральная оценка явления, религиозная, гражданско-правовая (социальная) и возможно добавить – экологическая оценка произошедшего или планируемого действия. Особенно явно последний компонент прослеживается на примере стран Западной Европы. В общем виде «экологическая оценка» поступка означаем понимание того, как данное явление отразится на связях человек – окружающая среда. Попытаемся проследить изменение веса этих категорий в историческом аспекте.

Прослеживая истоки такого отношения надо отметить, что идеи рационального, разумного взаимодействия с природой уже были свойственны родоплеменной стадии развития общества. Мифологическо-культовые идей предполагали человека неотъемлемой, составной частью окружающего мира (окружающая среда человек (здесь невозможно выделить моральныйи социальный элементы)). Вышеописанные идеи имеются в учениях всех мировых религий. Например, христианская религиозная мораль среди прочего имеет элементы экологизации – «все сотворено Богом», а значит, как и человек требует любви к себе. Но человек как созданный по образу и подобию Божьему стоит несколько особо. (Религия > мораль > окружающая среда). С другой стороны традиционные взгляды населения (как бы предтеча гражданско-правовых) неотъемлемой частью включали в себя и суждения о природной среде - «не потрави лес», «не тревож птиц на гнезде» и т.д. Все эти убеждения не имели тогда прямой связи с повседневной жизнью человека. Следование или несоблюдение данных принципов не изменяло непосредственно жизнь в ту или иную сторону.

С наступлением нового времени, развитием идей гуманизма происходило отодвигание религиозных и традиционных принципов на задний план. Человек противопоставлялся «природе». Окружающая среда виделась как ресурс, неисчерпаемый источник богатств, который можно и нужно использовать. Такие идеи планомерно эволюционировали до своего логического максимума в первой половине XX века. «Не стоит ждать милости от природы, надо самим взять все причитающееся нам!» - таков был общий посыл и капиталистической и социалистической идеологий. Экологический критерий был забыт, отброшен как ненужный (гражданско-правовая позиция > мораль (религия)). С 60-70 гг. прошедшего столетия все отчетливее стало проявляться следствие такого подхода. Забытая обратная связь, окружающая среда – человек отчетливо проявилась в негативном своем виде. Очевидной стала реальность двусторонней связи человек – окружающая среда.

Идеи экологизации сознания, экологического воспитания сформировали поколение людей, для которых «экологический» критерий стал важным и равноправным наряду с остальными при оценке явления (мораль = гражданско-правовой аспект = «экологический аспект). Тем не менее в течение последних 20 лет во многих странах, особенно в Западной Европе (активисты экологических организации, партии «зеленых») сформировалась довольно значительная категория людей, для которых экологический критерий становится определяющим в их деятельности. Моральность и гражданско-правовое значение явления рассматриваются через призму того как это повлияет на взаимоотношения человек-среда (экологический аспект = (моральная сторона вопроса + гражданско-правовой аспект)). Отношения человек-среда, игравшие важное значение в древнем мире, были оттеснены на второй план или вовсе забыты на протяжении средних веков и нового времени, но к началу XXI века вновь стали важной стороной жизни общества.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!