Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепции прос-ва и времени.
В истории фил-ии были разработаны 2 концепции прос-ва и времени: Субстанциональная и реляционная. В субстанциональнойк-ии пространство и время рассматриваются как самостоятельные виды реальности существующие отдельно. Пространство – это пустота, а время – внешние часы, которые регулируют процессы (метафизическая кон-ия). В реляционной к-ии пространство и время как формы существования материального мира. Аристотель, Лейбниц и Энштейн. (диалектическая кон-ия)Пространство – есть форма бытия материи, характеризующая порядок взаиморасположения предметов, а так же их протяженность и скульптурность. Время – есть форма бытия матери, характеризующая порядок смены состояний предметов, процессов, а так же длительность их состояния.
Всеобщие свойства пространства и времени: объективность, неразрывная связь пр-ва и времени друг с другом и с движущейся материей (теория относительности Энштейна), единство прерывного и непрерывного в структуре прос-ва и времени, количественная и качественная бесконечность в прос- ве и времени.
Специфические свойства пространства:
1.протяженность – рядоположенность точек пространства, свойство предметов занимать определенное место в пр-ве;
2.Трехмерность.
Специфические свойства времени:
1.длительность – последовательность сменяющихся друг друга состояний предмета,
2.однонаправленность или необратимость: от прошлого через настоящее в будущее.
|
|
29-30. Сознание как предмет философского анализа. Генезис сознания Сознание – философия высокоорганиз. материи, чел-ого мозга, кот. заключается в активном, целенаправл. отражении действительности, в идеальных образах, причем, отражение происходит в процессе практического освоения мира чел., живущим в общ-ве. Сознание –фил. мозга и отражение действ-ти. Признаки:
•сознание-свойство мозга ,значит с. возникает естественным путем в ходе саморазв. жив. природы. С. вторично по отн. к мозгу.
• процесс отраж-я действительности. Отражение - копирован. и воспр. действ. в виде ид-ных образов. Вторично по отн. к объекту познанию.
• в с. человека отражение действ. происходит в идеальной форме в виде ощущений, понятий, суждений, умозаключений.
• с. возникает в ходе практ. освоения чел. мира.
• с. явл. продуктом обществ. развития всего человечества. С. формируется у ребенка в ходе социализации.
От 4 до 7% клеток головн мозга управл сознанием, а ост.- бессозн. псих. процессами.
Психика –система познават и эмоц волевых процессов, выполн. функции ориентации чел в мире и ф. управления поведением. К психике отн. созн-ые и бессозн. псих. процессы. С. вкл . в себя : процесс мышления , чувства ощущения, воспр., представления, кот. нах. под контролем мышления. К бессозн. процессам отн.: процессы, в кот. человек не отдает себе отчета (инстинкт, эмоции), также ощущ.,воспр. представления , кот. протекают вне фокуса сознания, также интуиция, навыки, ценностные установки, сновидения. Сновидение - высшая форма отраж. действ., заключ-ся в целенаправленном опосредственными знаками языка, обобщенном познании мира.
|
|
Структура индивид. сознания:
• логич. или рацион. уровень: На этом уровне отраж. действ. происходит в мышлении, имеет 3 формы: (понятие, суждение(в виде повеств. предложений ), умозаключение (вывод, кот. делается на основе сравнения 2 или > суждений.
• отражение действительности с помощью органов чувств в наглядных образах,3 формы: (ощущение – отраж. одно св-во предмета; воспр – отраж. предмет в целом, представление).
• эмоц. уровень. Отраж. действ. в виде переживаний. ( чувства – устойчивые и целеноправл. возникающие переживания (любовь, ненависть); эмоции – неустойчивые и стихийно возник-ие переживания (гнев, радость))
• волевой - отраж действ. происходит в волевых убеждениях.
Самосознание - сознание, направл. на самого себя; осознание чел. своих действий, чувств, мотивов поведения. Структура самопознания:
|
|
•самочувствие – осознание своего тела и его вписанности в мир окруж. вещей и людей.
•осознание себя как принадлежность к той или иной соц. группе
•осознание себя как уникального, непхожего на др. людей.
Самосознание предполагает самооценку и самоконтроль, сознание – высшая форма отражения действительности. Отражение – взаимное изменение предметами друг друга, происходит при взаимодейств. этих предметов.
Признаки отражения:
• взаимод. двух или более предметов
• взаимное изменение предметами друг друга, в результате чего устанавл. структурное соответствие
Основные этапы в развитии отраж.:
• отраж. в неживой природе (пассивно и неизбирательно)
• отраж. в жив. природе (активное и избирательное) имеет 2 уровня:
- допсихич., проявляется в раздражимости – способность жив. организмов целесообразно реагировать на действия факторов среды
-.психическое-формируется способн. отражать мир в ощущ., восприятиях, представлениях
Отражение в общ-ве проявл.в сознании людей и в их деятельности, отраж-ние – св-во присущее всей материи и постепенное усовершенствование этого св-ва привело к возникновению сознания людей. Сознание формировалось у людей благодаря труду и языку. Труд- целесообразная деят. по изготовлению и систематическому применению орудий труда для удовлетвор. биолог. и соц. потребностей. Язык-система знаков. Функцииязыка:
|
|
•репрезентативная (слова обознач. предметы, свойства и действия с ними)
•экспрессивная (выр.эмоции)
•познавательная (язык как ср-во мышления)
•коммун-ная (язык как ср-во общения)
•кумулятивная (язык- средство накопления, хранения знаний и их передачи в ряду поколений, язык- соц. память общ-ва )
Вывод: труд и язык явл.2 дополнит. канонами , сохр. и передача потомкам инф. В продуктах труда инф. передается в общ. форме, а в языке инф. хранится и передается в знак. форме. У животн. Действует только биологический канал передачи инф. через наследств., частично через обучение путем подражания.
Генезис - это происхождение, исток, начало формирования какого-либо явления, объекта или теории. Словом "генезис" (от греческого "genesis" - происхождение, бытие) также обозначают зарождение и процессы становления. С историч., генетической точки зрения это означало признание существования до сознательной психики животных и появления у человека качественно новой ее формы - сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, что его порождает, о его внутр. структуре. Сама по себе необходимость возникновения у человека явлений сознания, разумеется, еще ничего не говорит о процессе их порождения. Она, однако, ясно ставит задачу исследования этого процесса, задачу, которая в прежней психологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках традиционной схемы объект субъект феномен сознания у субъекта принимался без всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающих существование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающего картины, которые ткут в мозге нервные физиологич. процессы.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 503; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!