ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ



Атрашкевич Р.В.,

студентка 2 курса, УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Довлатова Е.В., канд. ист. наук, доцент

 

«К чему ведет наша земная жизнь?», «Что будет после смерти?», «Существует ли бессмертие?». Уже не одно поколение людей никак не может дать однозначного ответа на эти вопросы. Кто-то ищет своё спасение от злополучного «Mors» в новых технологиях и медицине, а кто-то просто пытается найти разумное объяснение и теоретические решения практической возможности бессмертия. Эта мировоззренческая проблема имеет множество вариантов решения.

Бессмертие – не однозначное понятие. Можно понимать бессмертие как вечную жизнь тела. Но также можно рассматривать его как вечную жизнь души. Также касательно бессмертия можно выделить два взгляда на этот вопрос: оптимистический и пессимистический. В первом человек имеет надежду на жизнь вечную, а во втором всё заканчивается со смертью.

Философ-патрист Аврелий Августин, родившийся в 4 в., говорил: «Жизнь жалка; смертный час неизвестен … а что, если смерть уберет все тревожные мысли и покончит со всем? Нет, не будет так. Не зря, не попусту по всему миру разлилась христианская вера во всей силе высокого своего авторитета.»[1]. Августин – христианин, пришедший к вере долгим и трудным путем осмысления, взвешивания, рассуждения. Он считал, что бессмертие достижимо в любви к Богу, в послушании Его слову «Что же медлим, оставив мирские надежды, целиком обратиться на поиски Бога и блаженной жизни?». Во всех своих произведениях он утверждает, что каждый человек имеет бессмертную душу, но какую участь будет иметь душа после смерти, решает жизнь земная, поступки, совершаемые человеком.

В своём «Монологе», написанном в форме диалога Августина с самим собой большое место занимает поиск природы истины и лжи. Но главной темой является проблема бессмертия души, доказательство которого базируется на результатах этого поиска. Все диалоги полны размышлениями о способе поиска истины, в итоге он приходит к выводу: «Поверь же наконец своим выводам, поверь истине... Отвернись от своей тени, возвратись в самого себя»[2]. Августина всё же занимает не вопрос об абстрактной вечности - ему важно существовать, чтобы жить, а жить, чтобы познавать, существование без познания для него есть равносильным смерти. Его очень интересует какой будет душа в бессмертии и сможет ли она познавать? По Августину нам остается только надеяться на всепрощение и милость Бога, ожидая жизни вечной после нашей земной смерти.

После Августина многие философы занимались и занимаются вопросом смерти, отношения к ней и бессмертия. Один из них – Николай Бердяев. «Смерть есть явление жизни»,– считает философ. Даже ежедневно мы можем переживать смерть. Этим может быть расставание с близкими людьми, когда мы боимся, что больше никогда их не увидим, город, из которого мы уезжаем, и, возможно, никогда назад не вернемся. Множество вещей вызывают в нас грусть, подсознательную грусть о смерти. «Когда в пространстве происходит расставание с человеком, с домом, с городом, с садом, с животным, сопровождающееся ощущением, что, может быть, никогда их больше не увидишь, то это есть переживание смерти.»[3] Всю эту концепцию можно вместить в несколько слов – «Опыт о смерти внутри жизни». Другое переживание смерти, пожалуй, более трагичное – смерть родственников. Это еще не наша смерть, но тесное с ней общение. Это общение в большинстве случаев нагоняет страх, и естественным является то, что «стремление к вечности всего бытия есть сущность жизни.» Следовательно, люди, которые говорят, что не хотят жить вечно попросту лукавят. Все по-разному проживают свои жизни, но в итоге всех ждет смерть телесная. Бердяев также как и Августин признает существование души и ее бессмертия, но приводит и примеры бессмертия человека на земле. Пусть каждая личность завершает когда-нибудь своё существование, но «Род знает своё бессмертие». Глубокой и трагической он называет лишь смерть с позиции личности, с позиции рода в ней нет такого огромного трагизма.

XX век принес в Европу вместе с научно-технической революцией состояние беспокойства, неуверенность в завтрашнем дне, страх за жизнь и, в конечном итоге, ощущение абсурда. Идею бессмысленности человеческой жизни преподнесли философы-экзистенциалисты: Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю и др. «Я смутно мечтал о своём уничтожении, чтобы ликвидировать, по крайней мере одну из излишних экзистенций. Но моя смерть была бы также излишней. Излишним был бы мой труп, излишней — моя кровь на этих камнях, среди этих растений… я был лишним для вечности.»[4] Сартр не оставляет человеку никакой надежды на внешнюю поддержку, поддержку Бога, считая что смерть положит конец жизни человека.

Время не стоит на месте, годы идут, философы сменяют друг друга, а бессмертие так и остается под вопросом. Кто-то верит в жизнь вечную, кто-то ставит это под сомнение, но, по крайней мере пока, однозначного ответа не может дать никто.

 

Литература:

1. Аврелий Августин, Исповедь / Аврелий Августин. – М.; «Канон», 1997. – С.100

2. Аврелий Августин, О бессмертии души / Аврелий Августин. – Киев.; 1996. – С. 211.

3. Бердяев Н., Творчество и объективация/ Бердяев.Н.. – Мн.; «Экономпресс», 2000. – С.181

4. Жан-Поль Сартр, Тошнота / Сартр – Санкт-Петербург; «Азбука», 2007. – Т. 1. – С. 256

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!