ПАРК «БЕЛЬМОНТЫ» В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ БЕЛОРУСОВ



Богданович Ю.В.,

студентка 4 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Антонова Е.В., канд. биол. наук, доцент

 

Белорусский народ всегда славился своей культурой. На протяжении многих лет человек различными способами выражал свой внутренний мир. Произведением культуры в целом и садово-паркового искусства в частности являются старинные сады и парки. Начало паркостроения на территории Белоруссии было положено более трех столетий назад. Развитие садово-паркового искусства определяется мировоззренческими взглядами, поэтому в старинных парках нашли отражение особенности той или иной общественно-экономической формации – уклад жизни, идеи, этические и эстетические воззрения. Издавна культура садов и парков считалась одной из наиболее действенных форм эстетического и нравственного воспитания человека [1].

Цель: на примере парка «Бельмонты» показать «зеленые страницы» культурного развития беларусов.

Методы исследования: исторический, описательный (сравнительно-морфологический), маршрутный.

Частью национального парка «Браславские озёра» и вторым по величине в Беларуси после Несвижского является парк «Бельмонты» [2]. Название «Бельмонт» в переводе с французского означает «красивая гора». Парк заложен в XVIII веке, занимает участок юго-восточного побережья озера Дривяты у деревни Ахремовцы. При его создании искусно использована высокая холмистая терраса над озером, с которой открывается красивый вид [3]. Парк занимает два расположенных на разных уровнях участка, и поэтому условно разделяется на верхний и нижний. Если соотнести время заложения парка и стиль, характерный данному временному отрезку, можно утверждать, что парк формировался в переходный период от барокко к классицизму. Затем на смену пришел романтизм. Говорить о первоначальной композиции парка трудно, т.к. в начале XX века он претерпел значительные планировочные изменения [1]. Внимание привлекают могучие деревья как местные виды, так и экзоты. Из аборигенов – Picea abies (L.) Karst. Ель обыкновенная, Pinus sylvestris L. Сосна обыкновенная, Betula pendula Roth. Береза бородавчатая, Tilia cordata Mill. Липа мелколистная, Acer platanoides L. Клен остролистный и др.; из растений-интродуцентов – Picea pungens Engelm. Ель колючая, Larix deciduas Mill. Лиственница европейская, L. sibirica Ledeb. Л. сибирская, Pinus strobus L. Сосна Веймутова, Thuja occidentalis L. Туя западная и др. Теперь парк принял вид лесного массива с обильным, разросшимся самосевом древесных пород [1].

Время оставило свой отпечаток на самом парке. Войны, революции – все это, несомненно, наносило урон. В 70 – 90-е года XX века парк находился в запустении. В настоящее время рассматриваютя перспективы его дальнейшего развития. Парк – это не только исторический объект, но и участок природы, требующий особо бережного отношения, т.к. с каждым годом возрастает риск утраты уникальных растений.

Современный человек не всегда осознаёт, что он сам – часть природы. Увлекаясь новшествами и изобретая искусственное, забывает о парках, в которые вложены творческие идеи и мысль наших предков. На проблемы, связанные с экологией, часто закрывает глаза, хотя эмоциональное состояние человека страдает не меньше, чем окружающая среда.

 На примере парка «Бельмонты» прослеживается возможность слияния искусства, человека и природы. Нам нужно научиться у предков беречь это бесценное наследство, ведь, несмотря на сложную историю, они смогли передать нам богатство и многообразие живых растений. Природа во все времена была и есть той силой, которая помогает человеку оставаться человеком. Необходимо донести до сознания людей мысль, что есть ещё время для восстановления того парка, который был создан как произведение искусства. Многое утеряно, но то, что осталось грядущим поколениям, является классическим наследием, имеющим большое научное и практическое значение [1]. О перспективах сохранения и развития культурного наследия должен заботиться каждый, не зависимо от профессии и социального статуса. Важно, чтобы в спешке повседневной жизни не были утеряны такие уникальные «зелёные страницы», связывающие прошлое, настоящее и будущее культурного развития беларусов.

 

Литература:

1. Федорук, А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии / А.Т. Федорук. – Мн.: Ураджай, 1989. – 247с.

2. Шыдлоўскі, К.С. Архітэктурная спадчына Браслаушчыны: Гіст. - архіт. нарыс. / К. С. Шыдлоускі – Мн.: Полымя, 1996. – 158с.

3. Шидловский, К.С. Браславские озера: Путеводитель по зоне отдыха Браслав / К.С. Шидловский. – Мн.: Полымя, 1989. – 63 с.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!