ФЕНОМЕН «СТРАННИК» В ФИЛОСОФСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



ХХ века

 

Лисицына И.Ю.,

магистрант УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Демидов А.Б., канд. филос. наук, доцент

 

Различные стороны концепта «странник» можно усмотреть с позиций не только лингвистики, но и культурологии, философии, открывающих разные аспекты этого многослойного понятия. Здесь мы не будем пытаться реконструировать весь концепт «странничества», но поставим целью сопоставить моменты данного понятия, представленные в философской и художественной (немецкой) литературе ХХ века.

Материал и методы исследования.Материалом данного исследования явились труды (и их реминисценции) немецкого философа Мартина Хайдеггера, в частности «Время и бытие», а также произведения немецкой художественной литературы ХХ века Эриха Марии Ремарка, Томаса Манна, Эриха Кеснера, Бертольда Брехта, Патрика Зюскинда. Основным методом исследования явился компаративный анализ.

«Странник свободен духом, это вечный путник, ищущий волшебный град» [1, с. 68]. «Странник – самый свободный человек на земле: он странствует по земле, а сам находится на небесах, ибо не врос в землю. Он свободен от мирской суеты, всё «земное» – в его котомке» [1, с. 67]. Так пишет В.А. Маслова в своей книге «Национальный характер сквозь призму языка», исследуя вопроса об абсентизме как важнейшей черте русского национального характера. «Абсентизм (от лат. absens – «отсутствующий») страсть к путешествиям или проживанию вне родной страны» [1, с. 66]. Является ли эта русская черта также и принадлежностью немецкого характера, существуют ли различия в её истолковании, мы узнаем, прибегнув к анализу указанного выше материала исследования.

Занимаясь этим вопросом, мы обратились, в частности, к статье А. Б. Демидова «Хайдеггер: зеркало странника». Он замечает «странность» человеческого существования: «Мы странные, во-первых, в смысле этой необычности по сравнению со всяким иным сущим. Но мы, во-вторых, странные еще и в том смысле, что странствуем, путешествуем, совершаем паломничества, идем за горизонты» [2, с. 157]. Странник в философской интерпретации свободен от тягот повседневной жизни. Человек в своем осознании высшего становится отличным, другим. «Странники могут и должны быть “вечными смертными”». «Быть странником — не значит отвергать обустроенность, но значит, что человек может обустраиваться особым образом — в качестве странника» [2, с. 158]. Философское понимание наделяет странника в большей степени смирением. Эта мысль относит нас к христианским канонам, а значит, не исключено, что странник, с такой точки зрения, человек верующий. Ведь, согласно четырехтомному академическому словарю русского языка, одно из значений слова «странник» — это человек, странствующий пешком на богомолье: паломник, пилигрим (т. IV, с. 281).

В исследуемых произведениях немецкой художественной литературы мы не встречаем такого понимания данного термина. Самое распространенное значение — это «странник-ремесленник» («странствующий подмастерье», «годы учения и голода, годы голода и странствий, три года самостоятельной работы и лишений пошли насмарку»). Также есть в представлении немецких авторов странник по кабакам, странник-путешественник, странник-беглец. Большинство значений сопровождается такими словами как «одиночество», «долгие скитания», «мучительно» («сестра пришла больная от странствий», «странствующий отшельник»). В таких контекстах странничество не выступает как спасение, скорее как неизбежность, наказание. Но эти странники не вызывают жалости, более того их устраивает такое положение, такая судьба. В первую очередь, это говорит об их смирении.

Выводы. В итоге проведенного исследования складывается впечатление, что философская интерпретация представляет странника как смиренного человека и мотивирует такое положение. Художественный же текст не дает прямых наставлений, но своим даже не всегда хорошим примером, путем побуждения нас к размышлениям и переживаниям ведет к пониманию. Мы можем наблюдать это на исследуемых примерах, позволяющих сделать вывод, что феномен «странник» в философской и художественной литературе репрезентируется различными когнитивными сегментами, иногда имеющими различную коннотацию («странник по кабакам» – «странник-ремесленник»). Но контекстуально выражено было общее качество – смирение. Результаты могут быть использованы при реконструировании концепта «странничество».

 

Литература:

1. Маслова В. А. Национальный характер сквозь призму языка / В. А. Маслова // УО «ВГУ им. П. М. Машерова». – Витебск: 2011.

2. Демидов А. Б. Хайдеггер: зеркало странника // Мартин Хайдеггер и философия XX века: Сб. докл. — Мн.: «Менск», 1997. — С. 150–158.

3. Хайдегер М. Время и бытие / пер. В.В. Бибихина // Москва: Республика, 1993. – 447с.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!