Проблема человека в философии. Биологическое и социальное. Проблема антропосоциогенеза, основные концепции
Поскольку чел. представл. собой единство начал души и тела, соц-ого и биологического, его рассм. с 2 точек зрения: 1)чел – гармоничн. сущ-во с единством души и тела и 2)чел – внутреннее противоречие с борьбой духовного и телесного, социального и биологического.
В др. Греции: чел. – гармоничное сущ-во. Это обеспечивалось единством гармонии чел. и космоса, чел. подчиняется универсальному закону логоса. В ср. века: чел. – раздвоенное сущ-во. Разум и тело в конфликте: разум – возвышает, тело – толкает на грех. Одно из этих победит. Намечается понимание человека как личности. В эп. Возрождения: у чел. душа и тело в согласии. приоритет отдается земным телесным радостям. Чел. рассм. как всесторонне разв. личность и развиты идеи гуманизма.
новое время:снова дуалистическая позиция, но с механистической основой: тело – механизм, а душа сущ. параллельно, независимо от тела.
В нем. ф-ии чел. рассм. как живую целостность, но обоснование целостности дается разное в идеализие и мат-ме. Идеалистическое учение: Гегель – душа и тело едины, т.к. они явл. Продуктом саморазвития логической идеи. Материалистическое: Фейербах – целлостн. Чел. Объясняется тем, что он явл. Продуктом развития природы. В 20м веке в зап. Философиичел. как противоречивое сущ-во, противоречивость перемещается в сферу внутреннего психич. мира чел-ка. Фрейдизм рассм. противоречие биологически обусловленной структурой психики (оно) и социальной(Я и сверхЯ).
|
|
Экзистенционализм – противоречия биологич. и социального проявл. в конфликте уникального биологич. переживания и стереотипного мышления общества, кот. навязывается чел. обществом. Диалектико-материалистич. фил. – чел – единство природного и соц. начал, как продукт и субъект общественной и трудовой деятельности и культуры. Марксизм – разработана теория всесторонне гармонично развитой личности(начало положено в Ренессансе)
Проблема антропосоциогенеза.(происхождение чел. и об-ва)
Гипотезы:1.Религиозная:в христ-ве бог создалАдама, из его ребра – Еву, но кол-во ребер не уменьшилось. Возражение: потомки одной брачной пары особей не могут дать новый вид.
2.Эволюционная: чел. возник из животн. мира из-за борьбы за сущ-ие и ест. отбора. Но недостающее звено в эволюционной цепи развития: не найден скелета животного предка человекав пользу этой гип. Однако генотип шимпанзе и гориллы на 96% идентичен человеческому.
3.Трудовая : дополняет эволюционную. С появл. чел. наряду с биологическими начинают действовать социальные закономерности – труд и язык. Но эвол-ия чел.шла быстро и была выдвинута след. гип:
4.Космическая (земля – лаборатория, на кот. проводят эксперименты высокоразвитые цивилизации. 5.Гибридная: совр. чел – это гибрид земного дикаря и инопланетянина.
|
|
41. Понятие индивида, индивидуальности, личностиВ понятии человек – акцент на биологические качества, а соц. кач-ва на втором плане. А в понятии индивид-индивидуальность-личность – акцент на соц. качества.
Индивид – типичные универсальные качества представителя определенного слоя населения.
Индив-сть и личность фиксируют уникальные черты, но проявл. уник-ость по разному :
Индив-сть проявл. в продуктах деятельности, а личность – в поступках. К худ-ку применяют понятие инд-ость, к политику – личность.
Личность– целостная система интелект. псих-их и морально-волевых качеств чел., проявл. в его поступках. Структура личности (4компонента):
1.Направленность (мирвоззрение, убеждение, идеалы). 2.Опыт (знание, привычки, навыки).
3.Особенности психич. процессов (воля, чувства, эмоции, ощущения, память, мышление).
4.Биопсихич. св-ва (темперамент, пол, возраст). высший уровень организаций психологических свойств.
Типология личности:
1.По социально-классовой структуре (маркс – класс, западники – страт)
2.По мировоззрению (полит .идеалы, религ. отношение , эстетич. Вкусы, нравственные убеждения)
|
|
3.По темпераменту.
