Экзистенциализм. Сущность, разновидности, основные понятия.



Экзистенциализм - фил учение 20в. в центре вним.кот нах проблема уникальности чел.существования и связ.с ней проблема поиска смысла жизни. Экз-ты заяв, что прежняя фил была обесчеловечена и представ собой фил либо вещей(мат-зм), либо фил идей(идеализм). Причем специфику сущ чел они видели не в своеобразии мыслей и поступков людей,а только в своеобразии эмоц переживаний связ с поиском смысла жизни. Призмы, через кот рассм.мир у них явл не ощущ, а эмоции,эмоции переживания. Поскольку эмоции не контролир разумом, то это течение явл иррациональным вариантом субъектив ид. У истоков рус фил нах Шестов и Бердяев. Они разраб свое уч накануне 1 мир войны .После войны экз-зм стан популярным в Германии(представ Хайдегер и Ясперс) Программным произведением была книга-«Бытие и время» Хайдегера. Во время 2 мир войны экз разв во Франции. Представ:Марсель,Сартер,Камю. В экм-ме выделяют 2 осн разновидности: Религиозный (Шестов,Бердяев,Марсель) Атеистический. Различия были в третьем виде бытия. Экз рассматр жизненный путь чел как антологич триаду. Хар-ка каждого вида бытия: Мир-это повседневн жизнь чел.Это самый худший вид бытия,т.к. в повседнев жизни чел поступает стереотипно. Узкому кругу аристократии доступен перех во второй вид бытия(нужно отрешиться от повседневн.забот и погруз.в свои эмоц.переживания, нацеленные на поиск смысла жизни). Но чел не хах ответ и тогда он с надеждой смотрит на 3 вид бытия – после смерти. Приблиз к этому виду бытия можно в погранич ситуация. Она нах между 2 и 3 видом бытии(между жизнью и смертью).Вывод:жизнь не имеет смысла,абсурдна,но таковой жизнь сделал 20 в. с его двумя мировыми войнами. Основ черты экз-ма: 1.Экз.-субъектив ид, т.к первичны эмоции 2.Иррационализм: а)гносеологич-мир познается не логич средствами, а с помощью пережит эмоций б)Антологич -сам мир устроен иррационально (наиболее ярко это выраж у Камю) 3.Индетерминизм в поним поведения чел. У них чел в своих поступках абсолютно свободен. Они гов-ли,что свобода это тяжкое бремя. Понимали свободу психологич как свободу желаний, а не свободу действий. 4.Этич релятивизм(не обяз-но след принятым в общ-ве законам. И чел ведет себя нравственно, если готов нести ответственность за свои поступки,даже если эти поступки по мнению общ-ва явл  безнрав). 5.Крайний индивидуализм(выход из полит и дух кризиса они видели в дух бегстве от общ-ва) 6. Пессимизм в оценке будущего. Вывод:фил эзк-ма заставила людей задум над пробл, кот в классич фил практически не обсужд (пробл уникальности чел и смысла жизни). Эта фил была протестом против пороков 20 в. Под влияние экз-ма в 48г. Была принята “декларация прав чел”.

 

Философия Фрейдизма и Неофрейдизма.

Фрейдизм – это психоаналитическое учение, разработанное австрийским психиатром З.Фрейдом. В последствии оно было переработано психиатрами: Юнгом, Адлером и Райхом. Изначально фрейдизм возник как мед. учение, исследовавшее психопатологию обычной жизни чел.. Но постепенно фрейдизм стал обрастать фил-ми убеждениями и приобрел фил-кий статус. Важнейшая проблема – проблема соотношения биологического и соц. начала двух миров. Изучая эту проблему, Фрейд пришел к выводу, что психика чел. является ареной непримиримой борьбы этих двух начал. Вследствие чего дух жизнь чел. представляет собой непрерывные потрясения, кот. могут приводить к психич. Заболеваниям. Причину психич. Заболеваний Фрейд видел в подавленной сексуальности, в молча прожитых обидах и неисполненных желаниях.

Суть учения. 3 структуры в составе психики: Оно (id), Я (эго), Сверх-Я (Супер-я). Оно: часть психики, в основе кот. лежат инстинкты и ведущим инстинктом Фрейд признавал либидо или психосексуальное влечение. Оно функционирует бессознательно. Фрейд сравнивал Оно со слепым и глухим диктатором, власть кот. безгранична, но править он может только через посредников, такими являются Я и Серх-Я. Я: это самосознание личности. Я реш. какие требования Оно можно выполнить, а какие можно подавить и запретить. При этом Я должно считаться с мнением Сверх-Я. Сверх-Я: это судья и цензор по отнош. к деятельности Я. Сверх-Я содержится в принятых в общ-ве нормами поведения. Конфликт разворачивается между Оно с одной стороны и Я и Сверх-Я с другой, т.к. в Оно нах. биологически заложенная программа поведения на основе инстинктов, а в Я и Сверх-Я нах. соц. выработанная программа поведения. Этот конфликт и приводит к психич. заболеваниям. Но психика чел. вырабатывает защитные механизмы, кот оберегают ее от перенапряжения. Вытеснение и сублтмация. Вытеснение: подавление желаний, кот. общ-во признает неприемлимыми с точки зрения морали или закона. Опасность в том, что подавленные желания ост-ся энергетически заряженными и если в психики накапливается много однотипно заряженных желаний, то они могут прорвать заграждения Я и Сверх-Я и прорвать заграждения Я и Сверх-Я и подтолкнуть чел. к аморальным и противозаконным поступкам. Сублимация – трансформация энергии Оно в общественно полезную деятельность. Методические лечения заболеваний Фрейд называл катарсис (очищение). Нужно очистить Оно от травмирующей инф-ции.

Оценка фрейдизма: мед. аспекты учения Фрейда являются натуралистическим материализмом. А фил-кие обобщения Фрейдизма являются субъективным идеализмом с элементами иррационализма. По Фрейду: религия – коллективный невроз; культуры – продукт сублимированной энергии либидо; соц. конфликты он объяснял природной склонностью чел. к агрессии. Неофрейдизм:это психоаналитическре учение, сохран. ряд положений классич.фрейдизма и в тоже время, придавшее решающее значение в поведении людей не биологич., а соц. факторам. Представители: Хорни, Салливан, Фромм.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!