Основной вопрос философии и его 2 стороны



Философия её предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества

Философия – (софия-мудрая, филио - любовь) Ввел в 6 веке до н.э Пифагор. Ф. возникла на рубеже 6-7 в. До н.э. в др. Греции, др. Индии, др. Китае. Проблема филос.: Как устроен мир, в котором мы живем, и какое место занимает чел. в этом мире. Эти проблемы пытается решить мифология и религия. Мифология дала решение в образной форме, в виде рассказа о Богах и героях (мифология о 12 подвигах Геракла). Религия давала реш. этой пробл. вселяя в людей веру в сверхъестественное. Ф. дает решение этой проблемы в теоретич. форме с помощью строгих понятий. Мифология обращалась к образному восприятию чел. мира. Религия – к переживаниям, эмоциям. Ф. – к высшей познавательной особенностям чел. к его разуму, мышлению. Философия дает решение проблемы в теоретической форме с помощью строгих понятий. Мифология обращается к образному восприятию человека в мире, воздействуя на органы чувств. Религия обращается к переживаниям, эмоциям чел. Главное –любовь. Фил. обращается к высшей познавательной способности к его разуму, мышлению. Ф. – есть учение об общих принципах бытия и познания, об отношении чел. к миру. Это наука о общих законах развития, природы общества и мышления. Предмет фил. – природный и общественный мир с одной стороны и чел. с другой, рассматриваемые в их сложных взаимодействиях.

3 аспекта предмета философии:

•изучение природы и общества как единого целого

•изучение чел., его назначение

•анализ отношений чел. к миру (познавательное, ценностное, практическое)

Ф. дает ответ на мировоззренческий вопрос – как устроен мир и место чел. в нем.  Функции ф:

• культурно-мировоззренческая

• методологическая – ф. разрабатывает методы изучения мира (диалектика и методика)

• гносеологическая - ф. вырабатывает общие ориентиры для правильного познания мира

• логическая – ф. вырабатывает универсальные понятия, кот. можно применить в любом познании

• критическая – заключ-ся в критике заблуждений, предрассудков

• конструктивная - ф. вырабатывает идеи и идеалы взамен устаревших

• интеграционная – согласует различные виды фил-ской деятельности.

• прогностическая – ф. теоретически обосновывает прогнозы дальнейшего развития общ-ва.

 

2. Фил и мировоззрение. Исторические типы мир-ния. Мифология, религия. Мировоззрение-сист взглядов на мир, на место чел в мире и на отнош чел к окр миру и к самому себе. Оно включ в себя убеждение людей, их идеалы и ценностные ориентации. Миропонимание или мировоззрение-одно из наиболее важных для личности и общ-ва духовных образов. Мир-ние явл. всеобщей необходимостью, как соц, так и индивидуальной. Мифологическое мировоззрение. Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представ о возникновении и устройстве мира, чел.. Миф - первая форма культ деят чел. Мифы - это своеобразное выражение и хранение истор памяти. Миф-кое мир-ние - это такая сист взглядов на мир и место чел в нем, кот основана не на теоретич доводах и рассуждениях, а на худ переживании мира либо на общественных иллюзиях. Религиозное мир-ние В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но фил формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы. Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает чел идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями). Религиозное мир-ние также характеризуется чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или ист рассматр как проявление Бож-ной воли), через символ осущ связь между сверхестественным и естеств мирами,

2. носит ценностный характер отношения к действит-сти (действит - это пространственно-врем-ная протяженность борьбы добра со злом), 3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Фил. мир-ние. Фил - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э. Фил - "любовь к мудрости" вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия. Фил относ к рационально-теоретич уровню мир-ния. Фил необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретич создается сознательно. Фило центрирована на чел, ее интересует отнош чел и мира, чел и чел. Фил - это теоретически разработанное мир-ние, сист общих взглядов на мир и место чел в нем и уяснение различ ф отнош чел к миру. Фил мир-ние возникает в 6 веке до н.э., противостоит миф-му мир-нию. Именно в это время сформ-ся основной категориальный аппарат, которым оперирует фил. В центре внимания фил нах 3 ключевых элемента: природа, обществ жизнь, чел. Фил мир-ние характеризуют 2 основ черты: системность и теоретич характер системы фил взглядов. Структура мировоззрения. 1.Знание (жизненно-практические, профессиональные, научные) 2.Ценности (нравств, эстетич, религиоз, полит, правовые) 3.Направленность поступков(личная выгода, обществ польза) Фил нах в центре мир-ния, т.к. в обобщенной и обоснованной форме дает отв на осн мир-ский вопрос: как устроен мир, место чел в мире.

Основной вопрос философии и его 2 стороны

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к материи, духовного к материальному: 1. Что первично и что вторично сознание или материя? 2. Можно ли познать мир? На 1-ю сторону философии были даны ответы:

• Материя первична по отношению к сознанию, а сознание вторично (материалисты).

• Первично сознание по отношение к материи, а материя вторична (идеалисты).

• Материя и сознание равнозначны (дуалисты - Декарт)

Материализм имеет 3 исторические формы:

• Наивный или стихийный материализм (Анаксимен – воздух, Демокрит - атомы)

• Метафизический материализм нового времени. Материя рассматривается как материя состоящая из частиц, как механику в движении без развития (Бэкон, Ломоносов)

• Диалектический материализм. Материю рассматривали как объективную реальность, ее рассм. не только в движении, но и в развитии. (Маркс, Энгельс, Ленин)

Идеализм имеет 2-е разновидности:

• Объективный – признавалась первичность сверхчеловеческого сознания, высшего разума, Бога (Платон, Гегель)

• Субъективный – первичным признается сознание субъекта человека (Беркли, Фрейд)

На 2-ю сторону философии были даны ответы:

• мир познаваем. (гносеологич. оптимисты)

• мир не познаваем. (частично или полностью – агностики (Юнг, Кант)

Опровержение агностицизма является практика, материальная деятельность людей по преобразованию мира.

 

4.Проблема метода в фил. Диалектика и метафизика. Метод- набор инструкции определяющ. послед действий по изучению предмета. Фил имеет 2 метода:

Диалектика – первым это слово применил Сократ. Диалектика-есть учение рассматривающее предметы в изменении движений развития и во взаимосвязи: Гераклид, Аристотель, Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин.

Метафизика –понятие берет начало в I в. до н.э. Уч, кот рассматр либо в неподвиж, стационарн сост механич движ(без разв), а также рассматр предметы изолированно, отдельно др от др(Гегель).

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!