ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ БЕЛАРУСИ



Березовская А.О.,

магистрантка УО  «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Гугнин Н.А., канд. искусствоведения, доцент

 

Искусство, как явление духовное, всегда являлось участником различных процессов в обществе. Динамика этих процессов способствует проникновению различных мотивов вглубь изобразительного искусства. При этом более действенной является эмоциональная составляющая произведений. Пейзажная живопись развивается именно в таком русле. В жанре пейзажа художник, хоть и в иносказательной форме, но может передать свое видение мира, свои переживания и мысли.

Жанр пейзажа стал популярен сравнительно недавно – с конца XIX века. «…Пейзаж не имеет цели, если он только красив, – утверждал известный русский живописец и мастер лирического пейзажа А. К. Саврасов, – В нём должна быть история души…» [1, c.26.] В наше время пейзажный жанр, наверное, самый любимый и востребованный в белорусском изобразительном искусстве. Несмотря на всеобщую глобализацию искусства, и духовной жизни общества в целом, современный белорусский пейзаж имеет ряд своих национальных особенностей.

Многие считают, что мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны. Эти слова характерны для сегодняшнего искусства в состоянии зре­лого постмодернизма. История изобразительного искусства настолько переполнена разными стилями и тенденциями, манерами письма, что, кажется, придумать что-то новое практически нереально. Тем более, если говорить о таком жанре живописи как пейзаж, в котором, несмотря на влияние многих тенденций, должны оставаться некоторые незыблемые черты, делающие пейзаж пейзажем.

В наше время даже крайне одаренному и творческому человеку очень сложно сказать «новое слово» в искусстве или по-новому отобразить реальную действительность. Чаще всего это все равно будет напоминать нечто уже существовавшее в искусстве. В основном под созданием чего-то нового подразумевается очень хорошо забытое старое или такая комбинация из ранее придуманного, которой никто не видел до сих пор. «Пейзаж – это всегда художественный образ природы, его какая-то интерпретация, неотделимая от стилей, ведущих в искусстве, так и от взглядов на природу и место человека в ней, которые характеризуют эпоху».[2, с.3]

Белорусский пейзаж, несмотря на тесное его развитие вместе с русским, польским, украинским, приобрел характерные для него черты. Усиление национальных особенностей, сложившихся исторически, проявляется в простоте содержания (особое внимание отводится родным и милым сердцу местечкам, чаще всего уединенным, удаленным от мирской суеты), в обращении к типично белорусским природным мотивам, в передаче характерных природных черт. В белорусском пейзажном жанре чаще наблюдаются нюансы, нежели контрасты, отсутствуют сильные эмоции и чувства. Особенностью его является лирическая направленность работы, камерность, медитативность. Обращаясь к природе, художник стремится передать ту нежность и любовь, которую испытывает сам, в ней нет гордости и помпезности, как у пейзажистов других стран.

Для белорусской пейзажной школы характерна более сдержанная, без резких переходов, цветовая гамма, интимность и камерность. Чаще всего белорусские художники обращаются к переходным состояниям времён года: поздняя осень, ранняя весна и так далее. Состояния природы в эти периоды предоставляют художникам широкий спектр возможностей в тонкой передаче цвета, света, настроения в создании выразительного образа в пейзаже.

В современном пейзажном жанре большую часть составляют произведения этюдного характера, в которых зачастую отсутствует тщательная проработка плановости, деталей, подробная нюансировка цвета, продуманность композиции полотна. Это способствует тому, что пейзаж, кроме стремления мгновенно уловить и передать впечатление, не несёт в себе глубокого и содержательного образа.

Таким образом, современная пейзажная живопись Беларуси имеет ряд особенностей, характеризующих динамику её развития. Белорусский пейзаж отличает поэтичность, философская концептуальность, ассоциативность и воплощает любовь художника к родному краю. Одни живописцы пишут пейзажные мотивы более реалистично, другие прибегают к условностям и декоративности. Через пейзаж художник показывает своё отношение к окружающему миру, а духовное наполнение пейзажного образа, в свою очередь, определяет живописные средства, способствующие передаче замысла пейзажной композиции. Пейзажная живопись Беларуси может носить камерный, лирический, минорный характер, реже парадный, эпический, что делает её актуальной и интересной в современном художественном пространстве. [3]

 

Литература:

1. Петров В.А. А. Саврасов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Альбом / В.А. Петров. – М., Изобразительное искусство, 1983. – 48 с.

2. Грамыка, М.В. Беларускi пейзажны жывапiс першай паловы XX стагоддзя / М.В. Грамыка. – Мн.: Беларус.навука, 2011. – 167 с.: iл.

3. Сучасны беларускі жывапіс. ХХІ стагоддзе: альбом / аўт. тэксту, склад., пер. на беларус. мову: К.С. Аксёнава; аўт. уступ. арт. Н.В. Шаранговіч; пер. на англ. мову С.В. Місюк. – Мінск: Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2010. – 432 с.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 965; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!