Чувственное познание и его формы.
Познание – активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека, процесс получения и накопления и систематизации знания о действительности. В познании участвуют субъект познания (тот, кто познает) объект познания (то, что познается) и познавательные средства (методы и формы).
Познание состоит из трех уровней: чувственное, рациональное, практика.
Чувственное познание: Чувственно- конкретное образное отражение действительности с помощью органов чувств.
Процесс познания начинается с чувственного познания, которое даст необходимый эмпирический материал для деятельности мышления этот материал обобщаети систематизирует мышление.
Чувственное раскрывает внешние стороны объекта т.е. отражает особенности объектов, как явлений, а рациональное раскрывает внутренние закономерности объектов и отражает их сущность.
Формы чувственного познания:
1.ощущение. Отражение в образной форме одного отдельно взятого свойства объекта с помощью одного из органов чувств человека. 5 типов ощ-ий:1.зрительные.2. слуховые. 3.- осязательные, 4.обонятельные, 5.вкусовые.
2.восприятие. Отражение объекта в целом в чувственно-конкретной форме с помощью всех или большинства органов чувств человека, восприятие формируется на базе ощущений, синтез многих ощущений.
3.представление. Отражение объекта в целом в чувственно-конкретной форме , когда объект не воздействует непосредственно на органы чувств человека. Представление – (переходит) воображение.
|
|
В истории философии 2 крайности в истолковании чувственного и рационального познания: эмпиризм, рационализм.
Рациональное познание и его формы.
Познание – активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека, процесс получения и накопления и систематизации знания о действительности.
В познании участвуют субъект познания (тот, кто познает) объект познания (то, что познается) и познавательные средства (методы и формы).
Познание состоит из трех уровней: чувственное, рациональное, практика. Рациональное познание: знаковое, понятийное отражение действительности с помощью мышления.
Формы рационального познания:
1.понятие. Мысль, отражающая в обобщенной знаковой форме существенные закономерные свойства объектов действительности. Слова + словосочетания - грамматич. форма.
2.суждение. Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно рассматриваемого объекта. Правильные и ложные. Они носят оценочный характер, т.к. выражают отношение говорящего к содержанию высказывания. Грамматич. форма: повествоват. предложения, медь-цветной металл.
|
|
3.умозаключения. Вывод, на основе сравнения двух или нескольких суждений.
В индуктивных ум-ях – ход мысли от частного к общему,в дедуктивных – ход мысли от общего к частному.
Пример: 1. Все металлы электропроводны; 2. Медь - металл; 3. Следовательно, медь обладает электропроводностью.
В истории философии 2 крайности в истолковании чувственного и рационального познания: эмпиризм, рационализм.
46. Проблема истины и критерии истины в фил-ии и науке. Абсолютная и относительная истина. Истина– верное, правильное, адекватное отражение действительности в сознании людей или соответствие образа предмета самому предмету по содержанию. (противостоят ложь и заблуждение – специальное и случайное искажение действит. соответственно) Истина явл. центральным понятием в теории познания, т.к. она характеризует результат познания. Истине противостоит ложь. Ложь – преднамеренное искажение истины, заблуждение – непреднамеренное иск-ие истины
Критерий истинности– показатель, по которому можно отличить истинное знание от ложного. Выдвигались разные критерии истинности: в Диалектико-материалистич. фил. – критер. истин. признается практика, кот. позволяет выйти за пределы знания и соотнести знание об объекте с самим об-ом и с действительностью.
|
|
В Идеалистич. концепция познания – крит.истин. пытаются найти внутри самого знания: в пределах рационального ур-ня (объективный идеализм), в пределах чувств.-эмоц. уровня (субъективный идеализм),
В рационалистическом варианте объективного идеализма критер. истины счит. – логические характеристики знания: ясность, отчетливость, непротиворечивость, т.е. согласуемость с уже имеющимся знанием)
В религиозном вар-те об. и-ма. крит. истины – мнение Бога (неотомизм) и в пределах чувственно-эмоц-ого ур-ня (субъективн. идеализм):
В эмпирическом варианте суб. и-ма. крит. истины – соответствие ощущений друг другу, т. е. взаимосогласуемость (Беркли) или подтверждаемость теории ощущениями (неопозицивизм)
В иррационалистич вар-те с.и. крит. истины– эмоции: переживания, оценка (экзистенционализм)
В прагматизмекрит.истин. признается польза, выгода, кот. отдельный чел может извлечь для себя из знаний.
В конвенционализмекрит. истины-явл мнение большинства.
Вывод: успех практической реализации идей и теорий подтверждает роль практики, как основного критерия истинности знания.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 865; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!