КОНЦЕПТ «СПАСЕНИЕ» В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО КОДА



Буевич А.А.,

магистрант УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Маслова В.А., доктор. филол. наук, профессор

 

Важнейшим фактором духовного развития народов является религия. Народ наследует через язык ментальные, культурные и духовно-нравственные традиции своей религии, это особенно ярко проявляется у русского народа. Поскольку душа русского народа была формирована православной церковью, следовательно, православие отразилось и преломилось в культурных концептах морально-нравственной сферы русского народа. Ключевой темой, как православной религии, так и христианства в целом, является учение о спасении, поэтому концепт «спасение» в данной статье будет рассмотрен как центральный, основополагающий, в контексте духовного кода русского человека. Поскольку концепт «спасение» прежде всего, является религиозно–философским концептом, то для реконструкции его содержания требуется особая модель его описания, восходящая к «теоконцептологическому анализу». Как отмечает В.И. Постовалова, в базисных религиозных концептах различаются семь уровней, или слоев, концептуального смысла.

«Первый уровень смыслового содержания религиозного концепта образует инвариантный, надъязыковой, наднациональный и надкультурный, конфессиональный смысл, общий для соборного сознания всех ветвей и направлений в составе какого-либо определенного религиозного исповедания, например, христианства в целом» [1, с. 6]. Так, концепт «спасение» на этом уровне истолковывается в христианстве как «прощение греха и введение верующего в Царство Божие» [2]. Более того, спасение в христианстве рассматривается как акт любви Бога по отношению к людям.

«Второй и основной уровень смысла религиозного концепта составляют мировоззренческие смыслы, вырабатываемые в конкретных конфессиональных ветвях определенного религиозного исповедания» [1, с. 7]. Так, «Православная Церковь учит: спасение совершается Богом, но не без человека, от которого требуется правая вера и добродетельная жизнь по воле Божией, которая и есть спасение…» [3]. Т. о. вера – залог спасения, необходимое условие. Но у человека остается свобода выбора, которая и есть образ Божий в нас.

«Третий уровеньсмысла религиозного концепта составляют духовные смыслы, вырабатываемые в различных этнических вариантах конфессиональных ветвей» [1, с. 7]. Особенностью русского православия является идея соборности, единства всего право­славного народа под началом Церкви. Известный русский мыслитель С.Н. Булгаков называл соборность «душой Православия» [4, с. 145] , а выдающийся русский философ Н.А. Бердяев подчеркивал, что «спасаться можно лишь в Церкви», «через духовное общество», «с братьями во Христе и со всем творением Божьим», отрицая при этом «эгоизм спасения» [5, с. 28].

«Четвертый уровень смысла образуют различные смысловые оттенки, привносимые в религиозный концепт при его осмыслении и переживании в различных обществах различных эпох (общецерковная жизнь, монашеское подвижничество и т.д.)» [1, с. 8]. В начале ХХ в. в России и в среде русской эмиграции получает распространение особое духовно-церковное движение, известное под такими названиями как: «монастырь в миру», «мирской монастырь», «белый монастырь». Целью этого движения была выработка новых форм и путей спасения в условиях духовно-исторической реальности начинающегося столетия и, прежде всего, преодоления разрыва, существовавшего между монашеским и мирским путями спасения. Вспомним мудрые слова святителя Феофана Затворника: «Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть...» [6]. Спасение есть внутреннее дело каждого человека и от места не зависит, т.к. везде Бог.

«Пятый уровеньсмыслаобразуют смысловые оттенки, возникающие в восприятии религиозных концептов сквозь призму определенных символов, принятых в какой-либо конкретной духовной культуре - общенациональной или конфессиональной» [1, с. 8]. Так, в Священном Писании символами спасения являются: рог спасения, крепость спасения, чаша спасения, источники спасения, стены и вал спасения, изобилие спасения, щит спасения, ризы спасения, горящий светильник спасения, благовествование спасения, глас спасения, знамение спасения, убежище спасения.

«Шестой уровеньсмыслов в религиозном концепте образуют смысловые оттенки, привносимые при попытках прояснить духовный смысл концепта, опираясь на языковое чувство и народно-этимологическое восприятие слова, выражающего данный концепт в соответствующем языке» [1, с. 8]. В Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой спасение определяется как «избавление от опасности, несчастья» [7, с. 663], в русской религиозной философии спасение в основном трактуется в контексте преодоления смертности человека, как победа его духа и тела над смертью (Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Л. Андреев, А. Платонов).Эта идея имеет глубокое основание в русской религиозной культуре, поскольку именно в православии главным праздником христианства считается Пасха (с еврейского "прехождение, избавление"), т.е. день Воскресенияизбавление от грехов.

«Седьмой, и последний в нашей классификации, уровень смыслов в религиозном концепте образуют индивидуально-смысловые, личностные оттенки в интерпретации концептов в идиолектах отдельных представителей определенного религиозного исповедания» [1, с. 8–9]. Согласно учению выдающегося русского философа В.С. Соловьёва, среди основных действий человека, стремящегося к нравственному совершенству, можно выделить молитву, пост и милостыню, соблюдение которых обуславливается духовностью человека, глубиной его нравственных чувств.

Таким образом, рассмотрев концепт «спасение» по модели теоконцептологического анализа, на духовно-мировоззренческом, культурно-историческом и лингво-семиотическом уровнях, мы можем сделать вывод, что спасение является одной из основных ценностей русского православного народа, а следовательно, и ключевым понятием в контексте духовного кода данного этноса.

 

Литература:

1. Постовалова, В.И. Религиозные концепты в теолингвистическом представлении / В.И. Постовалова // Хрестоматии теолингвистики. Т. 2. Под редакцией А.К. Гадомского и К. Кончаревич. - Издательство: Универзитет у Београду – Православни богословски факултет. - Београд (Сербия), 2011.

2. Вихлянцев, В. Библейский словарь (историко-религиозный) / В. Вихлянцев [Электронный ресурс]. – 1994. – Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/Books/DictS.html. – Дата доступа: 06.02.2012.

3. Ефимов, Игорь, священник. Современное харизматическое движение сектантства / Священник Игорь Ефимов / [Электронный ресурс]. – 1995. – Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6688. – Дата доступа: 06.02.2012.

4. Булгаков, Сергий, прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви / Прот.Сергий Булгаков. – Париж, 1989.

5. Бердяев, Н. Спасение и творчество / Н. Бердяев // Путь. № 2. – М.: Информ-Прогресс, 1992.

6. Феофан Затворник, свт. Монастырь в миру / Свт. Феофан Затворник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pagez.ru/olb/102.php. – Дата доступа: 06.02.2012.

7. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!