4.По доминирующим эмоциональным переживаниям:а)Альтруисты (добро для других), б)Общительные, в)Стремящиеся к славе, самоутверждению, г)Трудоголики, д)Борцы ( стремятся к опасным профессии/увлечения), е)Интеллектуалы (потребность в получении и систематизации инф. знаний), ж)Романтики (мечтатели), з)Эстеты (потребность в гармонии и красоте), и)Гедонисты (потребность в чувственном комфорте/телесном и духовном), к)Коллекционеры (накопители)
Деятельность и практика
Активность животных обознач понятием поведение, а чел – деятельность и практика. Деят-сть –специфич форма активного отнош к окр миру, кот заключ в целесообразном изменении и преобразовании мира и самого чел. Специфич особенности чел деят-ти(по сравн с жив): 1.деят-сть чел носит осознан характер. Чел действует в соответствии с сознат поставлен целями по заранее обдуманной программе. 2.деят-сть чел биологически не запрограмированна,т.е. проф навыки чел выраб в процессе жизни в общ-ве. 3.Деят-сть носит соц хар-тер. Она направ на удовлетворение соц-носформированных потребностей и целей. 4. Деят челносит опосредованный хар-тер. Она происх с помощью предметов посредников, также с помощью знаков посредников, с помощью понятий языка. Типология деяи-ти:
|
|
1)Выделяют 5 видов деят-ти вне зависимости от цели (а)познавательная – заключ в отражении действит-ти в понятиях б)преобразовательная – заключ в реальном предметном изменении действит-ти в)ценностно-оринтационная–в отраж действит-тив форме дух ценностей г)коммуникативн – заключ в общении д)худ – заключ в отраж действит-ти в худ образах.)
2)Выделяют 2 вида деят-ти в зависимости от хар-ра: а)материальная(происходит вне сферы созн,состоит в изменениях природы и общ-ва) б)дух(заключ в изменении содерж сознания и в ходе дух деят-ти люди действуют не с самими объектами природы и общ-ва,а только лишь с понятиями об этих объектах.Она теоритически обосновывает возможн изменения природы и общ-ва. Дух деят-ть имеет материальн сторону – движ рук писателя,музыканта…). Основным мидом мат-ной деят-ти явл практика.
Практика – есть матер. предметно-чувственная деятельность чел. по преобразованию пр-ды и общ-ва. Значение практики для процесса познания впервые заметили Кант и Гегель, но у них практика интерпретировалась идеалистически. У Гегеля практика – волевая деятельность логической идеи. С позиции мат-ма впервые практику объяснили Маркс и Энгельс,как мат-кую деят по изменению мира. Гносиологич функции практики: 1.практика явл основным фундаментом науч позн, т.к. она дает ученым технич. средства познания, а также обеспеч. их всем необходимым для поддержания жизни. 2.практика явл целью позн. Чел познает мир не для того, чтобы быть грамотным, а в первую очередь, чтобы использовать получ. знания на практике, для улучшения своей жизни. 3.практика явл движущей силой позн,поскольку она дает фактический материал,кот потом обобщается в теории. 4. Практика явл критерием истинности знания(происходит сопоставление теории объекта и самого объекта). Структура практич деят. Выделяют две стороны практич деят: 1.субъектив – связ с характеристиками чел. К субъектив стороне относ потребность к деят, цель деят, мотив, целесообразная деятельность в конкретной форме в виде отдельных действий.
2.объектив – связ с характеристиками объектов, вовлеченных в деятельность (а)предмет, на кот направ деят-ть – предмет труда б)средства с помощью кот достигается цель – это средства производства, прежде всего орудия труда в)результат деят-ти – готовая продукция). Основные формы практич деят-ти:
1.производственная деят-сть людей заключ в преобразовании пр-ды и представсобой процесс производства материальных благ. Это форма практики явл основной и определяющей по отнош к другим формам.
2.общественно историчес практика(социальная) заключ в преобразовании общественной жизни. Прояв в полит акциях, в деят-ти юридических учреждений и т.д. 3.научный эксперимент – это практика в сфере науки представляющая собой исследования объектов путем активного воздействия на них. В ходе эксперимента изменяется либо параметры самого объекта, либо условия среды. 4.техническая деят-сть - совокуп различ устройств, созданных для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. К технике относ. машины, инструменты. и т.д. Технич. деят. - деят по созд и применению технич средств. Тенденции разв технич деят. заключ. в том, что чел. все в большей степени передает технике функции своей руки и своего мозга. 2 концепции техники: 1.концепция технологического детерминизма. Согласно ей полит. власть должна нах. в руках технич элиты. 2 антитехницизм – техника рассматр-ся как злой демон созданный чел. Практика – есть матер. предметно-чувственная деятельность чел. пол преобразованию природы и общества. Значение практики для процесса познания впервые заметили Кант и Гегель, но у них практика интерпретировалась идеалистически. У Гегеля практика – волевая деятельность логической идеи. С позиции материализма впервые практику объяснили Маркс и Энгельс.
Гносиологические функции практики:
1.практика является основным фундаментом научного познания, т.к. она дает ученым технич. средства познания, а также обеспеч. их всем необходимым для поддержания жизни.
2.практика является целью познания. Чел. познает мир не для того, чтобы быть грамотным, а в первую очередь, чтобы использовать получ. знания на практике, для улучшения своей жизни.
3.практика является движущей силой познания
Структура практической деятельности. Выделяют две стороны практической деятельности:
1.субъективная – связана с характеристиками чел. К субъективной стороне относится потребность к деятельности; цель деятельности; мотив; целесообразная деятельность в конкретной форме в виде отдельных действий.
2.объективная – связана с характеристиками объектов, вовлеченных в деятельность (а.предмет, на кот. направ. деятельность – предмет труда б.средства с помощью которых достигается цель – это средства производства, прежде всего орудия труда в.результат деятельности – готовая продукция).
Основные формы практической деятельности:
1.производственная деятельность людей заключается в преобразовании природы и представляет собой процесс производства материальных благ. Это форма практики является основной и определяющей по отношению к другим формам.
2.общественно историческая практика заключается в преобразовании общественной жизни. Прояв. в полит. акциях, в деятельности юридических учреждений и т.д.
3.научный эксперимент – это практика в сфере науки представляющая собой исследования объектов путем активного воздействия на них. В ходе эксперимента изменяется либо параметры самого объекта, либо условия среды.
4.техническая деятельность. Техника – совокупность различных устройств, созданных для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. К технике относ. машины, инструменты. и т.д. Технич. деят. - деят. по созд. и применению технич. средств. Тенденции разв. технич. деят. заключ. в том, что чел. все в большей степени передает технике функции своей руки и своего мозга.
2 концепции техники:
1.концепция технологического детерминизма. Согласно ей полит. власть должна нах. в руках технической элиты.
2 антитехницизм – техника рассматривается как злой демон созданный чел.
43. Сущность познания. Субъект и Объект познания. Сущность познавательного процесса. Познание – есть активное целенаправленное отражение действительности сознания человека, это процесс накопления, получения и систематизации знаний о действ-сти. В познании участвует объект познания - тот кто познает, объект познающий, познавательные средства-методы, формы научного познания.
Субъект познания- это отдельный индивид, коллектив или общество в целом, обладающ. cознанием и волей: практических и оценивающих .Субъект познания является истор. существ. своей эпохи, своего общества, реализованный в ходе познания . Объект познания-есть фрагмент действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Объектом познания явл. определенные стороны природы ,общ-ва, чел-ка. Объектом познания могут быть явления объект-ого мира, а также субъек-ый мир человека и продукты интеллектуальной и худ-ой деятельности человека. Научные теории, лит-ые произведения и пр-я искусства. Выбор объекта познания обусловлен истор-им уровнем развития знаний и потребностями общества.
В истории философии встречается 6 основных точек зрения на процесс познания:
1.Диалектика-материалистическая точка зрения-процесс познания рассматривается как св-во мозга, кот. заключается в субъективном отражении действительности в сознании чел. Результатом познания является познавательный образ объекта познания(ощущение понятия), которая представляет собой идеальную копию объекта. Познание рассматривается как активный процесс, в котором познающий субъект практически воздействует…Субъект познания рассматривается как общественно-историческое существо. Познание рассматривается как диалектический процесс перехода от менее точного и полного знания к более точному и полному. В итоге получается объективная конкретная истина, объединяющая в себе относительную и абсолютную истину.
2.Концепция метафизического материализма допускала следующие ошибки: а)натурализм в понимании субъекта познания( Феербах рассматривал человека в качестве биологического существа.), б)Созерцательность-непонимание в роли практики познания,
в)Непонимание диалектики абсолютной и относительной истины.
3.Объективно идеалистическая концепция познания -источником знания является духовное начало:мир идей (Платон), логическая идея (Гегель). У Платона знание дано от рождения, у Гегеля носит приобретенный характер.
4.Субъективно-идеалистическая концепция-человек познает свои собственные психические процессы. Содержание знаний обусловлено не свойствами предметов, а только свойствами достояниями психики человека.
5.Иррационалистическая-вед-ую роль познания играют не органы чувств и не мышление ,а внелогические формы познания (эмоции, инстинкты, религиозная вера в неотомизм).
6.Агностическая концепция- мир частично или полностью не познаваемый (Иммануил Кант,Давид Юм считал , что знания носят поверхностный, умышленно –практический характер и не являются истинами. А Кант- доступными познанию являются только вешние оболочки вещи и недоступной познанию остается сущность вещей.)
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 845; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!